Последние новости

ОПАСНЫЕ ПРИШЕЛЬЦЫ

В интервью «ГА» старший научный сотрудник Института ботаники НАН РА, кандидат биологических наук Алла Алексанян говорит о растениях, представляющих экологическую угрозу.

- Г-жа Алексанян, в последние годы прикладным направлениям уделяется все больше внимание, в том числе и в академической науке. Наверное, и вы занимаетесь исследованиями, имеющими практическое значение?

-Я занимаюсь как классическими исследованиями, так и актуальными прикладными направлениями, в том числе влиянием изменений климата на флору и растительность Армении, а также воздействием на них инвазивных видов. Инвазивными считаются чужеродные, агрессивные виды растений, которые легко адаптируются в новых условиях и внедряются в природные экосистемы, создавая угрозу как для них, так и биоразнообразия в целом. Кроме того, иногда эти растения представляют опасность и для здоровья людей.

- Каким образом чужеродные растения попадают на новые территории и начинают распространяться?

- Нередко люди сами привозят понравившиеся им, чаще декоративные растения из других регионов. Но иногда это происходит случайно, не говоря уже о том, что сами растения могут мигрировать в поиске более благоприятных условий, что тоже связано с климатическими изменениями. Однако, осваивая новые территории, растения-пришельцы зачастую оказываются агрессивными и начинают вытеснять виды, которые жили там на протяжении целых исторических эпох.

- То есть у инвазивных растений больше возможностей выживания, чем у растений-аборигенов?

- Особую опасность инвазивные растения представляют для редких и исчезающих видов, которые не так быстро приспосабливаются к меняющимся условиям, в том числе климатическим. В результате численность инвазивных, более жизнеспособных видов растет быстрее, чем аборигенных.

- Чем обусловлена высокая жизнеспособность одних растений и уязвимость других?

- В случае инвазивных видов высокая жизнеспособность - это широкая экологическая амплитуда и способность интенсивно размножатся разными способами. А те аборигенные виды, у которых узкий ареал распространения, небольшой экологический диапазон, могут выжить далеко не везде, в результате чего они становятся редкими. Однако важную роль в обоих случаях могут играть и другие факторы (в первую очередь антропогенный - влияние человека на окружающую среду). По мнению некоторых ученых, происходящие сегодня климатические изменения – тоже результат антропогенного воздействия, хотя это очень спорный вопрос.

- Насколько мне известно, в Армении и в других регионах мира существуют природные уголки, в которых сохранились древние растения, выжившие в изменившихся условиях. Это как-то связано с воздействием инвазивных видов?

- Думаю, прямой связи тут нет, пока они не встретились с инвазивными видами и не началась борьба за выживание. Но что произойдет при встрече древних аборигенных растений с растениями-пришельцами, неизвестно. Возможно, незваные гости не смогут завоевать эти природные уголки, но, если это все же произойдет, они станут угрозой для сохранившихся древних растений.

- Почему растения-пришельцы так агрессивны?

- Вполне возможно, что их агрессия проявляется именно при адаптации к непривычным условиям и освоении новых территорий. Не исключено, что в местах прежнего обитания, там, где эти растения были аборигенами, они не вели себя агрессивно, но, оказавшись в непривычной среде, они просто отвоевывают себе право на жизнь. Но пока чужеродные растения не появляются в дикой природе, они не представляют опасности.

- А среди растений-аборигенов встречаются агрессивные?

- У нас своих агрессивных видов больше, чем чужеродных. Их называют экспансивными видами. Но здесь их вредное воздействие значительно мягче.

- Вы могли бы привести примеры чужеродных растений, которые, оказавшись в Армении, стали представлять опасность для местных видов?

- Когда появляются новые, например, декоративные виды растений, которые хорошо прижились на каком-то участке, в парке и не распространились за пределы определенной территории, не оказались в дикой природе, они не считаются инвазивными. В качестве примера могу привести несколько таких видов: из деревьев это айлант высочайший, который был привезен для озеленения, а из травянистых - амброзия полыннолистная, которая была занесена случайно.

Есть и такие чужеродные виды, которые через несколько лет могут стать серьезной проблемой, например, павловния войлочная. В мире это растение достаточно широко распространено, оно встречается и на территории Грузии, считается инвазивным и внесено в Черные книги многих стран. В Армении оно нравится многим людям, и они стремятся его выращивать.

- Почему?

- Это очень красивое огромное дерево, которое широко рекламируется, поскольку растет очень быстро, а его древесина находит промышленное применение. Возникает вопрос: считать ли это растение инвазивным для Армении? Уже появились плантации павловнии в разных регионах Армении. Но в дикой природе оно пока не встречается, и сегодня мы рассматриваем его как потенциально инвазивный вид, который может представлять опасность в будущем.

- Как решается проблема растений из черного списка?

- Существуют разные методы борьбы с опасными растениями – биологический, химический, механический, интегрированный. Но ни один из них не гарантирует стопроцентной защиты. Тратятся большие деньги на борьбу с агрессивными растениями, осуществляются контроль, мониторинг, исследования ситуации. Думаю, решение - естественный баланс самой природы.

- Должно ли государство принимать какие-то меры?

- У нас, к сожалению, ни в законах, ни в национальной стратегии нет пунктов, касающихся борьбы с инвазивными видами. Но мы подписали много международных конвенций, в которых большое внимание уделяется именно им. 2020 году по результатам, полученным нашей научной группой, была опубликована книга, где приводятся самые опасные и распространенные инвазивные и экспансивные виды, отмечены также виды, представляющие потенциальную угрозу. Но одни только научные исследования не могут решить проблему. Необходимо принятие мер на государственном уровне - мониторинг, борьба с распространением этих растений, ограничение их проникновения на территорию нашей страны. И что еще очень важно – нужно знакомить население с этой проблемой. Но сегодня число опасных растений в городских парках, садах, на участках домов становится все больше и больше, в том числе и амброзии полыннолистной, которая в период цветения вызывает сильные аллергические реакции. Но обычно люди не знают, что именно это растение является аллергеном. Работа с населением может хотя бы частично решить проблему.

- Сейчас в Армении внедряются новые аграрные культуры, они тоже могут представлять опасность для растений-аборигенов?

- Обычно это не касается сельскохозяйственных культур, так как в основном это сорта, а не виды. А внедрение новых сортов нужно рассматривать положительно. Тут мы идем в правильном направлении. Сегодня многие фермеры пытаются выращивать новые сорта там, где они не росли прежде. Но иногда это касается и культур. Например, в Шираке стали выращивать абрикосы. И это результат не только агротехнических усилий, но и климатических изменений, что, в свою очередь, расширяет возможности аграрного производства.

 И еще одна положительная тенденция – сегодня все больше фермеров стремится выращивать органические продукты, снижать количество используемых химикатов, чтобы расширить возможности экспорта. Конечно, органическое земледелие включает целый комплекс условий, выполнить которые достаточно сложно. Нужно получить сертификат о соответствии требованиям органической продукции. Все это потребует определенного времени и серьезных усилий, но первые важные шаги уже делаются. И я очень надеюсь, что в течение ближайших нескольких лет качество нашей аграрной продукции значительно повысится.

- А в каком состоянии наши леса? Вы ведь занимаетесь и этим вопросом…

- Несмотря на существование целого ряда связанных с лесами проблем, в целом ситуация улучается. Проводится посадка больших лесных массивов, причем даже на территориях, где прежде не было леса. Обеспечивается орошение этих площадей, помощь лесу. И если этот процесс продолжится, то уже в обозримом будущем у нас будет не 11% лесных массивов, а значительно больше.

- Чего вы ждете от государства, в частности, от Министерства окружающей среды?

- Более тесных связей с наукой, практического использования результатов исследований, связанных с экологией, а также мероприятий по экологическому просвещению населения. В Европе этому вопросу уделяется большое внимание, причем там население активно участвует в мониторинге окружающей среды, сборе информации по биоразнообразию, что существенно помогает формированию адекватной экологической картины и принятию эффективных решений.

- И, конечно же, наука нуждается в госзаказе на проведение актуальных исследований…

- Это очень важный вопрос. Государство должно не только финансировать исследования, имеющие прикладное значение, но и подготовку востребованных кадров. Нужно знать, сколько и каких специалистов нужно готовить, чтобы способствовать решению экологических проблем и сохранению биоразнообразия. К сожалению, сегодня выпускники биологических факультетов далеко не всегда находят работу по специальности или их не устраивает слишком низкая зарплата. Они уходят в другие сферы в то время как решение экологических проблем и сохранение биоразнообразия требуют привлечения квалифицированных кадров.

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • ЛИКВИДАЦИЯ НАУКИ ВСЕГО ЛИШЬ ОТЛОЖЕНА
      2024-11-21 09:52

      В интервью "ГА" директор Регионального научно-образовательного математического центра Южного федерального университета (Ростов-на Дону), доктор физ.-мат. наук, главный редактор международного журнала Journal of Mathematical Sciences, профессор Алексей КАРАПЕТЯНЦ комментирует новый проект закона РА об образовании и науке.

    • АРМЕНИЯ ВСЕГДА БЫЛА, ЕСТЬ И БУДЕТ
      2024-11-19 09:31

      В интервью «ГА» преподаватель Российско-Армянского университета, кавказовед, соучредитель научно-образовательной организации «Армянский проект» Карен ИГИТЯН рассказывает о том, как менялась демографическая ситуация в Армении.

    • АРМЯНЕ КАК ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ФАКТОР
      2024-11-15 10:26

      В интервью "ГА" доктор исторических наук, профессор, заведующая отделом востоковедения Института древних рукописей Матенадарана Кристине КОСТИКЯН рассказывает о том, какую роль играли армянские купцы в развитии экономики Ирана в период правления династии Сефевидов.

    • НА ПУТИ К ГЕНОМНОЙ МЕДИЦИНЕ
      2024-11-02 10:13

      В интервью «ГА» директор Армянского института биоинформатики, кандидат биологических наук Лилит НЕРСИСЯН говорит о перспективах развития биоинформатики в Армении.

    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ