СВЕТ И ТЕНИ «ЕРАБЛУРА»
Перед самым новым годом в соцсети Фейсбук начали тиражировать запись Ромелы Мусаелян из Арцаха – матери погибшего в 44-дневной войне Артура Егиазаряна. Она писала, что из-за блокады Бердзорского коридора не может приехать в Ереван и просила тех, кто собирался 31 декабря на «Ераблур», посетить могилу ее сына. 19-летний Артур погиб в Мартуни от выстрела снайпера 8 ноября – буквально за несколько часов до вступления в силу соглашения о прекращении огня.
ПОЗДНО ВЕЧЕРОМ 31 ДЕКАБРЯ В СЕТИ ПОЯВИЛАСЬ фотография с могилы погибшего солдата: она была завалена цветами. Сообщалось, что отреагировав на просьбу матери, могилу посетили члены общественной организации «Зов сыновей», а также другие граждане. Артур Егиазарян не остался один в новогоднюю ночь: вместо мамы его помянули сердобольные соотечественники, для которых все погибшие в 44-дневной войне – наши герои, наша вечная память и благодарность. Те, у кого мы в вечном долгу, и посещение их могил на «Ераблуре» – самое малое, что можем сделать для них.
Подниматься к пантеону в новогоднюю ночь стало уже традицией. Третий год 31 декабря множество людей предпочитают вместо уютного домашнего застолья встречать рассвет здесь, на военном кладбище. Причем не только родители и родственники погибших ребят, но и множество людей, считающих посещение «Ераблура» в новогоднюю ночь своим гражданским и патриотическим долгом. В нынешнем году сюда пришли также молодые арцахцы, лишенные из-за блокады возможности вернуться домой и встретить новый год со своими семьями, а также участники шествия со свечами молодежи АРФ "Дашнакцутюн".
Но традиция эта носит отнюдь не только чисто нравственный или патриотический характер – она является еще и своеобразным вызовом антиармянской политике властей, публичной демонстрацией верности национальным ценностям, преданности Арцаху, доказательством того, что, несмотря ни на что, в Армении далеко не все равнодушны к судьбе Родины и безразличны к происходящему. Эта традиция стала своего рода политической акцией против циничности властной команды, провозгласившей смерть во имя родины – «гибелью ни за что», против настырного стремления властей представить войну чем-то давно прошедшим и забытым, через что нужно перешагнуть и идти дальше – в «светлое мирное будущее», а команду предателей - виновников масштабной национальной трагедии – надо простить и смириться с их пораженческой политикой ради сытого брюха и набитой турецкими лирами мошны.
Сакрализация «Ераблура» и превращение военного пантеона в место паломничества тех, кто не согласен с такой политикой и таким подходом, – свершившийся факт. Уже очевидно, что после 44-дневной войны «Ераблур» стал новым «Цицернакабердом». Однако при всех очевидных факторах, высшей духовности и огромной нравственной силе подобного явления, на фоне происходящего с Арцахом и Арменией неизбежно возникает вопрос: каковы его последствия и в чем опасность? Тем более, что речь идет о нации, однажды уже прошедшей столетний путь собственной виктимизации и лишь с помощью вооруженного сопротивления дальнейшим потерям стряхнувшей с себя опасный образ, избавившейся от психологии жертвы и вставшей на иной путь – борьбы за свои права и возвращение утраченного.
ОСМЫСЛЕНИЕ ЭТИХ ГЛУБИННЫХ ПРОЦЕССОВ, анализ социально-психологического феномена «Ераблура» с учетом множества факторов различного характера – дело, безусловно, специалистов. Но даже дилетанту в области психологии ясно, что зацикливание на одной лишь скорби, памяти, почитании павших героев, сакрализация военного кладбища могут быть весьма опасными для народа, оказавшегося под угрозой нового геноцида и потери государственности.
Это ощущение опасности пассивного, по сути, протеста против реалий, стремление уйти в мир теней, попытки заглушить непреходящую боль имитацией общения с ушедшими, демонстрация верности павшим за Родину героям вопреки политике младотуркоармян усиливается и с учетом произошедшего за 2 последних года, и на фоне нависших над страной черных туч и все более превалирующих тенденций обреченности и покорности судьбе, невозможности и собственной неспособности изменить ее.
Но «Ераблур» должен быть не только местом скорби – он должен стать набатом, зовущим к сопротивлению, символом борьбы, несмотря на кажущуюся и усиленно нам внушаемую ее бесполезность. Символом всего того, что продемонстрировали покоящиеся здесь парни, целых шесть недель героически сопротивлявшиеся не только огромному преимуществу врага в военной технике, подготовленности и мощной поддержке союзников-террористов. Эти 44 дня стали символом их мужества и преданности Родине, которая столкнулась еще и с равнодушием мира, безразлично взиравшего на эту неравную борьбу в циничном предвкушении выгодных для себя последствий.
Но 44 дня войны стали еще и символом сопротивления врагу внутреннему, изначально готовому и согласному сдать часть Родины, но явно не ожидавшему столь яростного и героического сопротивления армянского воина предательским планам армянских властей.
Именно поэтому «Ераблур» не должен оставаться лишь местом общенациональной скорби, траура и уважения памяти жертв, каким долгие годы был «Цицернакаберд». «Ераблур» и концентрирующаяся здесь мощная энергетика должны стать зовом к борьбе, отправной точкой нового мощного взрыва национальной пассионарности, национальной гордости и достоинства. Осознания того, что только наше собственное равнодушие к собственной судьбе может увенчать окончательным успехом усилия врагов внешних, и только дух борьбы и сопротивления врагам внутренним может очистить Родину от скверны, бесовства и нечисти.
Только единение истинно национальных сил способно подтвердить: гибель парней с «Ераблура» не была бессмысленной, ибо они отдали свою жизнь за Армению и Арцах. За то, чтобы Армения и Арцах – были, и были армянскими. Лучшей памятью этим парням будет не наша вечная скорбь, не вечный плач над могилами, не море цветов и не дым ладана, а борьба во имя победы. Будет борьба – обязательно будет и победа. Любой иной подход и позиция станут лишь доказательством заведомо гибельного, ярко выраженного антиармянского, аморального и низменно-подленького тезиса подонков о том, что наши парни «погибли ни за что».
ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА
-
2024-11-22 09:14
22 ноября в Баку заканчивается климатический саммит ООН, который, вне всяких сомнений, войдет в историю как самый скандальный за весь период проведения данного мероприятия – с 1995 года. Уже не говоря о полном провале попыток бакинского режима «забрендировать» конференцию как «СОР мира». Власти Армении так и не приняли в нем участия, хотя многие эксперты прогнозировали, что это случится в обмен на возвращение Азербайджаном хотя бы нескольких армянских пленных и заложников. Собственно, и сами представители пашиняновского правительства не скрывали своих отчаянных надежд на то, что до начала конференции будет подписан «мирный договор» и возвращена часть пленных.
-
2024-11-18 09:16
На днях британская ВВС опубликовала письмо известных экспертов, выразивших озабоченность проведением СОР29 в Баку. Адресовано оно Саймону Стилу — Исполнительному секретарю Рамочной конвенции ООН об изменении климата (UNFCCC), Генеральному секретарю ООН Антониу Гутерришу, а также всем государствам-сторонам указанной конвенции. Подписано письмо бывшим генсеком ООН Пан Ги Муном, бывшей главой ООН по климату Кристианой Фигерас, бывшим Верховным комиссаром ООН по правам человека, экс-президентом Ирландии Мэри Робинсон, и еще свыше 20-и столь же известными деятелями.
-
2024-11-14 09:25
Уже сложно подсчитать, какой это по счету громкий скандал в рядах действующих властей – ярых «борцов с коррупцией», неустанно разоблачающих бывших коррупционеров и возвращающих незаконно нажитые деньги в госказну. Наказание переступивших закон деятелей – дело, что и говорить, полезное для страны. Но когда при этом в скандалах регулярно оказываются замешаны нынешние высокие чиновники без каких-либо правовых и иных для себя последствий, - это уже означает совершенно другое. Это означает: "бывшим" было нельзя, а нам – все можно, и все сойдет с рук.
-
2024-11-11 10:29
Вчера стало окончательно ясно, что «мирный договор» между властями РА и Азербайджаном не будет подписан до начала и в ходе стартующего сегодня СОР29. Несмотря на отчаянные усилия и полную готовность Пашиняна и его своры соглашаться на все без исключения требования турок, в разговоре с канцлером Германии бакинский диктатор заявил, что работа над соглашением будет продолжена после конференции ООН. Кстати, до сих пор официально не объявлено, поедет ли в Баку кто-либо из представителей николовского режима.