ПОБЕДИТЕЛЕЙ СУДЯТ
В НС РА идет игра в одни ворота
Два дня в Национальном Собрании генпрокурор Анна Вардапетян представляет ходатайства о лишении депутатской неприкосновенности и разрешении привлечь к уголовной ответственности двух оппозиционных депутатов - руководителя фракции «Айастан», экс-министра обороны Сейрана Оганяна и известного врача, профессора Армена Чарчяна. Оппозиционные депутаты в зале отсутствуют, что, вероятно, к лучшему. Во всяком случае, во избежание излишнего накала страстей.
АННА ВАРДАПЕТЯН, БОЛЬШЕ НАПОМИНАЮЩАЯ УДАРНИЦУ-ЗУБРИЛКУ, с серьезным выражением лица зачитывала длинные тексты ходатайств, вежливо отвечая на вопросы депутатов, «спасибо», «пожалуйста», «готова повторить еще раз»... Но не покидало впечатление, что мы присутствуем на спектакле школьной самодеятельности. Когда все участники, ну очень стараются выглядеть убедительно и правдоподобно, но на качество «творческого продукта» эти старания особо не влияют.
Три ходатайства представила Анна Вардазарян в отношении Сейрана Оганяна. Суть озвученных ею обвинений – растрата, присвоение имущества в особо крупных размерах, действия против интересов службы, приведшие к тяжким последствиям. Первое ходатайство связано с продажей территории и зданий двух воинских частей в Армаше (Араратская область), при которой, по данным следствия, Оганян и другие участники сделки действовали в ущерб государственным интересам.
Так, 2008-09 годах экс-министр распорядился продать эти территории и здания по ценам, намного ниже кадастровых и рыночных. При том, что статья 60 Земельного кодекса РА запрещает продавать территории особого назначения, а в рамках дела не представлены какие-либо обоснования минобороны о том, что Вооруженные силы перестали нуждаться в этих объектах. Генпрокурор упоминала имена высокопоставленных сотрудников МО Армена Акопяна и Григория Хачатурова.
Второе ходатайство по настоянию генпрокурора рассматривалось в закрытом режиме. Здесь речь идет о закупке непригодных, по версии следствия, авиационных вооружений. В рамках именно этого дела, находится под арестом другой экс-министр обороны – Давид Тоноян.
Третье ходатайство, пожалуй, можно назвать самым длинным и сложновоспринимаемым. Оно касается отчуждения и незаконного присвоения нескольких единиц крупной недвижимости. Здесь Оганяну инкриминируют соучастие в преступлении и преступном бездействии, в результате чего государству был нанесен многомиллиардный ущерб. Впрочем, главное действующее лицо данного уголовного производства не он, а известный бизнесмен Ваге Якубян и его партнеры, которые приобрели у государства недвижимость общей стоимостью 5,8 млрд драмов, а заплатили всего 700 млн, т.е. всего 12% реальной стоимости. В итоге, согласно следствию, государство не получило своих 5,1 млрд драмов (свыше $12 млн долларов).
Что касается Оганяна, то его обвиняют в непринятии необходимых мер для того, чтобы компания Якубяна выполнила свои обязательства. На одном из документов Оганян от руки написал, что обсудит вопрос с президентом. Серж Саркисян был допрошен в рамках этого уголовного дела, но, по словам Вардапетян, «прямых доказательств злоупотреблений с его стороны нет».
В СЕРЕДИНЕ ВТОРОГО ДНЯ ОБСУЖДЕНИЙ ПЕРЕШЛИ К ХОДАТАЙСТВУ В ОТНОШЕНИИ ПРОФЕССОРА ЧАРЧЯНА. Последний, обвиняется в даче заведомо ложного заключения по резонансному уголовному делу, что привело к смерти Артура Саркисяна («Хац бероха»). Чарчян как эксперт повторной медицинской комиссии дал положительное заключение на арест Артура Саркисяна, хотя, по словам Вардапетян, болезнь Саркисяна была включена в список заболеваний, не совместимых с арестом.
Чарчян приложил к заключению медкомиссии особое мнение, подчеркнув, что если бы Артура Саркисяна смогли осмотреть, возможно, заключение было бы иным. Однако, по мнению генпрокурора, он должен был отказаться от проведения экспертизы, если осознавал важность присутствия арестованного или сомневался в своих экспертных навыках. Отметим, что Чарчян был приглашен в комиссию как смежный, а не профильный специалист.
Анна Вардапетян, отвечая на вопросы депутатов, много раз в ходе обсуждений подчеркивала, что в интересах следствия не может сказать больше, чем представлено в ходатайствах. Но однообразные вопросы следовали один за другим. Впрочем, депутатов, казалось, не столько интересовали детали уголовных дел, сколько возможность показать себя во всей красе, развернуться на тему «смотрите, люди, что творилось при "бывших", а они нам претензии предъявляют».
Правящие депутаты демонстрировали ловкое умение перекладывать с больной головы на здоровую. А сам сценарий происходящего напоминал все то, что произошло несколько лет назад с генералом Манвелом Григоряном. Неспроста спикер НС Ален Симонян вдруг задумался о том, что пришло время лишить Сейрана Оганяна звания Национального героя и вообще, пересмотреть институт присвоения этого звания. Кстати, еще один Национальный герой, бывший руководитель МЧС РА Андраник Пилоян также обвиняется по уголовному делу и находится за решеткой. Правда, удостоен он был этого высокого звания уже новыми властями после 44-дневной войны.
Обвинять и переводить стрелки на «бывших», очень легко. Особенно, когда в зале нет оппозиции, самих фигурантов ходатайств генпрокурора, и фактически идет игра в одни ворота. Почему бы не поупражняться в злословии, зная, что ответа не последует? Тем более, что известный принцип «победителей не судят» в сегодняшней Армении не работает. Наоборот, именно на них пытаются свалить ответственность за собственные провалы власть имущие, демонстрируя, что в этом деле все средства хороши. Главное – отвлечь общество от творящихся сегодня событий, от проблем во всех сферах жизни, и абсолютно не задумываясь, как далеко может завести такой подход.
Не дожидаясь результатов тайного голосования, можно смело предугадать, какое решение вынесут «ГД-шники». Ожидать от них сюрпризов в данном вопросе не стоит. Это прекрасно понимают и Сейран Оганян, и Армен Чарчян. Кстати, каждому из них предлагали прекратить уголовные дела ввиду истечения срока давности. Оба отказались, что является лучшим свидетельством того, что они уверены в своей невиновности. Представляющие их интересы адвокаты Карен Межлумян и Эрик Алексанян считают, что дела в отношении их подзащитных шиты белыми нитками, а происходящее – отнюдь не из правовой категории.
P. S. "ГД" дал добро на уголовное преследование в отношении Сейрана Оганяна. Решение относительно Армена Чарчяна прозвучит завтра.
ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА
-
2025-05-01 12:34
Судья ереванского уголовного суда общей юрисдикции (резиденция Шенгавит) Артуш Габриелян, чьи полномочия были приостановлены, арестован. Решение взять своего коллегу под арест сроком на 2 месяца приняла судья Антикоррупционного суда Мери Мосинян. Если бы закон позволял упечь Габриеляна в тюрьму, к примеру, месяцев на 5, наверное, так бы и было сделано. Судью из зала суда доставили в УИУ «Вардашен». Его интересы представляют адвокаты Эрик Алексанян и Александр Кочубаев.
-
2025-04-30 10:34
Адвокат: глава общины Мартуни Ованес Овеян грубейшим образом нарушает право на собственность Арабо Арутюняна Право на собственность – абсолютная норма по своей природе. Оно гарантировано на конституционном уровне, закреплено положениями международного и национального законодательств, является основополагающим, незыблемым правом любого гражданина РА. Все эти, конечно, так. На бумаге. А на деле в последние годы мы все чаще сталкиваемся с примерами нарушения этого самого основополагающего права. Последний пример имел место 29 апреля в городе Мартуни Гегаркуникского марза.
-
2025-04-29 11:21
В конце прошлой недели Конституционный суд опубликовал решение по делу судьи Артура Степаняна, полномочия которого были прекращены решением Высшего судебного совета 9 июля 2024 года.
-
2025-04-28 10:46
Прошло 3 года со дня, когда автомобильный кортеж, сопровождающий Никола Пашиняна, сбил насмерть 28-летнюю Сону Мнацаканян, но до сих пор никто не понес ответственности за это преступление. Несмотря на то, что суд по этому общественно значимому делу идет более 2-х лет, постоянно создаются проволочки, затягивающие процесс. А единственный обвиняемый по делу, майор Дорожной полиции Арам Навасардян находится на свободе. Интересы майора с самого начала представлял адвокат Рубен Балоян, а интересы правопреемника Соны Мнацаканян – Раффи Асланян.