Последние новости

Арам ОРБЕЛЯН: «ГЛАВНЫЙ ШАГ – ЗАЯВЛЕНИЕ О НАПАДЕНИИ НА АРМЕНИЮ – ПОКА НЕ СДЕЛАН»

«Есть только один, главный шаг, который следует сделать, а обо всем остальном можно говорить уже после него»,- заявил в интервью «ГА» юрист-международник, управляющий партнер юридической фирмы «Концерн-Диалог» Арам Орбелян.

«НЕОБХОДИМО, ЧТОБЫ АРМЕНИЯ ОДНОЗНАЧНО ЗАЯВИЛА, что в ее отношении имело место вооруженное нападение, агрессия со стороны Азербайджана,- объяснил он, отвечая на вопрос, существуют ли правовые меры для немедленного прекращения азербайджанской агрессии. - Должно очень четко и однозначно прозвучать: "На нас напали". Сделать это следует, естественно, на государственном уровне. Но пока я ничего этого не услышал: говорят, что у нас «приграничные инциденты», звучат какие-то непонятные заявления ни о чем.

Армения должна решить этот вопрос сначала для себя. А потом уже надо, чтобы соответствующие министерства - МИД и Минобороны однозначно, без всяких там «но», «может быть», и «если», твердо заявили, что на страну напали. Не нужно лишних слов из серии «на суверенную территорию» и т.д., все должно предельно коротко и ясно.

Лишь после того, как это будет сделано, можно рассуждать об остальных инструментах, в том числе правового характера, которые можно применить, - начиная от права на самооборону и заканчивая обращениями в международные структуры, Совет безопасности ООН, к дружественным странам, чтобы они применили санкции в отношении Азербайджана и т.д.».

Юрист отметил, что первоочередной мерой является самопомощь. Одной из форм ее выражения в случае, когда государство подверглось вооруженному нападению, является самооборона. Это неотъемлемое право государств, закрепленное в Уставе ООН. Вначале следует признать факт вооруженного нападения, затем обратиться в Совет безопасности с заявлением о том, что мы применяем свое право на самооборону. Потом будет обсуждаться вопрос о применении международных инструментов. У Совбеза ООН есть полномочия для принятия определенных шагов: признание данного факта и применение экономических санкций в отношении страны-агрессора. Как минимум, Азербайджана, а возможно, и других вовлеченных государств.

Также, по словам Орбеляна, следует начать процесс по договорам, которые предусматривают коллективную самооборону.

«Надо не просто обращаться в ОДКБ, по статье 2 или 4, а действовать после того, как мы сами, прямо, а не косвенно, признали факт агрессии. Иначе эти инструменты не будут работать. Речь не идет о том, что войско ОДКБ должно стать на границе. Право на коллективную самооборону означает, что они имеют право вступить на территорию Азербайджана, чтобы остановить нападение»,- отмечает юрист. Однако, по его словам, страны-партнеры могут и отказать. Тогда следует думать, как действовать дальше.

ТРЕТИЙ ИНСТРУМЕНТ СВЯЗАН С ПРАВАМИ ЧЕЛОВЕКА и международным уголовным правом. Если коротко, это примерно то, что мы видим сейчас в контексте российско-украинского конфликта.

Что касается инициативы бывшего омбудсмена Армана Татояна о немедленном обращении в Международный уголовный суд, признав в срочном порядке юрисдикцию этого суда, Орбелян считает, что здесь следует понять, по какой конвенции мы можем это сделать, какие конкретно детали он имеет ввиду. При этом наш собеседник подчеркнул, что если экс-омбудсмен выступил с подобным предложением, значит, он предметно изучил вопрос: «Предложение Татояна следует, как минимум, очень серьезно рассмотреть. У меня лично есть полное доверие к тому, что он говорит».

 Юрист напомнил, что любые правовые инструменты направлены на долгосрочную перспективу. «Первоначальным гарантом безопасности Армении является сама Армения, ее вооруженные силы. Все остальные инструменты должны рассматриваться только в качестве дополнения»- отметил он.

«Обсуждать действия правительства я не хочу, за все это время они ничего действенного не сделали. А куда обратились, зачем, и по какому пункту, даже не буду комментировать. Повторяю: не бывает такого, чтобы государство не заявило, что его права грубо нарушены, и вдруг начало обращаться в какие-то структуры. Первый шаг – конкретное официальное заявление о нападении»,- подытожил Арам Орбелян.

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • 4 ИСКА ТЕАТРА "ГОЙ" В СУДЕБНЫХ ИНСТАНЦИЯХ
      2024-03-28 10:58

      У коллектива театра "Гой" новые проблемы. Сотрудники более не могут войти в свое здание, где до сих пор находится их имущество.

    • ОКОНЧАТЕЛЬНЫЙ ВЫБОР – ЗА СТРАСБУРГОМ
      2024-03-27 10:50

      Экзамен для кандидатов в судьи ЕСПЧ от Армении состоится в апреле Комиссия по отбору кандидатов, выдвинутых Республикой Армения на должность судьи Европейского суда по правам человека, утвердила список претендентов, успешно прошедших этап отборочного собеседования. Их семеро: Айк Алумян, Ваге Григорян, Лиза Григорян, Нора Карапетян, Армен Мазманян, Анна Маргарян и Виген Кочарян.

    • НЕСМОТРЯ НА РЕШЕНИЯ АПЕЛЛЯЦИОННОГО И КАССАЦИОННОГО СУДОВ!
      2024-03-25 20:13

      25 марта в Антикоррупционном суде под председательством Ваге Долмазяна продолжилось слушание по делу зампреда РПА Армена Ашотяна, а также экс-ректора ЕГМУ Микаэла Нариманяна и сотрудников вуза Ларисы Парсегян, Марты Симонян и Ролана Давтяна. Их обвиняют в злоупотреблении служебным положением и отмывании денег. Напомним, что на прошлом заседании адвокат Тигран Атанесян внес ходатайство об отводе судьи, так как он не воспринимается как беспристрастный и справедливый. Долмазян произнес длинную речь, в конце которой отклонил ходатайство, заявив, что представленные факты необоснованы и причин для самоотвода нет.

    • Эрик АЛЕКСАНЯН: «ОБВИНЕНИЕ НЕ ОБОСНОВАНО»
      2024-03-25 09:38

      В Антикоррупционном суде под председательством Сурена Хачатряна в конце прошлой недели состоялось очередное заседание по делу бывшего начальника полиции Владимира Гаспаряна и его супруги Сусанны Гаспарян. Дело, состоящее из нескольких эпизодов, поступило из генпрокуратуры в Антикоррупционный суд в конце августа 2023 года. Обвинение состоит из двух блоков и касается того, что супруга В. Гаспаряна, будучи оформленной в установленном законом порядке на должностях в Военной Полиции, а в дальнейшем в Полиции РА, работу не посещала, не выполняла своих должностных полномочий, при этом ежемесячно получая зарплату. В. Гаспарян обвиняется в присвоении и растрате, а также в злоупотреблении должностными полномочиями. Его супруге инкриминируется пособничество в преступлении.






    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ