Последние новости

Давид БАБАЯН: ПОКА АРМЯНОФОБИЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ИДЕОЛОГИЯ АЗЕРБАЙДЖАНА, НЕВОЗМОЖНО ПРИЙТИ К ОБЩЕМУ ЗНАМЕНАТЕЛЮ

Интервью министра иностранных дел Республики Арцах (Нагорно-Карабахская Республика) Давида Бабаяна Новости Армении – NEWS.am.

- Расскажите, пожалуйста, об итогах вашего недавнего визита в США.

- Визит в целом можно считать достаточно полезным. Во-первых, любой визит в первую очередь нацелен на укрепление внутриармянских связей. В Америке проживает вторая по численности армянская диаспора, первая проживает в России – около 2 млн и 3 млн соответственно. Потому для нас стратегически важно укрепление связей с Диаспорой. Без этого будущее как исторической родины, так и Диаспоры будет под вопросом. Встречи прошли на очень высоком уровне. Для нашей Диаспоры Арцах стал ценностью номер один, и мы считаем, что одной из приоритетных задач всего армянства стать арцахоцентричными.

Состоялись также встречи с общественными, аналитическими, политическими кругами США, дабы глубже понять основные императивы внешней политики США, особенно в нашем регионе. Для нас всегда очень важно поддерживать нормальные отношения со всеми государствами, где есть армянская Диаспора. Такую уникальную возможность имеем только мы, армяне, и евреи – поддерживать отношения с целым рядом государств, которые даже имеют между собой проблемы.

Это не означает смену внешнеполитического курса, у Арцаха всегда был постоянный внешнеполитический курс. Это поддержание хороших отношений с братскими странами, связи с которыми развивались столетиями, и особенно со странами, где есть Диаспора. В этом контексте ясно, что главным гарантом безопасности Арцаха является Россия и российские миротворцы. В этом нет никакого сомнения, и это не может подвергаться сомнению.

С другой стороны, США единственная страна, которая пока в состоянии политическими методами сдерживать Турцию. Потому что турецкие амбиции, вообще политика Турции, очень похоже на ту, которую в свое время проводил Гитлер. И тогда Запад помогал Гитлеру в приходе к власти, с тем, чтобы потом направить его агрессию против СССР. И СССР поддерживал, что добиться обратного или нейтрализовать угрозу. В конце концов все стали жертвами нацистского режима. То есть, Турция своими амбициями и гибкой, сильной внешней политикой играет на противоречиях Запада и России, но всегда пытается добиться своих целей. Потому важно, пока есть такая возможность, через год-два ее может не быть, использовать.

- Сегодня в Праге запланированы встречи премьер-министра Армении с президентами Азербайджана и Турции. Какие могут быть ожидания у армянской и арцахской общественности?

- Разного рода встречи проводить необходимо, это действительно очень важно. Одновременно нужно четко придерживаться красных линий. Для нас красная линия в том, что Нагорный Карабах не может быть частью Азербайджана. Арцаха просто не будет в том виде, в каком он есть сейчас. Это все должны понимать. А не будет Арцаха – не будет и Армении. Это будет лишь вопрос времени. Поэтому всегда принципиальность важна. Независимо от ситуации, в которой мы находимся, выходы всегда есть. Тем более, что сейчас мир не монолитен, сейчас он очень разобщен, раздроблен. Идет передел мира, а если идет передел мира, в нем задействован целый ряд соперничающих между собой векторов. То есть нет одного консолидированного подхода, что дает нам возможность защищать свои интересы, и мы должны сделать это на самом высоком уровне.

- Тема «коридора» муссируется все активнее. Кому, в конечном счете, он выгоден?

- Вопрос в том, что мы не против экономических проектов. Но интеграционные проекты, проекты развития не должны стать экспансионистскими. В понимании Азербайджана и Турции это, естественно, завтра может стать источником еще больших проблем. Однако если подходить к вопросу с учетом интересов всех сторон, и в первую очередь своих собственных, то любое предложение можно трансформировать в выгоду, все зависит от профессионализма и патриотизма. Вот ключ к нашим победам и поражениям.

- Представляет ли этот «коридор» угрозу для Ирана?

- Если, как я уже сказал, интеграционные проекты на деле станут экспансионистскими, то, естественно, это станет угрозой, причем не только Ирану, но всему человечеству. В том числе и Западу – в более отдаленной перспективе. Мы не можем быть против интеграционных процессов, коли уж сами хотим воссоединиться с Арменией, но в политике Турции и Азербайджана «интеграция» превращается в экспансию, вот в чем проблема.

- Вопрос как историку, есть ли примеры примирения враждовавших стран, когда агрессор не наказан, не осознал свою вину и продолжает оказывать давление на жертву?

- Нет таких примеров. В свое время, особенно на Западе, было такое клише, что вот, Германия и Франция враждовали десятки лет, а нынче в братских отношениях. Да, это так. Но как они к этому пришли? Об этом умалчивают. Нацистская Германия была уничтожена, раздавлена, и после этого, после того, как по итогам второй мировой войны она была просто оккупирована союзными силами, из германского самосознания выдавили любые признаки экспансионизма.

И сейчас это уже другая Германия, переформатированная. Но если бы вторая мировая война имела иное окончание, мы бы уже имели третью мировую войну, с участием тех же самых государств. Поэтому надо понимать – если ненависть является религией, государственной идеологией, как армянофобия в Азербайджане, невозможно прийти к общему знаменателю. Или одна сторона должна полностью уничтожить другую, или необходимо внешнее давление. Армянофобия – первый шаг на пути к тотальному нацизму.

- И что должно предпринять международное сообщество. Как показывает практика, призывов, чтобы обуздать агрессора, мало.

- Уповать на международное сообщество бессмысленно, потому что нету такого понятия, к сожалению. Во-первых, слишком много противоречий. Во-вторых, мы уже вошли в эру голой геополитики, нормы и ценности отошли на задний план. Надо строить отношения на двусторонней основе и спасти нашу страну именно в таком формате.

Новости Армении - NEWS.am

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ