Последние новости

НА РАЗЛОМЕ ИСТОРИИ

«Разрушения, производимые информационным оружием, касаются общественного сознания, умонастроения людей", - говорит в интервью «ГА» социолог, академик НАН РА Геворг ПОГОСЯН.

- Геворг Арамович, чем отличаются современные войны от тех, что читаем в учебниках истории?

- Современные войны резко изменили характер боевых операций. Дело в том, что опасность ядерной войны настолько сильно напугала человечество, что все противоборствующие глобальные стороны стали разрабатывать различные международные договора, конвенции, соглашения и решения ООН, запрещающие распространение атомного оружия и ограничивающие его применение. Параллельно же с этим начались разработки других видов оружия массового поражения, не содержащих радиоактивный заряд, воздействие которого могло превратить нашу планету в безжизненную пустыню.

- Уничтожать людей, но не инфраструктуры?

- Именно так. Глобальные державы стали разрабатывать биологическое оружие, которое не несет столь разрушительных последствий для инфраструктуры городов противника, но уничтожает его живую силу. Однако, и оно было вскоре запрещено международными конвенциями. Тогда начались поиски новых видов оружия – психологического и информационного. В последние годы специальные центры стали разрабатывать универсальные виды оружия массового поражения на основе сочетания трех видов: биологического, психологического и информационного.

- Давайте подробнее поговорим об информационном оружии…

- Его поражающим элементом является, как известно, ложная информация или специально разработанное информационное сообщение сенсационного характера, способное оказывать сильное воздействие на общественное сознания населения страны противника. Дальность и глубина проникновения подобного оружия на территорию противника практически не ограничена, равно как и скорость доставки – более того, эта самая скорость в тысячи раз превосходит скорость гиперзвуковых ракет. Скажем, касательно Армении она поражает не только население республики, но и многомиллионную армянскую диаспору во всем мире. Разрушения, производимые информационным оружием, касаются общественного сознания, умонастроения людей. В отличие от обычных видов артиллерийского или ракетного оружия, здесь нет никаких средств ПВО или технической обороны. Поражать и сбивать противоракетными средствами информационную атаку противника просто не представляется возможным. К тому же информационное оружие, безусловно, является орудием массового поражения, причем самого широкого профиля, оказывающего воздействие, как на вооруженные силы противника, так и на мирное население.

Производство информационного оружия обходится совсем не дорого, создается легко и в неограниченных количествах, большими партиями и сразу берется на вооружение армиями. Легко осваивается соответствующими военными специальностями, не требует особых условий для хранения и складирования, подготавливается к применению в течение нескольких секунд. Поражающие возможности этого оружия колоссальны, запрещающих или ограничивающих его применение международных конвенций и договоренностей на сегодняшний день не имеется. Восстановление потерь и разрушений, наносимых этим оружием, требует длительного времени, больших средств и усилий. Одним словом, это самое современное, грозное и совершенное оружие массового поражения. Оно не трогает материальную среду и инфраструктуру противника, но наносит серьезный урон его живой силе. Причем, повторюсь, никаких эффективных средств борьбы и обороны от него на сегодняшний день нет ни у одной страны мира.

- Никакой защиты?

- Никакой. Придется отключить все ТВ, радио, СМИ, интернет и мобильные телефоны у всего населения. Но это - полный коллапс, это невозможно сделать!

Информационное оружие, словно бациллы или вирусы - невидимое, неслышимое, неощущаемое. Или скажем так: информационное оружие как межконтинентальная ракета с разделяющимися боеголовками. Начинка информационной бомбы может быть самой разнообразной, цели поражения - самые разные. Она может вызвать массовую депрессию, недоверие населения, взаимную агрессию, неоправданную злость, немотивированную ненависть, безнадежную беспомощность, массовые настроения суицида, протестные социальные движения, тотальное безразличие или полный уход в себя, анемию и социальный аутизм.

- Как же противостоять?

- Необходимо разработать средства противодействия как антивирусы, повышающие иммунитет человеческого организма. В случае информационного оружия - это способности человеческого сознания, способность распознавать это оружие, противостоять ему и разоружить, поставить защитный щит, оборону. Для этого необходимо расширить сознание человека, поднять его на несколько более высокий уровень. Только так можно эффективно противостоять воздействию информационного оружия. Задача наших ученых гуманитариев сегодня заключается в разработке таких моделей ментальной защиты, которые можно будет передать как можно большому количеству людей. Внедрить в массовое сознание навыки противодействия, превосходящие разрушительные возможности информационного оружия.

- Каким образом?

- Прежде всего, совершенно новыми формами образования. Новое образование для нового поколения, для новых детей. Работать по схемам образования XIX века, означает обрекать нас на вечное отставание. Нужны абсолютно новые формы, новый контент для начального образования. Сегодня наши дети – это поколение "Z", это дети, рожденные в 2015 году и после. Они уже приходят на смену поколению миллениалов, поколению "Y", как его называют социологи. Это цифровое поколение, выросшее в интернете. Они совершенно другие, у них иные, расширенные способности. Они не хуже, но и не лучше нас: они другие. И им нужно совершенно другое образование, соответствующее их иному уровню восприятия и способностей. На это могут уйти годы, но начинать надо уже сегодня, точнее, еще вчера!..

           Продолжение следует

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • ЕСЛИ «ДЕМОКРАТИЯ – НАША ЕДИНСТВЕННАЯ СИСТЕМА БЕЗОПАСНОСТИ», ТО ЭТО ПРОСТО СТРАШНО
      2024-03-28 10:10

      В западных столицах обеспокоены тем, что армянское правительство заходит слишком далеко, отворачиваясь от России На днях в Женеве, в рамках 148-й ассамблеи Межпарламентского союза (IPU) делегация во главе со спикером Национального собрания Армении Аленом Симоняном встретилась с делегацией Великобритании в IPU, возглавляемой Карен Брэдли. И в ходе этой встречи спикер армянского парламента Ален Симонян рассказал удивительные вещи. Опустим реверансы во славу «двусторонних отношений между Арменией и Великобританией», которые, по словам Симоняна, развиваются на уровне «стратегического диалога». Хотя было бы, конечно, интересно узнать, в каком месте этот диалог «стратегический».

    • ЛОЖЬ И ДВОЙНЫЕ СТАНДАРТЫ ВЛАСТИ
      2024-03-27 09:50

      «Когда глава государства заявляет публично, что начнется война, есть конкретные процедуры в этой ситуации – ни одну из них Пашинян не осуществил», - говорит в интервью «ГА» военно-политической аналитик Айк НАГАПЕТЯН.

    • "ЭТО ПЛАН УНИЧТОЖЕНИЯ АРМЕНИИ"
      2024-03-21 09:18

      "Даже западные аналитики открыто говорят, что никакой значительной помощи от Запада не будет, никакого союза с Западом не будет, никаких гарантий безопасности от Запада не будет. Почему мы не слышим?" - отмечает в интервью "ГА" доктор политических наук Артур ХАЧИКЯН.

    • ИДЕТ ДВУСТОРОННИЙ НЕГАТИВНЫЙ ПРОЦЕСС, И ЕГО НАДО ОСТАНОВИТЬ
      2024-03-20 11:51

      С 3-го места на 10-е за три года: Армения в рейтинге дружественности к России В 2024-ом коммуникационный режим Армении с Россией будет оставаться противоречивым и наиболее изменчивым на постсоветском пространстве, – констатируют эксперты. В конце февраля сего года российский Национальный исследовательский институт развития коммуникаций (НИИРК) презентовал результаты исследования на предмет рейтинга дружественности коммуникационных режимов постсоветских стран за 2023 год – подобное исследование НИИРК проводит уже третий год подряд.






    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ