ИСТОРИЯ «ПОРТРЕТА Е.Н. ДЖИВЕЛЕГОВОЙ»
Национальная галерея Армении – один из самых посещаемых очагов культуры нашей страны, пользующийся популярностью как у местных жителей, так и приезжих. Прогуливаясь по ее этажам и разделам, посетители наслаждаются полотнами великих зарубежных и армянских художников разных эпох, унося с собой чувство прикосновения к большому искусству.
ОДНАКО МАЛО КТО ЗНАЕТ, ЧТО ЭКСПОНАТЫ, ПРЕЖДЕ ЧЕМ ПРЕДСТАТЬ ПЕРЕД ПУБЛИКОЙ, проходят сложный путь научного исследования и тщательной подготовки, а порой и полной «реанимации», подвергаясь реставрации и обретая вторую жизнь. Так случилось и с одной из работ выдающегося армянского художника Вардгеса Суренянца. «Портрет Е.Н. Дживелеговой», после почти 80 лет хранения в запасниках, был передан в отдел реставрации и спустя месяцы представлен широкой публике, благодаря кропотливой, тонкой работе сотрудника НГА, художника-реставратора Арташеса Абрамяна.
Эта необычная картина Суренянца вошла в число семи экспонатов, представленных НГА на выставке «Реставрация в Армении: навстречу времени», открывшейся в ереванском Матенадаране в октябре прошлого года и все еще принимающей посетителей. В проект вовлечены 8 крупных реставрационных мастерских Армении, специализирующихся в разных видах искусства и культурной деятельности. От НГА в экспозицию вошли 7 работ: одна графическая, одна по декоративно-прикладному искусству и пять живописных, созданных знаковыми армянскими художниками Ованнесом Айвазовским, Мартиросом Сарьяном, Ваграмом Гайфесджяном и Вардгесом Суренянцем. Каждая из них имеет необычную историю реставрации, произведенной особыми методами.
На днях в Матенадаране состоялась встреча Арташеса Абрамяна с коллегами и студентами, которые намерены в будущем пополнить большую семью отечественных реставраторов. В рамках встречи Арташес выступил с лекцией, на которой представил «Портрет Е.Н.Дживелеговой» и рассказал о его реставрационном пути.
«Портрет Е.Н.Дживелеговой» был подарен галерее еще в 1944 г., но долгие годы не выносился на публику. Картина была в непрезентабельном состоянии, а с годами все больше стала нуждаться в реставрации, которая, как выяснилось, требовала особого подхода и техники проведения восстановительных работ. Одна из сложностей крылась в особенности самого полотна, - начал свой рассказ Арташес Абрамян. - Дело в том, что Вардгес Суренянц нарисовал ее на дафе – ударном музыкальном инструменте, представляющем собой деревянный обод с натянутой на него кожей животного происхождения. Судя по технике исполнения, рисунок был сделан быстро, как этюд, и родился спонтанно. Сделанный на коже рисунок со временем треснул, а на одном из фрагментов картины образовался довольно длинный разрыв. Так как художники, как правило, используют в качестве полотна холст, а не пергамент, я понял, что меня ожидает необычная реставрация».
ИНТЕРЕСНА И САМА ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ «ПОРТРЕТА Е.Н.ДЖИВЕЛЕГОВОЙ». Суренянц рисовал не просто знакомую красавицу или приглянувшуюся ему как художнику женщину. Перед ним была одна из светских львиц конца ХIХ века, хозяйка известного московского салона, в котором собирались артисты, художники, музыканты и другие представители творческой интеллигенции. Более того, через год после написания картины, а портрет был написан в 1897 г., Екатерина Нерсесовна, армянка по происхождению, вышла замуж за видного российского ученого, историка, искусствоведа, переводчика, также армянина Алексея Карповича (Алексанос Карапетович) Дживелегова и прожила с ним до начала советизации России.
«Алексей Дживелегов был весьма известной, почтенной личностью, его не коснулись даже сталинские репрессии, несмотря на то, что он увлеченно занимался западно-европейской литературой и искусством, - продолжил Арташес Абрамян. – В браке с Екатериной Нерсесовной у него родились две дочери, однако семье не суждено было прожить вместе всю жизнь. Дживелегова не смогла смириться с советизацией страны и в 1920-х гг. эмигрировала с дочерьми во Францию, продолжая поддерживать контакт с супругом, а когда она окончательно перебралась в США, ее связь с мужем полностью прекратилась. В архивном журнале сохранилась информация о том, что картина В.Суренянца была подарена нашей галерее неким Дживелеговым. Не исключено, что дарителем был сам Алексей Карпович».
Как отметил Арташес Абрамян, портрет дошел до сотрудников галереи не в оригинале: он был снят с обода дафа и приклеен к доске. Со временем пергаментная основа картины треснула, в некоторых местах даже оторвалась от подрамника, а за глубокой трещиной оказался белый фон, который предстояло закрыть и очень осторожно оттенить. Более того, поверхность картины была загрязнена, и художнику-реставратору пришлось также провести ее очистку.
«В галерее мы, реставраторы, как правило, имеем дело с холстом. В случае же с «Портретом Е.Н.Дживелеговой» предстояло восстанавливать пергаментную поверхность, с которой обычно работают специалисты по реставрации письменного наследия. Национальная галерея обратилась в Матенадаран с просьбой организовать сотрудничество, и вскоре мне на помощь пришла опытная сотрудница Матенадарана Сусанна Барсегян. К тому времени я отделил картину от старого картона, и Сусанна предложила укрепить ее пергаментную основу при помощи специальной японской бумаги, которой пользуются при восстановительных работах специалисты Матенадарана, - объяснил детали работы Арташес Абрамян. – Мы также освободили картину от ее старого подрамника: он также нуждался в реставрации, но из-за овальной формы деформировал сделанный изначально на круглом дафе портрет. Старый отреставрированный подрамник ушел в фонды галереи, а картина Суренянца обзавелась новым круглым обрамлением. Вся работа продлилась с перерывами порядка 3-4 месяца. Нынешнее мероприятие в Матенадаране я озаглавил «История одной картины», так как уверен: реставрация уже стала частью «биографии» «Портрета Е.Н.Дживелеговой».
АРТАШЕС АБРАМЯН – ХУДОЖНИК ПО НАЧАЛЬНОЙ СПЕЦИАЛЬНОСТИ. Однажды, оказавшись в Национальной галерее Армении, остался там навсегда. Постепенно освоил и профессию реставратора, в которой, как он сам признается, ему очень помогает профессия художника и огромный багаж знаний по изобразительному искусству. За 10 лет работы в этом очаге культуры он вместе с коллегами вернул к жизни немало ценных образцов изобразительного искусства. Среди них и картина Мартироса Сарьяна «Дзорагэс» - один из лучших образцов индустриального пейзажа, которая также имеет интересную историю и создания, и реставрации. Реставрации этого полотна посвящен фильм, снятый в НГА и показанный в рамках лекции Арташеса Абрамяна.
Что касается «Портрета Е.Н.Дживелеговой», то по окончании выставки в Матенадаране он вернется в запасники Национальной галереи и будет ждать выхода на публику в рамках какой-либо тематической экспозиции или же обретет постоянное место в одном из выставочных залов.
ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА
-
2025-07-14 11:15
В Ереване стартовал ХХII Международный кинофестиваль «Золотой абрикос». Торжественная церемония открытия состоялась в столичном Доме кино, который в последние годы заменил кинотеатр «Москву» в плане как показа большинства фестивальных фильмов, так и проведения знаковых мероприятий. В этом году открыть самый крупный праздник кино в Ереване было доверено одному из крупных представителей иранского кинематографа, опальному кинорежиссеру и сценаристу Джафару Панахи. Его последний фильм «Простая случайность», пару месяцев назад удостоившийся «Золотой пальмовой ветви» 78-го Каннского кинофестиваля, зажег экран МКФ «Золотой абрикос». Сам режиссер, несмотря на тяжелое душевное состояние из-за ирано-израильского конфликта нашел в себе силы приехать в Ереван, чтобы лично приветствовать своего зрителя.
-
2025-07-14 09:34
В последние годы в Азербайджане сформировалось конкретное, отнюдь не доброжелательное отношение к памятникам Великой Отечественной войны, которые планомерно уничтожаются, словно этой страницы в жизни азербайджанцев и не было. После 44-дневной Арцахской войны 2020 г. и особенно после изгнания армян из Арцаха в сентябре 2023 г. мемориалы, установленные на территории Нагорного Карабаха в честь победы над фашизмом, оказались под прицелом. Всевозможные организации, в том числе и международные, постоянно отслеживают ситуацию с культурным наследием на временно оккупированной Азербайджаном земле Арцаха. Согласно данным отчетов, то в одном, то в другом уголке страны полностью или частично разрушается ее наследие разных эпох, от древних храмов до мемориалов, воздвигнутых после Великой Отечественной войны и уже в период независимости Нагорного Карабаха в честь национальных героев. Делается это, по мнению экспертов, с разными целями: с одной стороны, чтобы уничтожить армянский след с исконно армянской земли, а с другой, - чтобы стереть память о героическом прошлом в умах и душах нового поколения.
-
2025-07-12 10:43
Выставка к 115-летию Александра Саиняна У известного армянского архитектора Александра Саиняна было две дочери, однако друзья и коллеги называли его отцом троих детей. Третьим и, пожалуй, самым любимым его ребенком был красавец Гарни – единственный сохранившийся на территории Армении языческий храм, который своим вторым рождением обязан именно Саиняну.
-
2025-07-12 10:37
963 монеты из коллекции Шушинского музея нумизматики, 51 созданная армянскими и зарубежными авторами работа Международного парка скульптур Шуши, 586 образцов армянского ковроткачества и других артефактов из коллекции Музея арцахских ковров, 592 редких камня и минерала – это лишь часть огромного музейного наследия, оставшегося в оккупированном Азербайджаном Арцахе. Судьба большинства ценных экспонатов, принадлежащих как частным коллекционерам и авторам, так и арцахскому народу, неизвестна, однако сегодня у специалистов есть возможность познакомиться с собраниями этих очагов культуры в виде электронных каталогов, презентация которых состоялась на днях в Ереване.