"Я, АРМЯНСКИЙ РОБОТ"
Название сборника рассказов прозаика, публициста, переводчицы Анаит Хармандарян, на первый взгляд, выглядит приглашением в фантастический мир с приключениями изобретенных человеком созданий, которые, чем черт не шутит, могут скоро поспорить с землянами, кто должен править на планете. Однако это не так. Из 21 рассказа только последние 6 выстроены в жанре чистой фантастики. В остальных ее элементы присутствуют, но преобладают политические, социальные темы из нашей с вами жизни в эпоху Третьей Республики.
НУ А ИНТЕРЕС К ФАНТАСТИКЕ ВОЗНИК У АВТОРА В ДЕТСТВЕ, в 10 лет прочитала роман "Марсиане". Понравилось. И биография у нее сложилась не совсем привычным образом. Окончила электротехнический факультет ЕрПИ, через 10 лет - отделение прозы Московского литературного института имени Горького. Работала в издательствах, а в 1992-2017 гг. - в аппарате президента РА. Последнее явно из жанра политической фантастики, и информации у нее наверняка накопилось достаточно о нашей скорбной жизни. Может, когда-нибудь и поделится. Пока "Робот" ее третья книга, вышедшая на финише 2022 года.
В цикле "Я, армянский робот" чистая фантастика разворачивается параллельно военно-политической ситуации, возникшей из-за армяноненавистнической позиции наших соседей. Эпиграф одного из рассказов - откровение будапештского убийцы, национального героя Азербайджана Р. Сафарова: "Убийство христианина в Азербайджане не считается преступлением". Вот и приходится ломать головы людям и роботам, как жить дальше с такими соседями. Тут и строительство "Великой Армянской стены", и ультиматум инопланетян слаборазвитым землянам о прекращении войны на планете, и политические феерии с присуждением Нобелевской премии мира. Но цикл завершается созданием нового типа БПЛА, потому что только оружие ("хочешь мира - готовься к войне") может защитить тебя в подобной компании. А изобретатель, старый ученый, говорит об этом сыну, могила которого на Ераблуре.
В рассказах из первой части сборника фантастика почти полностью уступает место фантазии. Сюжеты начинаются в полном соответствии с канонами реализма, а потом кое-где автор дает волю воображению. Вот, скажем, в мире возникает дефицит бумаги, этакая эпидемия. Дело в том, что азербайджанцы составляют "черные списки" тех, кто без разрешения Азербайджана посетил Арцах. А таких все больше, бумаги не хватает. Вот и растет на нее спрос.
В рассказе "Срочно требуется Шерлок Холмс" интрига в очередном бредовом заявлении И. Алиева о том, что Ереван расположен на исторических азербайджанских землях. Далее историки планеты берутся за источники, на которые якобы ссылался выпускник МГИМО. Автор называет имена всего лишь пару десятков древних светил калибра Страбона, Тацита, Плутарха. Об Азербайджане эти отцы истории почему-то не упоминали. Зато в их трудах часто называется Армения.
"ДЕНЬ, КОГДА ИСЧЕЗНУТ ДЕНЬГИ". Здесь суть в эксперименте, осуществленном более разумными, чем мы, существами. Координаторы из дальнего пояса Галактики взяли и отменили деньги. Помнится, нечто такое нам обещали с построением коммунизма. А инопланетяне сделали, надеясь, что разумные существа будут довольствоваться необходимым. Но не вышло. Оказалось, что искоренить жадность у всех невозможно. Кураторы пришли к выводу: "Ох сколько еще работы с этой планетой..."
Варужан Балунц, филолог, а ныне преуспевающий бизнесмен в США, приезжает на Новый год в Ереван, встречается с однокурсником Семой в рассказе "Возвращение". Двадцать лет в США не вытравили из него патриотизма (это в общем-то уже поворот к фантастике), но продвинемся дальше. Варужан приехал с идеей создания музея "Старая Джуга" - места, где будут собраны материалы о Нахиджеване, об уникальных церквах, манускриптах, хачкарах, созданных там армянами. А увенчают экспозицию фотографии военного плацдарма, построенного соседями на месте кладбища разрушенных хачкаров. Рассказ написан в январе 2018 года. В нем вроде бы ереванский друг Варужана соглашается взяться за дело, стать директором будущего музея. Но жизнь в Армении с апреля 2018-го свернула на тропу трагического реализма. А идея Хармандарян - правильная. Следующим властям не мешало бы взять ее на заметку.
В изящной "Сказке о двухэтажном домике" сам трехсотлетний Домик рассказывает о старом Тифлисе, о домовом Джи-Джи, который помогает новым жильцам сохранить молодость.
"Последняя сказка XX века" - самый большой из рассказов, близкий к маленькой повести. Три друга видят в Эчмиадзине один и тот же сон с картой мира через 100 лет. А до этого преобладает яростный спор об историческом пути Армении, в частности, о том, что произошло за 70 советских лет. В этот спор и мне хотелось бы подключиться. Но прочитайте сами. Интересно. Есть в результате о чем поразмышлять. В том числе и о карте Армении через 100 лет.
"БУЛЬВАР", НА МОЙ ВЗГЛЯД, ОДИН ИЗ ЛУЧШИХ В СБОРНИКЕ. Старые ереванцы помнят знаменитого продавца цветов (даже я его разок видел) по прозвищу Карабала. Поговаривали, что он дарил влюбленным цветы, а сам был практически нищим. Люди, многие, считают сумасшедшими тех, для кого деньги не самое главное в жизни. Через много лет после смерти бессребреника скульптор сделал изваяние нищего продавца цветов. А потом вдруг около него появилась красивая старая цыганка, и люди стали расспрашивать ее о своем прошлом и будущем (тут Хармандарян, наверное, подключила фантазию). В сюжете рассказа щедро рассыпано множество историй, угаданных цыганкой по ладоням. Каждая запросто тянет на отдельный рассказ. Автору не жалко. А завершается повествование философским, точным абзацем: "Цыганка знала, что счастья на свете нет, и в глубине души была рада, что люди об этом никогда не узнают и будут по-прежнему любить и надеяться".
В книге Анаит Хармандарян есть еще немало такого, на что следовало обратить внимание. Прекрасное владение языком, множество пословиц, поговорок, цитат из анекдотов, ярких исторических фактов. Однако позвольте, с разрешения автора, ограничиться вышеизложенным с пожеланиями здоровья и долгих лет творческой талантливой жизни.
ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА
-
2024-11-05 09:54
Начинается она с середины XIX века, когда братья из семейства Абдулла (Абдулян) открыли в Османской Турции фотостудию. Вскоре они были назначены придворными фотографами султана, с 1867 года о трех братьях заговорила европейская публика. А как было в Ереване?
-
2024-11-04 09:52
Когда примитивный провинциальный политический пустозвон пришел в мае 2018-го на волне, поднятой большей частью соблазненной популистскими обещаниями молодежью, к вожделенной власти, люди постарше полагали, что эйфория продлится недолго. Ведь встав у руля страны, ты должен каждым своим шагом реально доказывать, что правишь лучше прежних. И доказательства эти начинаются с безопасности страны, доходя до кошелька поверивших обещаниям граждан. За 30 предыдущих лет (1988-2018) мы пережили огромное количество катаклизмов, надорвались, устали от побед и поражений, властной правды и кривды, обессилели в своем практически политическом одиночестве. Поэтому часть поверила в посулы "всенародного" премьера и ждала результатов. Дождалась?
-
2024-10-31 10:19
Различные армянские школы, функционирующие в Стамбуле, берут свое начало с конца XIX века. Одной из них является школа "Арамян-Ункуян". Поблизости от церкви Сурб Такавор еще в 1858 году открылась школа "Хамазаспян-Мурадян". В ее двух частях раздельно обучались мальчики и девочки. Число учеников росло, поэтому решили расширить территорию.
-
2024-10-21 09:48
В первой половине XX века многие ключевые здания Еревана были созданы Александром Таманяном и Николаем Буниатяном. Постройки Буниатяна отличались от таманяновских, в которых было больше неоклассицизма и конструктивизма. Стиль Буниатяна восходил к классическим образцам эстетики. Одним из таких примеров является гостиница "Интурист" на ул. Абовяна, позже названная "Ереван".