Последние новости

ИСТОРИЯ «ПОРТРЕТА Е.Н. ДЖИВЕЛЕГОВОЙ»

Национальная галерея Армении – один из самых посещаемых очагов культуры нашей страны, пользующийся популярностью как у местных жителей, так и приезжих. Прогуливаясь по ее этажам и разделам, посетители наслаждаются полотнами великих зарубежных и армянских художников разных эпох, унося с собой чувство прикосновения к большому искусству.

 ИСТОРИЯ «ПОРТРЕТА Е.Н. ДЖИВЕЛЕГОВОЙ»ОДНАКО МАЛО КТО ЗНАЕТ, ЧТО ЭКСПОНАТЫ, ПРЕЖДЕ ЧЕМ ПРЕДСТАТЬ ПЕРЕД ПУБЛИКОЙ, проходят сложный путь научного исследования и тщательной подготовки, а порой и полной «реанимации», подвергаясь реставрации и обретая вторую жизнь. Так случилось и с одной из работ выдающегося армянского художника Вардгеса Суренянца. «Портрет Е.Н. Дживелеговой», после почти 80 лет хранения в запасниках, был передан в отдел реставрации и спустя месяцы представлен широкой публике, благодаря кропотливой, тонкой работе сотрудника НГА, художника-реставратора Арташеса Абрамяна.

Эта необычная картина Суренянца вошла в число семи экспонатов, представленных НГА на выставке «Реставрация в Армении: навстречу времени», открывшейся в ереванском Матенадаране в октябре прошлого года и все еще принимающей посетителей. В проект вовлечены 8 крупных реставрационных мастерских Армении, специализирующихся в разных видах искусства и культурной деятельности. От НГА в экспозицию вошли 7 работ: одна графическая, одна по декоративно-прикладному искусству и пять живописных, созданных знаковыми армянскими художниками Ованнесом Айвазовским, Мартиросом Сарьяном, Ваграмом Гайфесджяном и Вардгесом Суренянцем. Каждая из них имеет необычную историю реставрации, произведенной особыми методами.

На днях в Матенадаране состоялась встреча Арташеса Абрамяна с коллегами и студентами, которые намерены в будущем пополнить большую семью отечественных реставраторов. В рамках встречи Арташес выступил с лекцией, на которой представил «Портрет Е.Н.Дживелеговой» и рассказал о его реставрационном пути.

«Портрет Е.Н.Дживелеговой» был подарен галерее еще в 1944 г., но долгие годы не выносился на публику. Картина была в непрезентабельном состоянии, а с годами все больше стала нуждаться в реставрации, которая, как выяснилось, требовала особого подхода и техники проведения восстановительных работ. Одна из сложностей крылась в особенности самого полотна, - начал свой рассказ Арташес Абрамян. - Дело в том, что Вардгес Суренянц нарисовал ее на дафе – ударном музыкальном инструменте, представляющем собой деревянный обод с натянутой на него кожей животного происхождения. Судя по технике исполнения, рисунок был сделан быстро, как этюд, и родился спонтанно. Сделанный на коже рисунок со временем треснул, а на одном из фрагментов картины образовался довольно длинный разрыв. Так как художники, как правило, используют в качестве полотна холст, а не пергамент, я понял, что меня ожидает необычная реставрация».

ИНТЕРЕСНА И САМА ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ «ПОРТРЕТА Е.Н.ДЖИВЕЛЕГОВОЙ». Суренянц рисовал не просто знакомую красавицу или приглянувшуюся ему как художнику женщину. Перед ним была одна из светских львиц конца ХIХ века, хозяйка известного московского салона, в котором собирались артисты, художники, музыканты и другие представители творческой интеллигенции. Более того, через год после написания картины, а портрет был написан в 1897 г., Екатерина Нерсесовна, армянка по происхождению, вышла замуж за видного российского ученого, историка, искусствоведа, переводчика, также армянина Алексея Карповича (Алексанос Карапетович) Дживелегова и прожила с ним до начала советизации России.

«Алексей Дживелегов был весьма известной, почтенной личностью, его не коснулись даже сталинские репрессии, несмотря на то, что он увлеченно занимался западно-европейской литературой и искусством, - продолжил Арташес Абрамян. – В браке с Екатериной Нерсесовной у него родились две дочери, однако семье не суждено было прожить вместе всю жизнь. Дживелегова не смогла смириться с советизацией страны и в 1920-х гг. эмигрировала с дочерьми во Францию, продолжая поддерживать контакт с супругом, а когда она окончательно перебралась в США, ее связь с мужем полностью прекратилась. В архивном журнале сохранилась информация о том, что картина В.Суренянца была подарена нашей галерее неким Дживелеговым. Не исключено, что дарителем был сам Алексей Карпович».

Как отметил Арташес Абрамян, портрет дошел до сотрудников галереи не в оригинале: он был снят с обода дафа и приклеен к доске. Со временем пергаментная основа картины треснула, в некоторых местах даже оторвалась от подрамника, а за глубокой трещиной оказался белый фон, который предстояло закрыть и очень осторожно оттенить. Более того, поверхность картины была загрязнена, и художнику-реставратору пришлось также провести ее очистку.

«В галерее мы, реставраторы, как правило, имеем дело с холстом. В случае же с «Портретом Е.Н.Дживелеговой» предстояло восстанавливать пергаментную поверхность, с которой обычно работают специалисты по реставрации письменного наследия. Национальная галерея обратилась в Матенадаран с просьбой организовать сотрудничество, и вскоре мне на помощь пришла опытная сотрудница Матенадарана Сусанна Барсегян. К тому времени я отделил картину от старого картона, и Сусанна предложила укрепить ее пергаментную основу при помощи специальной японской бумаги, которой пользуются при восстановительных работах специалисты Матенадарана, - объяснил детали работы Арташес Абрамян. – Мы также освободили картину от ее старого подрамника: он также нуждался в реставрации, но из-за овальной формы деформировал сделанный изначально на круглом дафе портрет. Старый отреставрированный подрамник ушел в фонды галереи, а картина Суренянца обзавелась новым круглым обрамлением. Вся работа продлилась с перерывами порядка 3-4 месяца. Нынешнее мероприятие в Матенадаране я озаглавил «История одной картины», так как уверен: реставрация уже стала частью «биографии» «Портрета Е.Н.Дживелеговой».

АРТАШЕС АБРАМЯН – ХУДОЖНИК ПО НАЧАЛЬНОЙ СПЕЦИАЛЬНОСТИ. Однажды, оказавшись в Национальной галерее Армении, остался там навсегда. Постепенно освоил и профессию реставратора, в которой, как он сам признается, ему очень помогает профессия художника и огромный багаж знаний по изобразительному искусству. За 10 лет работы в этом очаге культуры он вместе с коллегами вернул к жизни немало ценных образцов изобразительного искусства. Среди них и картина Мартироса Сарьяна «Дзорагэс» - один из лучших образцов индустриального пейзажа, которая также имеет интересную историю и создания, и реставрации. Реставрации этого полотна посвящен фильм, снятый в НГА и показанный в рамках лекции Арташеса Абрамяна.

Что касается «Портрета Е.Н.Дживелеговой», то по окончании выставки в Матенадаране он вернется в запасники Национальной галереи и будет ждать выхода на публику в рамках какой-либо тематической экспозиции или же обретет постоянное место в одном из выставочных залов.

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • СОЮЗ СТРОИТЕЛЕЙ АРМЕНИИ ПОДВОДИТ ОЧЕРЕДНОЙ ИТОГ
      2024-11-21 13:33

      В столичном Малом зале «Арно Бабаджанян» при полном аншлаге прошел 5-й Съезд Союза строителей Армении, в котором приняли участие руководители входящих в организацию компаний, представители ответственных за сферу государственных структур, строители и архитекторы. В их числе председатель Союза строителей Гагик Галстян, председатель Комитета по градостроительству РА Егиазар Варданян, глава Палаты архитекторов Армении Александр Бадалян и другие. Мероприятие открылось гимном Республики Армения, затем епископ Вазген Мирзаханян передал участникам съезда благословение Католикоса Всех армян Гарегина II. Он отметил, что Католикос всегда поддерживал архитекторов и строителей, благодаря добросовестному труду которых многие армянские храмы и монастыри вновь восстали из руин. Одним из важных проявлений преданной деятельности представителей этих профессий стал Собор Первопрестольного Эчмиадзина, реставрированный руководимой Гагиком Галстяном строительной организацией и совсем недавно представший перед армянством и гостями нашей страны во всей красе и исторической важности.

    • "НАУЧНЫЙ АРЦАХ" ДЛЯ РАЗВИТИЯ СТРАНЫ
      2024-11-21 10:55

      В Ереване, в офисе Объединения молодых ученых и специалистов Арцаха (ОМУСА) состоялась презентация очередного, № 22 (3-го за этот год) журнала "Научный Арцах". В свежий выпуск вошли 19 статей 23 авторов, из которых 1 доктор наук, 5 кандидатов наук, 17 аспирантов и соискателей. В этом номере география вовлеченных ученых была особенно широкой и охватила Ереван, Гюмри, Ванадзор, Спитак, Одзун (Армения), а также Каир (Египет) и т.д. По традиции, на мероприятии присутствовали авторы вошедших в данный номер статей. Они представили свои научные темы, ответили на вопросы коллег, выступили с замечаниями и предложениями, дав старт следующему выпуску издания. Презентацию открыл главный редактор "Научного Арцаха", кандидат юридических наук Аветик АРУТЮНЯН. Он приветствовал и поздравил авторов в связи с публикацией научно-исследовательских статей и пожелал дальнейших успехов в научной деятельности.

    • ГАЯНЭ ШУШЕЦИ – ХУДОЖНИК, ВЕДУЩИЙ ЗА СОБОЙ
      2024-11-20 11:03

      Дожидаться художницу Гаянэ Шушеци в Гадрутском Культурно-молодежном центре «Дизак Арт» Еревана, где вот-вот должна была открыться персональная выставка ее картин, было одно удовольствием. Фойе центра, трансформированного в этот вечер в галерею, походило на праздничный зал, где искрился фейерверк красок, то перебивающих друг друга, то создающих  гармонию.

    • SER ARTSAKH: СДЕЛАНО С ЛЮБОВЬЮ
      2024-11-20 10:49

      3000 подарочных коробок для 3000 новорожденных Арцаха – этой цифрой завершилась работа одной из самых теплых и полных любви программ, реализованных в рамках проекта Ser Artsakh. Инициированная и проводимая известной американской писательницей армянского происхождения, общественно-политическим деятелем, юристом и филантропом Анной Аствацатурян-Теркотт на базе фонда «Анна Аствацатурян», программа получила большой резонанс в сердцах арцахских мам и их малышей.

    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ