ВРЕЖУ МАРКОСЯНУ, С УВАЖЕНИЕМ И ГОРЕЧЬЮ ПОТЕРИ
До меня дошла скорбная весть - ушел из жизни Вреж Маркосян. Еще в октябре прошлого года будучи приглашенным профессором в Ереванском государственном университете я позвонил ему, и он радостно предложил встретиться. Пригласил в кафе на берегу Лебединого озера в Ереване. Я думал, мы будем вдвоем, и немного расстроился, когда увидел, что он не один. Хотелось пообщаться с глазу на глаз. Посоветоваться со старшим товарищем. Поделиться планами...
ОКАЗАЛОСЬ, ЧТО ЗА СТОЛОМ БЫЛИ ЕГО ОДНОКЛАССНИКИ – уже состоявшиеся в этой жизни люди. Каждый - отдельная яркая судьба и история жизни. И я понял, что Вреж оказал мне честь ввести в круг самых дорогих ему людей, с кем он шел по жизни куда бы их не забрасывала судьба.
Мой учитель, академик Гамлет Геворкян, говорил: «Каждый человек имеет свою лучшую сторону и надо суметь повернуть его этой стороной к себе». Мне посчастливилось, что Вреж открылся мне этой своей лучшей стороной человека щедрой души и таланта созидателя.
Ни для кого не секрет, что заниматься издательским делом невероятно трудно в наше сложное время, тем более в Армении. Но ему удавалось. Но важно даже не столько это, сколько то, чтобы мы осознали Кто жил рядом с нами!
В текущей повседневности мы называли его мужем, папой, дедушкой, товарищем, другом… Но должны понять и признать, что такие люди сохраняют народ в Истории. Он издавал Книги для народа Книги! Он был настоящим армянином, так как сохранил и продолжил эту культурную черту нашего народа во времени. Изданное им, соразмерно тем коллекциям книг, которые находятся в нашей сокровищнице книг – Матенадаране. Может кто-то скажет, что это преувеличение. Но я-то знаю, что значимость такого служения книге нельзя преувеличить. К сожалению, он меня уже не услышит. Но я хочу, чтобы меня услышали тысячи людей в Армении и за ее пределами. Вреж Маркосян – это достояние армянского народа. Я горжусь знакомством с ним и благодарен судьбе, что она меня свела с ним. Давайте благодарить Господа, что он посылает нам таких людей.
Осенью прошлого года, будучи в Армении, я задавал один и тот же вопрос совершенно разным людям – своим студентам, коллегам по университету, сотрудникам Академии наук, таксистам Еревана, артистам театра, родственникам, всем, с кем пересекался и общался. Вопрос о том, кому они доверяют, кто для них сегодня авторитет, чьему слову прислушиваются, с кем хотят говорить. Мне было важно понять, сохранились ли люди, связывающие нас в единый народ. Для себя я нашел такого человека. Это - Вреж Маркосян. Их много, и я мог бы перечислять их, но сейчас я хочу рассказать о Вреже. Я не некролог пишу. Из меня капают слова боли, и я их не могу унять.
МНОГО ЛЕТ НАЗАД Я ПОЕХАЛ В ЕРЕВАН С ВЛАДЫКОЙ ГРИГОРИСОМ получить у католикоса его согласие на участие в праздновании 650-летия монастыря Сурб Хач в Крыму. Мы должны были заказать Хачкар для это памятной даты и просили католикоса приехать на празднества и освятить его. С Владыкой мы посетили мастера под Эчмиадзином и заказали хачкар. Но там я увидел армянские буквы-хачкары и загорелся идеей привезти в Крым семь хачкаров, которые, выставленные в ряд, составили бы название монастыря. Весь вечер этого дня я грезил этой идеей. Искал ее решение.
Перед той поездкой к католикосу, мои друзья Вадим Гудманов и Вазген Абгарян посоветовали обязательно встретиться с Врежем. Посоветоваться с ним по вопросам празднования юбилейной даты монастыря хотя бы потому, что тот хорошо знал католикоса и мог дать дельные советы. Утром памятног дня, обуреваемый мыслью о хачкарах, я встретился с Врежем. Не буду томить деталями, но от него я вышел окрыленный. Благодаря ему и апаранскому землячеству проблема хачкаров для крымского армянского монастыря Сурб Хач была решена. В этом богоугодном деле нам также помог Анушаван Даниелян.
Сегодня эти хачкары стоят в монастыре как памятники человеку-легенде, потому что этим своим поступком он прибавил к своим земным годам еще монастырских 650 лет.
На днях у его могилы прочтут упокойную молитву, но я хочу, чтобы все мы знали, что незримо ее будут читать губы тысячи людей, которые на протяжении веков молились в монастыре. Они верили, что ими построенный храм останется в веках, потому что в нашем народе всегда найдутся неброские на вид люди, которые встают в нужное время как Хачкары и защищают народ, чтобы он длился в веках. Таким в моей памяти останется Вреж Маркосян. Он не нуждается в моих воспоминаниях о нем. Это мы нуждаемся в таких людях, которые своими поступками помогают нам побеждать и оставаться в Истории.
С благодарностью будем помнить о них!
Олег ГАБРИЕЛЯН, доктор философских наук, профессор
ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА
-
2024-11-28 16:23
28 ноября проходит 27-й ежегодный телемарафон, проводимый Всеармянским фондом «Айастан», в ходе которого Ардшинбанк объявляет о пожертвовании 120 миллионов драмов на укрепление и развитие нашей страны.
-
2024-11-28 09:42
В Москве в рамках Книжной серии ДИАЛОГ (основатель – общественно-политический деятель, политолог Юрий Навоян) вышла в свет научная монография академика Рубена САФРАСТЯНА «Османская империя: программы геноцида». Изданию книги, которая рекомендована Ученым советом Института востоковедения НАН Армении, содействовал меценат Мгер Аветисян.
-
2024-11-27 13:27
голосуем, куда направить 100 млн драмов от Америабанка Будущее Армении - это то, во что мы готовы инвестировать. С этой благородной целью Америабанк в 2025 году выделит из бюджета корпоративной социальной ответственности и благотворительности 100 млн драмов. Однако, куда направить эти деньги - решаете именно вы.
-
2024-11-27 12:35
В то время как на Южном Кавказе, в частности, вокруг Сюника, активно продолжается игра глобальной и региональной четверки (Россия, США, Иран, Турция), другой глобальный игрок - Китай делает в этой шахматной игре свои долгосрочные ходы, способные привести к глубоким последствиям на коммуникационной карте нашего региона. К такому выводу пришел вице-председатель РПА Армен АШОТЯН, напомнив, что ранее уже анализировал влияние решения о передаче грузинского порта Анаклия в ведение китайской стороны в контексте так называемого Зангезурского коридора. По его словам, Китай своей независимой логистической игрой полностью обнажает исключительно геополитический, пантюркистский характер этого коридора.