ЗАКОН ЧЕСТЕРТОНА
Пашинян вынужден действовать как цирковой артист, которому в ускоряющемся темпе бросают тарелки, а он из последних сил их ловит. Вот-вот и посуда начнет биться: ведь даже у самых выдающихся жонглеров физические возможности ограничены.
ПОСЛЕДНЮЮ ТАРЕЛКУ ПАШИНЯНУ БРОСИЛА МЕЖДУНАРОДНАЯ АНТИКОРРУПЦИОННАЯ организация Transparency International, согласно данным которой в прошлом году в стране было зафиксировано заметное повышение уровня коррупции. Напомним, что в 2012-2018 годах у Армении было 33-37 баллов по индексу восприятия коррупции. После смены власть этот показатель вырос до 42 баллов в 2019 году и до 49 в 2020 году. В 2021 году рост остановился, а в 2022 году было зафиксировано снижение на 3 балла. В результате рейтинг Армении упал на 5 позиций.
Добавим, что коррупция при формировании рейтинга Transparency International понимается как использование общественной власти с целью извлечения частной выгоды. Индекс учитывает разные стороны явления, от частоты "дополнительной оплаты за то, чтобы работа была сделана" до влияния коррупции на развитие бизнеса, а также "большую коррупцию" на высоком политическом уровне и участие элит в коррупции.
Хорошего времени для получения плохих новостей, естественно, не существует в принципе. Но новость от Transparency International пришла для нашего жонглера в особенно неудачный момент, когда он и без того находится, мягко выражаясь, далеко не в лучшем положении. Знаменитый английский писатель Гилберт Честертон как-то сделал очень меткое наблюдение: "Когда политик находится в оппозиции, он эксперт по средствам достижения некой цели. А когда этот же политик приходит к власти, он становится экспертом по препятствиям на пути достижения той же самой цели". В случае Пашиняна "закон Честертона" работает на 100 процентов.
Конечно, Пашинян у нас отродясь ни за что не отвечал - он только выходит иногда весь в белом, а иногда весь в черном - и сокрушается о несовершенстве мира. Но на этот раз премьер явно запаниковал. Вопрос целый час муссировался на последнем заседании правительства, а 11 февраля жонглер уже на выездном заседании Совета антикоррупционной политики в Джермуке при участии всей "элиты" обсудил тактику противодействия коррупции.
Здесь стоит заметить, что само назначение воздвигнутых этой властью фортификаций в виде Совета антикоррупционной политики, Антикоррупционного комитета, антикоррупционных судов вообще-то остается неясным. Ведь всякое укрепление может быть использовано как для того, чтобы не впускать нежелательных гостей извне, так и для того, чтобы не выпускать гостей изнутри.
Бастилия была построена Карлом V как крепость, прикрывающая Париж от вторжений с востока, но достаточно быстро ее предназначение изменилось, и она превратилась в тюрьму. Точно так же официальное название Берлинской стены было Antifaschistischer Schutzwall - "Антифашистский оборонительный вал", то есть предлагалось верить, что стена защищает демократический Берлин извне от вторжения западногерманских реваншистов. А то, что все защитные элементы, как-то: рвы, минные поля, проволочные заграждения, самострелы находились не вне, а внутри стены, очевидно, было лишь причудой архитектора. Так что, возможно, и антикоррупционные фортификации этой власти имеют более глубокий смысл.
Тем более что ничего более или менее путного ни на заседании правительства, ни в Джермуке мы так и не услышали. Если, конечно, не считать записи вице-спикера НС Акопа Аршакяна на своей страничке в Фейсбук: "В Джермуке фантастическая погода, при возможности обязательно посетите". А так, только общие, ничего не значащие тосты, вроде многократно повторенного Пашиняном заявления: "Приверженность и воля нашего правительства в плане антикоррупционной политики и принципиальной борьбы с коррупцией не дрогнули ни на один миллиметр".
СЛУШАЕШЬ ИХ И НЕ ПОНИМАЕШЬ: ОТКУДА ОНИ ПОЯВИЛИСЬ? Эти нечитающие всезнайки. Откуда, из каких эсхатологических глубин выплыли? Каждый раз эти горе-деятели на плаву и их неизменно притягивает друг к другу - и части разрозненного целого складываются воедино. И вот уже - сплошная стена, монолит, непробиваемая мощь идиотизма.
Как наглядно продемонстрировало заседание Совета антикоррупционной политики в Джермуке, сегодня Армения испытывает острейший дефицит экспертов по феномену коррупции, не располагает специалистами, понимающими разные стороны этого явления.
Принято считать, что главная проблема, связанная с коррупцией, - это ее непобедимость. Думаем, данная точка зрения неправильна. Главная проблема - слабое понимание места и роли коррупции, ее причин, механизмов и последствий. Коррупция - это не проблема взяток, это проблема неэффективности самой государственной системы.
Основные издержки от коррупции - в разрушении государственной системы, государственного аппарата, правоохранительных органов, торможении нормального экономического развития. Коррупция - это угроза развитию государственного управления. Она ставит под удар национальную безопасность, делает государство беззащитным перед внутренними и внешними угрозами.
Коррупция приводит к очень серьезным политическим издержкам. Они выражаются в политической нестабильности и в постоянной угрозе демократии в стране. Коррупция приводит к приватизации государственной власти, самого государства. А такое приватизированное государство неспособно ни к какой системной работе в области государственного строительства. Государство становится просто недееспособным.
"Мы говорим, что преодолели системную коррупцию, но каждую неделю сталкиваемся с коррупционными случаями, арестовываются представители разных звеньев, арестовываются министры и высокопоставленные должностные лица", - посетовал в Джермуке Пашинян.
За годы премьерства эта личность так ничего и не поняла и, если чего и прибавила, то лишь несколько килограммов веса. Борьба с коррупционерами - не то же самое, что борьба с коррупцией. Об этом свидетельствует исторический опыт, указывающий на то, что всякая кампания по особо жесткой борьбе с коррупционерами выкашивает самых слабых в этом стаде, а их место занимают более изощренные. Коррупция как таковая в итоге только возрастает, превращаясь из разрозненной в организованную, из организованной в системную. Взятки и злоупотребления, а стало быть, и лица, их совершающие, - это еще не вся коррупция.
А чего стоят жалобы Пашиняна на то, что многие коррупционные дела уже 3-4 года не сдвигаются с мертвой точки и "во многих случаях расследование затягивается преднамеренно, чтобы затем, по истечении срока давности, отмазать виновников"!
КОНЕЧНО, ВСТРЕЧАЮТСЯ В ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНАХ И ТАКИЕ ДЕВУШКИ (я тут в смысле преднамеренного затягивания расследований, а не пола), но проблема тут в другом. Коррупция тесно связана с другими формами преступности: организованной преступностью, экономической преступностью и т.п. Но при этом коррупция не всегда сопровождается нарушением действующих законов. Напротив, она процветает на пробелах и несовершенствах законодательства, максимально эффективно используя их. Поэтому годами и не сдвигаются с мертвой точки коррупционные дела: ведь действующие законы формально не нарушены.
Ничего не было сказано в Джермуке о воздействии коррупции на экономику страны. Между тем коррупция нарушает механизм конкуренции, нормальной рыночной экономики, тормозит экономический рост, уменьшает инвестиции, увеличивая неопределенность, риски. Никакие инвестиции при таком уровне коррупции в экономику Армении не придут. Это миф, созданный людьми, которым нравится ездить в оплачиваемые из бюджета зарубежные командировки и, возвращаясь обратно, рассказывать сказки "Тысячи и одной ночи" о том, что вот-вот в страну хлынут десятки и сотни миллиардов иностранных инвестиций.
Ну и, конечно, ни слова о коррупции в окружении самого Пашиняна. Старая дева хотя и содержит бордель, но сама ни-ни, боже упаси! И при этом - вся в бриллиантах. Одним словом, некоторые наши сограждане по наивности думали, что на заседании Совета антикоррупционной политики в Джермуке всплывет правда о коррупции, но по запаху поняли, что ошиблись.
ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА
-
2024-11-06 10:24
Внутрипартийные войны начинаются по-разному. Иногда их хотят. Готовят. Рвутся в бой под аплодисменты соратников. Накачивают себя адреналином до такого состояния, что не воевать уже и неудобно. Хотя за что именно воевать, ясно далеко не всегда даже до войны, а уж после войны - и подавно. Иногда войны случаются внезапно, незапланированно, нечаянно. Из чьей-то глупости. Из переоценки собственных сил или недооценки сил противника. Но хуже всего, когда воевать не за что, а войны избежать невозможно. Войны такого рода - как лобовое столкновение поездов. Каждый несется по единственно возможной для него дороге. Сворачивать некуда, а если кто-то и остановится, это никого не спасет. И все ищут спасения в скорости и силе удара.
-
2024-11-05 09:50
Ну что мы, сограждане, все о политике и политике. Поговорим сегодня о более интересных вещах. Как там было сказано в "Двенадцатой ночи" Шекспира? "Безумие, сударь, гуляет по миру и светит повсюду, как солнце". Насчет мира в целом не могу сказать, но в Армении при Пашиняне безумие чувствует себя весьма вольготно. Особенно во властных коридорах, где любая нормальность (даже относительная) должностного лица воспринимается как что-то марсианское и очень подозрительное. Есть в этой вменяемости даже что-то кощунственное. Спросите хоть... Ну, я не знаю... да у любого представителя власти спросите!
-
2024-11-02 10:29
Власть Пашиняна обкрадывает и страну, и народ. Украденные деньги исчезают в каких-то черных дырах, значительная их часть наверняка оседает за рубежом. Соки высасываются из всех систем, которые жизненно необходимы для существования любого государства. Даже из армии. Впрочем, созданное режимом Пашиняна есть нечто, никак не могущее быть названо государством. Из этого "нечто" государство не может вырасти. Все, что каким-то чудом у нас сохранилось государственного, вынужденно действовать в подполье, вопреки режиму.
-
2024-11-02 09:55
Сначала, сограждане, о том, что радует. Тоска общества по различного рода гладиаторским боям - неизбывна и нуждается в удовлетворении. Правда, идущие в настоящее время внутри власти Пашиняна бои - довольно вялое подобие настоящего гладиаторского поединка с разлетающимися кишками и залетающими в партер головами. Жаль также, что лишены зрители при устроении такого рода игр возможности известным способом манипулировать большим пальцем, указуя на необходимость добить или же помиловать с особой жестокостью. И у зрителя нет реальной возможности обтереть платочком со лба долетевшие до него брызги гладиаторской крови.