АНКАРА ВКЛЮЧИЛА "МЕЦАМОРСКУЮ ПРОБЛЕМАТИКУ" В СПИСОК ПРЕДУСЛОВИЙ ЕРЕВАНУ?
Турция в очередной раз реанимирует инициативу по закрытию Мецаморской АЭС. И делает это тогда, когда сама вступает в эпоху ядерной энергетики вместе с соседним Ираном. Вовсе неспроста новые обсуждения вопроса об экзистенциальной опасности армянского энергетического объекта пришлись на период процесса "нормализации отношений" между Ереваном и Анкарой, с одной стороны, и мирных переговоров между Ереваном и Баку - с другой.
10 АВГУСТА НЕКИЙ ГРАЖДАНИН ТУРЦИИ ПО ИМЕНИ Айдын Дениз, представившийся как глава "Сообщества журналистов Игдыра", заявил журналистом, что Армянская АЭС представляет большую угрозу в первую очередь для Турции и Азербайджана, а затем и для России, Грузии, Ирана и даже Средней Азии. Сложно понять, от незнания ли азов географии с физикой он назвал Среднюю Азию зоной потенциального поражения в случае аварии на ААЭС, или же сознательно стремился фейковой информацией спровоцировать волнения в закаспийских тюркских государствах. Факт остается фактом: анкарские власти посредством названного господина расширяют "мецаморскую проблематику" до почти что глобального уровня и значения.
Как сообщает информагенство Ermenihaber, Айдын Дениз возмущенно вопрошал журналистам, почему, дескать, Армения, вопреки всему, продолжает использовать эту станцию? Ведь, по его словам, ряд специалистов и международных организаций, работающих в этой области, признали Мецаморскую АЭС самой опасной атомной станцией в мире. И, наконец, свою пылкую речь о крайней озабоченности ситуацией Дениз резюмировал мыслью, что Азербайджан и Турция должны сообща оказать давление на Армению.
В целом, во всей этой истории с интервью «главы игдырских журналистов» на тему армянской атомной станции хорошо прослеживается методика действий турецких властей, которые каждый раз вводят в оборот "мецаморский дискурс" посредством каких-нибудь общественников, медиа-активистов или депутатов, и только потом сами подключаются к обсуждениям, придавая им политический характер и вес.
Как уже было сказано выше, потуги турецкой стороны с требованиями навсегда остановить работу и запечатать Мецаморскую АЭС не новы и имеют достаточно богатую историю. Уже сразу после распада СССР Анкара начала муссировать тему на всевозможных международных площадках, ссылаясь в основном на опыт Спитакского землетрясения, которое, якобы, чуть ли не стимулировало ядерную катастрофу. В дальнейшем Турция периодически пыталась оказать давление на МАГАТЭ, инициировала обсуждения на посвященных проблемам мировой экологии заседаниях профильных организаций ООН, обращалась в офисы европейских партий "зеленых", усердно использовала различные пропагандистские методы и площадки для создания нужного информационного фона и в конце концов принуждения Армении к отказу от ядерной энергетики и удалении ее из мирового ядерного клуба.
Этот процесс продолжался и в девяностые, и в нулевые, и зафиксировал новые фазы активности уже ближе к нашему времени. Такие всплески были в 2011-ом, в 2012-ом, 2016-ом, в 2017-ом, в 2018-ом и в 2019-ом годах. Особенно активно продвигало антиармянскую атомную кампанию Министерство энергетики и природных ресурсов Турции, перед которым политические власти страны поставили задачу любой ценой дискредитировать перспективы Мецаморской АЭС и сделать ее в глазах мирового сообщества объектом глобальной угрозы обширного региона с нулевым уровнем безопасности.
В ПОСЛЕДНИЙ РАЗ ТЕМА АРМЯНСКОЙ АЭС в Турции была реанимирована в феврале 2022-го и, как обычно, с подачи очередного подставного персонажа. Тогда член "Партии националистического движения" некто Яшар Карадаг после случившегося 13 февраля сильного землетрясения на армяно-грузинской границе потребовал у Еревана немедленно закрыть Мецаморскую атомную станцию. Он заявил, что еще одна такая катастрофа может уничтожить "Игдыр, Карс, Ван, Агры и Эрзрум".
Заметьте, как резко расширилась после этого пропагандируемая география гипотетической катастрофы на ААЭС. Сегодня, спустя всего несколько месяцев, устами другого "радетеля экологии" Айдына Дениза Анкара хочет напугать уже страны, расположенные вне нашего региона. Где Эрзрум с Карсом - и где Средняя Азия?
Впрочем, тема «запредельной опасности» Мецаморской АЭС для стран, расположенных за тысячу километров от нас, как считают ныне в Турции, удачно вписывается в трендовый общеевропейский дискурс о последствиях ракетных атак на Запорожскую АЭС, которые могут стать причиной вымирания половины Европы. Отнюдь не случайно, что Анкара в очередной раз внезапно озаботилась этим в дни, когда Москва и Киев сыплют взаимными обвинениями в организации атак на самую большую АЭС в Европе, а в ООН никак не могут разобраться с истинными виновниками этого сумасбродного во всех отношениях преступного акта. Так что в Анкаре быстро оценили выгоды от своевременной реанимации своей заветной мечты.
Тем более, что она как нельзя кстати открывает новые перспективы для турецкой стороны в контексте "нормализации отношений" с Арменией. А точнее, становится дополнительным эффективным инструментом для давления на Ереван в новых условиях после 44-дневной войны.
Очевидно, что в условиях разразившегося мирового энергетического кризиса, когда отрекающийся от газовой политической зависимости и разуверившийся в идиллии возобновляемой "зеленой энергетики" западный мир спустя десятилетия вновь обращает свой взор к технологиям мирного атома, Армению вряд ли можно заставить запечатать свою атомную станцию – единственный гарант ее энергетического суверенитета. Но зато, ссылаясь на проблемы безопасности довольно старой Мецаморской станции, можно будет постоянно держать под сильным давлением политические власти РА и искусственно генерировать проблему, как актуальный повод, якобы легитимирующий любые враждебные действия против Еревана - вплоть до военной интервенции.
С другой стороны, требования о закрытии станции могут послужить Турции еще и хорошим способом ухода от выполнения собственных обязательств в рамках процесса "нормализации отношений" с Ереваном. И с большой степенью вероятности можно предположить, что именно сейчас Анкара уже разыгрывает такую дипломатическую комбинацию. Ведь на данном этапе турецкие власти по неизвестной причине частично заморозили ход переговоров представителя турецкого президента Сердера Кылыча с уполномоченным от Армении Рубеном Рубиняном.
НАМЕКАЯ НА ПРИЧИНЫ ЭТОЙ ЗАМОРОЗКИ, министр иностранных дел Чавушоглу заявил, что Турция всегда увязывала нормализацию отношений с Ереваном с интересами и желаниями своего "брата и стратегического союзника" Азербайджана. Дескать, удовлетворенность Баку действиями Еревана - главное предусловие для возобновления армяно-турецкого продуктивного диалога. А коли диалог свернут, значит, Баку чем–то недоволен. Едва ли можно считать случайностью, что на этом фоне в Турции опять заговорили (пусть и на уровне провинциальной журналистской организации) о катастрофической ситуации с безопасностью на Мецаморской АЭС. Это значит лишь одно: Анкара включила "мецаморскую проблематику" в список предусловий Еревану, о наличии которого лукаво недоговаривает, а армянская сторона почему–то вообще отрицает.
Тем самым ААЭС со всем комплексом сопряженных с ней проблем превратилась-таки в политический фактор в регионе, чего годами неустанно добивались Турция. И чему когда-то успешно противилась Армения, ставившая значимость этого энергетического объекта вне политического контекста и нейтрализовавшая попытки политической эксплуатации чисто технических вопросов ее безопасности для региона. Нынче же турки, очевидно, приступили к реализации второго этапа действий, задачей максимум которых будет попытка удушения последних остатков энергетической независимости Армении, а задачей минимум – манипуляции и шантаж Еревана на предмет уступок по целому комплексу иных позиций в армяно-турецких отношениях.
ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА
-
2024-11-20 09:46
В Азербайджане ликуют. Как же иначе, если прибывший в Баку для участия в конференции СОР29 американский конгрессмен Фрэнк Паллоне не выдержал напора протестных акций и чартерным рейсом на следующий же день вылетел в США? Это ведь большая победа алиевского режима, вначале официально пригласившего конгрессмена, а по его прибытии организовавшего митинги наемных горлопанов, готовых за оплату бойкотировать кого угодно – хоть Паллоне, хоть Далай-ламу.
-
2024-11-18 09:31
Дней десять назад российские телеграм-каналы облетело видео, в котором тинейджер – этнический азербайджанец ни с того ни сего бьет со всей силой ногой русскую девочку, спокойно сидящую на подоконнике в школе. Случай имел место в городке Нижние Серги Свердловской области.
-
2024-11-16 09:38
Оппозиционные силы в Грузии проиграли выборы 26 октября и, скрепя сердце, две недели дожидались результатов американского голосования, прежде чем преступить к обещанным протестным акциям. Саломе и Ко не хотели «стрелять вхолостую», отлично понимая, что пока в Штатах идет заключительная и самая ожесточенная стадия «рубки» между кандидатами, ни за океаном, ни в Европе не обратят никакого внимания на поствыборные баталии в Тбилиси. Но стоило американским выборам завершиться, как оппозиция вывалилась на улицы, отчаянно надеясь, что победивший Трамп выдаст что-то типа: «Эти протестующие грузины – хорошие парни, и я непременно разберусь с теми, кто их обидел». Трамп же пока ничего подобного или даже похожего не сказал, что наверняка не сильно обнадеживает грузинских западников.
-
2024-11-15 09:49
В Баку очень и очень злы на Индию. И, наверное, если бы не убедительный совет Анкары – сидеть смирно и не рыпаться, спустили бы на Нью-Дели всех собак. В Турции хорошо понимают, что возрождающийся Бхарат (название Индии на языке хинди, которое вскоре станет официальным наименованием этой страны) – соперник, который абсолютно не по зубам турецко-азербайджанскому альянсу, а значит с ним следует себя вести очень осторожно.