Последние новости

КОМУ МИНИСТР ЭКОНОМИКИ АРМЕНИИ НАПРАВИЛ МЕССЕДЖ ПО ПОВОДУ ЦЕН НА БЕНЗИН И ДИЗТОПЛИВО?

Задача министра и правительства состоит не в том, чтобы делать заявления, а в том, чтобы своевременно принимать решения на основе долгосрочных прогнозов, считает эксперт.

ЗАЯВЛЕНИЕ МИНИСТРА ЭКОНОМИКИ АРМЕНИИ ВААНА КЕРОБЯНА о прогнозируемом повышении цен на бензин и дизельное топливо в Армении подготовило почву для весеннего подорожания. Такое мнение в беседе со Sputnik Армения выразил председатель Палаты аудиторов, экономист Наири Саркисян.

Ранее глава Минэкономики Ваан Керобян заявил, что хозяйствующие субъекты в Армении столкнулись с проблемой импорта дизельного топлива из-за западных санкций на российские нефтепродукты. Он предупредил, что, если проблема транспортировки топлива не будет решена, то цены на армянском рынке, скорее всего, вырастут.

Прогнозы по ценам на нефть на фоне ежедневных геополитических изменений не могут быть достоверными, считает эксперт. К тому же подобное заявление из уст министра недопустимо, поскольку содержит месседжи о подорожании в адрес общественности и бизнеса, отмечает Саркисян.

С точки зрения нашего собеседника, месседж Керобяна может спровоцировать искусственные проблемы на рынке топлива, что приведет к неоправданному повышению спроса и инфляции.

"Когда на уровне члена правительства делается заявление, что в такой–то сфере может быть подорожание, то спрос искусственно повышается, затем следуют дефицит и инфляция", – отметил специалист.

Саркисян напомнил, что функцией министра и правительства является не констатация факта и его озвучивание, а своевременное принятие решений по долгосрочным прогнозам. Например, в плане диверсификации рынка импорта.

"Если есть прогноз, что порт Поти может перестать обслуживать поставки топлива из РФ и что это может оказать серьезное влияние на инфляцию, то, вероятно, следовало бы заранее рассмотреть вариант импорта из Ирана или через Иран", – подчеркнул Саркисян, отметив, что ограничения в отношении российских нефтепродуктов были приняты и применены не сразу. Это происходило поэтапно, и у правительства Армении было достаточно времени, чтобы оценить их возможные последствия и найти альтернативные решения.

"Вместо этого, несправившийся со своим заданием министр заявляет, что из-за грузинского порта или логистических проблем цены могут повыситься…" ­– говорит экономист.

При этом председатель Палаты аудиторов не исключает, что заявление Керобяна преследовало определенную цель, например, заранее подготовить почву, чтобы оправдать весеннее подорожание дизельного топлива.

Для аграрного сектора весенний посев – это довольно затратный в плане топлива процесс. В этот период спрос на дизельное топливо резко растет, поэтому, по словам Саркисяна, не исключено, что представитель правительства своим заявлением заранее распространяет определенные ложные посылы, чтобы оправдать инфляцию через 1-2 месяца.

"Бенефициаров в этом процессе двое – импортеры и государство. При повышении цен импортер получает больше прибыли, а государство собирает больше налогов. Потому я и говорю – возможно, что государство решило пойти на этот шаг, согласовав его с импортерами-продавцами, чтобы собрать побольше налогов", – предположил эксперт.

Отвечая на наш вопрос, не является ли это антиконкурентным соглашением с участием государства, Саркисян ответил: "Конечно. Я этого не исключаю".

МЕЖДУ ТЕМ, 9 ФЕВРАЛЯ ВИЦЕ-ПРЕМЬЕР РФ АЛЕКСАНДР НОВАК ЗАЯВИЛ, что с марта Россия снизит добычу нефти на 500 тыс. баррелей в сутки (79,5 млн. литров).

Саркисян убежден, что данное решение российского правительства не окажет существенного влияния на рынок нефтепродуктов Армении, поскольку сокращение объемов добычи осуществляется с учетом объемов реализации, в котором учитывается также объем экспорта в нашу страну.

"Россия не станет снижать добычу нефти до объемов одного лишь внутреннего спроса. Добыча сохранится в таком объеме, чтобы Россия могла поставлять нефтепродукты в зоны своего влияния или дружественным странам, которые не применяют санкции", – уверен экономист.

Вместе с тем Саркисян не исключает, что заявление Керобяна могло быть адресовано и западной аудитории.

"Не исключено, что на неофициальном уровне, на фоне давления со стороны Запада, Армения сама захочет отказаться от российского топлива. Конечно, преподнося это как следствие затруднения поставок с российской стороны", - говорит он.

Напомним, что с 5 февраля вступило в силу очередное западное ограничение на импорт российских нефтепродуктов. Логистическим компаниям запрещается перевозить российские нефтепродукты, если они поставляются по цене выше установленного ценового порога в $60 за баррель. А финансовым компаниям запрещается страховать такие сделки.

По словам министра экономики Ваана Керобяна, вследствие этого ограничения Армения может столкнуться с трудностями при импорте, так как жидкое топливо из России поступает в Армению через Черное море, в частности, через порт Поти, которым управляет голландская компания, строго выполняющая антироссийские санкции.

Согласно данным Комитета госдоходов, годовой объем нефти и нефтепродуктов, импортированных в Армению из России, в 2020 году составил 325 тыс. 326 тонн, в 2021 году – 346 тыс. 962 тонны, а в первом полугодии 2022 года – 180 тыс. 582 тонны.

На втором месте - Иран. Однако объемы импорта из этой страны снижаются из года в год (в 2020 году - 110 тыс. 268, в 2021 году – 77 тыс. 140, в первом полугодии 2022 года - 26 тыс. 954 тонн).

В последние годы Армения импортировала нефтепродукты также из стран ЕС, Египта, Греции и других стран, но в сравнительно небольших объемах.

Что касается цен на жидкое топливо, то на армянских заправочных станциях 1 литр бензина АИ-95 (Премиум) продается за 350 драмов, АИ-92 (Регуляр) - за 320-330 драмов, а 1 литр дизельного топлива стоит 510 драмов.

Для сравнения отметим, что в декабре 2022 года 1 литр бензина АИ-95 (Премиум) продавался за 420 драмов, АИ-92 (Регуляр) - за 400 драмов, а 1 литр дизельного топлива - за 540 драмов.

Нелли ДАНИЕЛЯН

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ