РАЗВЕНЧАННАЯ МЕХРИБАН И АНТИПАНТУРАНСКАЯ СТРАТЕГИЯ ПАРИЖА
В середине ноября стало известно о том, что полномочия Мехрибан Алиевой в статусе Посла доброй воли ЮНЕСКО прекращены. Первым об этом проинформировал армянскую общественность посол Армении в Королевстве Нидерланды Тигран Балаян. С его слов стало известно, что процесс лишения Алиевой высокого звания был инициирован именно руководством ЮНЕСКО и таил в себе вполне определенный политический мотив, о котором скажем чуть ниже. И лишь спустя пару дней на новость отреагировали официальные структуры Азербайджана, до того хранившие стоическое молчание.
ТАК, НАЦИОНАЛЬНАЯ КОМИССИЯ ЭТОЙ СТРАНЫ по ЮНЕСКО выступила с заявлением, согласно которому Мехрибан Алиева сама направила письмо генеральному директору Одри Азуле, сообщив о прекращении своей деятельности в качестве Посла доброй воли организации. Тем самым азербайджанская сторона хотела подчеркнуть, что Алиева якобы собственнолично отказалась от звания, поэтому никакой интриги в новости нет. Вместе с тем Баку предпочел не объяснять причины данного решения первого вице-президента Азербайджана, что выглядит по меньшей мере странно.
Впрочем, с другой стороны, ничего странного в этом нет. На самом деле в Баку пребывают в большом мандраже из-за случившегося. Совершенно очевидно, что Алиевой было предложено самой написать заявление на имя гендиректора Азуле о сложении полномочий во избежание огласки скандала. Загнанная в угол, она так и поступила, причем Баку, по всей вероятности, было рекомендовано не распространяться и не называть вымышленных мотивов отказа.
Именно поэтому национальная комиссия не привела в качестве причины отстранения Алиевой пресловутые отговорки типа "по состоянию здоровья…" или "в силу занятости…". Да и выглядели бы такие «причины» в разъяснительном тексте нелепо. Ведь звание Посла доброй воли не предполагает каких-либо обременительных обязанностей, а носит больше представительский характер. Это весьма почетное звание, и, судя по всему, долгие годы щеголявшую им Мехрибан Алиеву лишили звания категорично и безапелляционно. И на то были веские причины.
Как утверждает посол Балаян, мотивом подобного решения руководства авторитетной международной организации стало хроническое противление бакинских властей визитам миссий ЮНЕСКО по проверке состояния памятников армянского культурно-исторического наследия на оккупированных Азербайджаном территориях Арцаха и Армении. Причина, действительно, достаточно убедительная.
После 44-дневной войны армянский дипломатический корпус, парламентские группы, европейские общественно-политические организации и представители армянских организаций в Европе настоятельно требовали от ЮНЕСКО защитить физическое существование и аутентичность исторических памятников и современного культурного наследия армянского народа на оказавшихся под контролем Баку арцахских землях. Тогда как Мехрибан Алиева, будучи пусть и внештатным, но фактическим членом этой организации, делала все для того, чтобы воспрепятствовать ее работе и исполнению прямых обязанностей, согласно уставу и принципам.
Являясь вице-президентом Азербайджана, Посол доброй воли ЮНЕСКО Алиева не только палец о палец не ударила, дабы предотвратить вандализм соотечественников в отношении армянских храмов, памятников старины, культурных объектов, но и фактически поощряла такие действия на государственном уровне, превратив варварство и воровство чужого культурно-исторического достояния в официальную политику Азербайджана.
ТЕПЕРЬ ЖЕ, СОГЛАСНО ИНФОРМАЦИОННЫМ УТЕЧКАМ, чаша терпения чиновников от ЮНЕСКО якобы переполнилась, и они указали Мехрибан Алиевой на несовместимость ее почетного звания с практической деятельностью на посту вице-президента Азербайджана.
Однако возникает резонный вопрос: с чего это вдруг так переполошились в ЮНЕСКО? Неужели только сейчас у них внезапно открылись глаза на лицемерную политику Азербайджана и лично Мехрибан-ханум? Ведь история с лоббированием в ЮНЕСКО азербайджанского вандализма и практики присвоения культурно-цивилизационных ценностей соседних народов началась не сегодня и даже не вчера, она продолжается уже десятилетия. Почему за все это время ЮНЕСКО ни разу и не подумало пикнуть в адрес Баку ни слова упрека, уже не говоря о персональных санкциях в отношении Алиевой?
Например, эксперты этой организации с 2005 года не могут попасть на территорию Нахиджевана, дабы зафиксировать факт уничтожения джугинских хачкаров и армянских храмов, поскольку бакинские власти запрещают им допуск в древний армянский край. Но данный факт почему-то не мешал руководству ЮНЕСКО все эти годы заигрывать с авторитарным азербайджанским режимом, ублажать честолюбие четы Алиевых почетными званиями и сладкоречивыми тостами, и поддерживать с ними по сути панибратские отношения. Как не мешал гендиректоршам ЮНЕСКО – вначале болгарке Боковой, а затем и француженке Азуле водить с женой диктатора личную дружбу.
Впрочем, все эти вопросы имеют риторический характер, ибо в свое время армянская пресса, в особенности "Голос Армении", отметилась массой материалов на тему того, как злые, но вполне информированные языки в Европе четко указывали на меркантильный характер дружбы ханум Алиевой с высшим руководством ЮНЕСКО, доказывая фактами, что эта «дружба» была повязана исключительно на корыстных финансово-политических интересах.
Так с чего вдруг сегодня организация вспомнила о своих принципах и миссии??
На наш взгляд, к этому приложили руку французские власти, имеющие огромное влияние на ЮНЕСКО лишь уже по факту того, что центральный офис организации находится в Париже, а ее нынешний гендиректор Азуле являлась в прошлом министром культуры и коммуникаций этой страны. Нет никаких сомнений в том, что органы правопорядка Франции имели в своем распоряжении все данные о теневых сделках ЮНЕСКО с азербайджанским режимом на протяжении долгих лет и о коррупционных интересах его руководства с правящей четой, коль скоро эта информация стала доступной даже СМИ.
По всей вероятности, именно эти данные были использованы для давления на руководство организации с целью заставить его разорвать отношения с Мехрибан Алиевой и фактически выставить ее из ЮНЕСКО. Очевидно, что амбициозную жену бакинского диктатора развенчали и лишили звания под сильнейшим давлением властей Франции, однако обставили дело так, будто Мехрибан-ханум сама инициировала отказ от звания. Возможно, громкого международного скандала желали избежать все стороны, потому и сошлись на консенсусном решении: позволить первой леди Азербайджана уйти тихо и "достойно".
НО В ТАКОМ СЛУЧАЕ ВОЗНИКАЕТ ДРУГОЙ, еще более интригующий вопрос: зачем это надо было французским властям, причем после стольких лет молчания? О том, что процесс инициировал именно официальный Париж, свидетельствует главным образом и тот факт, что практически параллельно процессу отстранения Алиевой от ЮНЕСКО Сенат Франции принял резолюцию о наложении санкций против Азербайджана из-за агрессии в отношении Республики Арцах. Едва ли это можно назвать случайным совпадением, как, впрочем, и весь комплекс действий Франции за последние пару-тройку лет против растущего азербайджано-турецкого экспансионизма.
Дело в том, что, как показывают последние события, Париж весьма решительно настроен в деле наращивания своего влияния в обширном регионе Ближнего Востока путем военно-политического давления на тюркский тандем. Процесс утверждения и международного признания субъектности Республики Арцах – лишь один из эпизодов большой антитюркской стратегии макроновской Франции, тогда как инцидент с развенчанием имиджа Мехрибан Алиевой имеет прямое отношение к карабахскому направлению действий Парижа.
С большой долей уверенности можно констатировать, что тем самым французская сторона, наряду с иными действиями, расчищает поле для широкого использования факта уничтожения Азербайджаном армянского культурного наследия Арцаха и нарушения соответствующих резолюций ООН в целях конструирования правовой базы для своего легитимного вмешательства в карабахский вопрос. Иной вопрос: насколько далеко может зайти Париж и не остановится ли на полпути признания Арцаха, получив от Баку минимальный набор требуемых уступок?
-
Валерия Олюнина 21-Ноя-2022Спасибо большое автору за отличную публикацию. Но ведь при Боковой ЮНЕСКО в Джугу и не рвалось. Все было куплено. Случай с выставкой фотохудожника Завена Саргсяна был показательным.Ответить
ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА
-
2024-11-20 09:46
В Азербайджане ликуют. Как же иначе, если прибывший в Баку для участия в конференции СОР29 американский конгрессмен Фрэнк Паллоне не выдержал напора протестных акций и чартерным рейсом на следующий же день вылетел в США? Это ведь большая победа алиевского режима, вначале официально пригласившего конгрессмена, а по его прибытии организовавшего митинги наемных горлопанов, готовых за оплату бойкотировать кого угодно – хоть Паллоне, хоть Далай-ламу.
-
2024-11-18 09:31
Дней десять назад российские телеграм-каналы облетело видео, в котором тинейджер – этнический азербайджанец ни с того ни сего бьет со всей силой ногой русскую девочку, спокойно сидящую на подоконнике в школе. Случай имел место в городке Нижние Серги Свердловской области.
-
2024-11-16 09:38
Оппозиционные силы в Грузии проиграли выборы 26 октября и, скрепя сердце, две недели дожидались результатов американского голосования, прежде чем преступить к обещанным протестным акциям. Саломе и Ко не хотели «стрелять вхолостую», отлично понимая, что пока в Штатах идет заключительная и самая ожесточенная стадия «рубки» между кандидатами, ни за океаном, ни в Европе не обратят никакого внимания на поствыборные баталии в Тбилиси. Но стоило американским выборам завершиться, как оппозиция вывалилась на улицы, отчаянно надеясь, что победивший Трамп выдаст что-то типа: «Эти протестующие грузины – хорошие парни, и я непременно разберусь с теми, кто их обидел». Трамп же пока ничего подобного или даже похожего не сказал, что наверняка не сильно обнадеживает грузинских западников.
-
2024-11-15 09:49
В Баку очень и очень злы на Индию. И, наверное, если бы не убедительный совет Анкары – сидеть смирно и не рыпаться, спустили бы на Нью-Дели всех собак. В Турции хорошо понимают, что возрождающийся Бхарат (название Индии на языке хинди, которое вскоре станет официальным наименованием этой страны) – соперник, который абсолютно не по зубам турецко-азербайджанскому альянсу, а значит с ним следует себя вести очень осторожно.