ЛОГИЧЕСКОЕ ОБЪЯСНЕНИЕ НЕЛОГИЧНОСТИ
Ситуация, сложившаяся в Армении в последние три года, и поведение государственных институтов лишь способствовали росту в армянском обществе уровня аномии, которая, в свою очередь, стала инструментом в руках правящей элиты – для управления обществом посредством различных технологий и манипуляций и обслуживания своих политических интересов, убеждены эксперты фонда «Луйс». В статье «Логическое объяснение нелогичности» они утверждают, что правящие элиты не только не борются с явлением аномии, но и используют ее, зачастую являясь ответственными за ее формирование и распространение, и правящая элита в Армении в этом смысле – не исключение: она является одной из главных причин аномии и в то же время главным бенефициаром.
В ПОЛИТИЧЕСКОМ СОЗНАНИИ АРМЕНИИ ПРИСУТСТВУЮТ КРИЗИСНЫЕ КОМПОНЕНТЫ: травма, аномия, переменчивое состояние системы ценностей и интересов, отчуждение, кризис идентичности, фрустрация, унификация. Хотя это сложные, возможно, тревожные термины, но они отражают реальность и являются ее частью.
Интересно, что многие из этих негативных явлений становятся инструментом для нынешних правящих администраций или, как минимум, подпитываются правящей элитой для подрыва системы ценностей и интересов.
Когда происходит подрыв нормативных систем, рост неопределенности, разочарование в ожиданиях и бессилие, мы сталкиваемся с явлением, называемым аномией, которое является наиболее тревожной из кризисных характеристик общественного сознания.
В числе первых исследователей концепции аномии – Эмиль Дюркгейм и Роберт Мертон, которые на примере Франции и США проанализировали социально-психологические отклонения общества и правящей элиты. Дюркгейм, например, объяснял рост социального пессимизма и апатии переходом от аграрной социальной системы к индустриальной, в ходе которого старые нормы перестали функционировать, а новые еще не успели сформироваться. А Мертон, проанализировав причины высокого уровня преступности в США, указал на невозможность достижения власти правовыми и нравственными путями и на готовность американцев нарушить установленный социальный порядок ради распространения идеалов, тиражируемых массовой культурой.
В нестабильной ситуации проникновение случайных факторов и поведенческих мотивов в политическую среду становится доминирующим, снижается уровень личной безопасности, значительно обесценивается авторитет государственной власти, среди населения зреет тревога, недоверие и неопределенность.
Недовольство действующей властью, разочарование в ожиданиях приводят к изменениям в общем политическом поведении граждан. Нормы формально продолжают существовать, их можно соблюдать, но можно и безнаказанно нарушать. Повальные и безнаказанные нарушения норм в последние годы получили широкое распространение, что, в свою очередь, является проявлением вседозволенности.
Если рассматривать явление в контексте происходящих в Армении политических процессов, то в качестве примера можно привести произошедшую в 2018 году смену власти. Часть общества непосредственно участвовала в процессе смены власти, руководствуясь конкретными целями и интересами и игнорируя используемые для достижения цели средства и их последствия. Однако со временем, когда «революционная» эйфория стала постепенно угасать и начался период разочарования в ожиданиях, последовали травмирующие кризисные явления (войны, эпидемии, массовые жертвы), аномия в армянском обществе углубилась.
ОДНАКО, ЧТОБЫ ПРОАНАЛИЗИРОВАТЬ СЛОЖИВШУЮСЯ СИТУАЦИЮ В АРМЯНСКОМ ОБЩЕСТВЕ и выявить существующие социально-психологические проблемы, мы предприняли попытку проследить процессы в рамках информационной аномии. При преобладании дисгармоничных информационных потоков снижается качество информации и доверие к ней, в результате чего информация теряет свое первостепенное значение, а для общества возникает множество вариантов восприятия. В результате нашего исследования мы пришли к выводу, что именно информационная аномия способствовала формированию альтернативной или имитационной реальности армянского общества... Часть общества, переживающая травмирующие явления, не имеющая никакого контроля над получаемыми информационными потоками, живет в «иллюзорной реальности».
В условиях политических кризисов информационная аномия выражается в результате распада системы государство-СМИ-общество. Информационная аномия армянского общества имеет следующие особенности.
1. Разрыв связи правящая элита-общество, в результате чего информация вызывает непредсказуемую, непредусмотренную реакцию общественности. В результате разрыва обратная связь отсутствует. Реакция общественности на информацию не влияет на осуществляемую политику.
2. СМИ, распространяя вызывающую общественный резонанс информацию, становятся основными генераторами аномии. Разнообразные, часто противоречивые информационные потоки оказывают деструктивное воздействие на общество, способствуют росту апатии и отчуждения среди граждан.
Этим обусловлена широкая популярность альтернативных каналов ложной информации в Республике Армения. Например, некоторые каналы YouTube, в которых предоставляемая информация является не только ложной, но и манипулятивной, имеют сотни тысяч просмотров. Это обусловлено тем, что предоставляемая данным каналом информация доступна, приятна для слушателя и создает иллюзорную реальность.
В нынешний период особенность аномии является культурным компонентом реализации политической власти и широко проявляется среди всех слоев общества, то есть стала новой нормой поведения. Иными словами, в обществе формируется атмосфера безнаказанности, чему способствуют периодические нарушения правящей элитой писаных и неписаных канонов.
Проблема в том, что политическая жизнь все больше теряет связь с реальностью: перемещается в виртуальное поле и создает в нем виртуальные политические образы. Причем это явление преобладает в Интернете: политика отрывается от реальных интересов людей, становится более нестабильной, стереотипной и иррациональной. Сказанное мы можем наблюдать на примере Республики Армения, рассмотрев деятельность различных блогеров и каналов YouTube.
Например, когда 13-14 сентября 2022 года Азербайджан развязал боевые действия против Республики Армения, в результате чего погибли 224 военнослужащих, Армения понесла позиционные потери, а у населения углубилось чувство страха и неопределенности. Для того, чтобы сделать общество более иррациональным и эмоциональным, притупить способность принимать рациональные решения, были пущены в ход пользователи с большой интернет-аудиторией. Выдающие себя за блогеров некоторые люди сеяли панику среди общественности, говоря, что вооруженные силы Азербайджана готовят широкомасштабную войну против Армении, указывая даже конкретный день и время. Исходя из того, что основная часть предоставляемой информации является ложью, однако, согласно правилам манипулирования, содержит незначительную часть правды, общество из-за наличия синдрома аномии и недоверия к государственным институтам, верило блогерам, что привело к паническим настроениям, особенно в Ереване. Для еще большего обострения нервозной ситуации и неопределенности манипулировали даже распространенным МЧС РА сообщением о том, что места убежищ необходимо уточнить и привести в надлежащий вид.
СОВРЕМЕННЫМ ПОСТСОВЕТСКИМ ОБЩЕСТВАМ ПРИСУЩА ЦЕННОСТНАЯ БЕССИСТЕМНОСТЬ, что является одним из характерных явлений аномии и угрозой для духовности нации. Интеграция общества и формирование консенсуса с властью сегодня начинает осуществляться путем примитивизации и архаичности массового сознания. Мы сталкиваемся с феноменом прерванной реальности. Российские исследователи Л. Гудков и А. Левинсон упоминают феномен прерванной реальности как болезненное состояние общественного сознания, для которого характерно мифическое, эгоцентричное восприятие времени, неумение управлять ближайшим будущим.
Одной из составляющих феномена прерванной реальности является идея об Особом пути, которая была создана в ответ на нежизнеспособность социальных инфраструктур общества, неспособность восполнить недостаток ценностей и идеалов, преодолеть барьер между настоящим и будущим. В конечном счете в таких обществах начинают преобладать фантомы или образ мифического прошлого, созданные для легитимации архаичных институтов власти (консервативные фантомы неоконсерватизма, суррогаты прошлого), или суперутопии, супераномии (когда все нормы, включая здравый смысл, отменяются: все проблемы решаются мановением волшебной палочки и т.д.). Например, в Республике Армения политический дискурс бывшие-нынешние, на котором строит свою пропаганду нынешний правящий режим, сформировался в контексте вышеизложенного.
В обществах, находящихся в травматической ситуации, преобладает требование мира и справедливости, мечта об этом, причем представления о справедливости основаны не на иллюзиях о равных возможностях и равенстве всех перед законом, а на мечте каждого члена общества о собственной безнаказанности. Иными словами, люди мечтают не об искоренении несправедливости и безнаказанности, а о том, чтобы самим безнаказанно осуществлять искаженную справедливость. В рамках этой же модели находятся также представления о государстве, в основе чего лежит модель договорных взаимоотношений: население за просто так не обязано подчиняться власти, а только в том случае, если власть, в свою очередь, выполняет делегированные ей обществом функции. Это искаженное восприятие общественного объединения.
Все эти процессы, происходящие в сознании людей и выражающиеся в политическом поведении, можно разделить на три группы, условно назвав их уровнями общественного сознания.
Первый уровень – неосознанные, первичные биологические потребности человека: голод, инстинкты самосохранения и продолжения вида. Первичные мотивации, будучи наиболее сильными, почти не имеют отношения к политической и культурной составляющей и обусловлены исключительно внешними факторами.
Второй уровень – ценностные, культурные ориентиры, впечатления от происходящего, которые каждый человек воспринимает в призме собственного мировоззрения, личного опыта и коммуникаций. Одними из наиболее ярких примеров являются широко распространенные общественные представления об общественных отношениях, политическом устройстве, морали.
Третий уровень – текущие представления о жизни, спонтанная оценка происходящего.
ЧТОБЫ ВОЗДЕЙСТВОВАТЬ НА ЭТИ ТРИ УРОВНЯ ОБЩЕСТВЕННОГО СОЗНАНИЯ, управлять общественным сознанием и инспирировать необходимое политическое поведение, политическое руководство или правящая элита используют технологии, направленные на «пробуждение» каждого из этих уровней. И, естественно, основным инструментом воздействия и манипулирования сознанием становятся СМИ, Интернет и, особенно, социальные сети.
Человек наиболее уязвим, когда для того, чтобы контролировать его, начинают воздействовать на первичную мотивацию. Страх – наилучшее средство массовой мобилизации. Когда человеку, его семье, его окружению угрожает опасность, все культурные, политические и другие положения становятся неважными или второстепенными. Поведение диктуется инстинктом самозащиты. Один из лучших примеров – массовая поддержка недемократических действий после терактов в США 11 сентября 2001 года. Это позволило властям США «убедить» американскую общественность, привыкшую к высокому уровню свободы, добровольно отказаться от значительной части своих свобод.
Оказывая влияние на первичный уровень сознания, запускают иррациональные механизмы принятия решений, в том числе и политических: доминирующими становятся подсознательное и эмоциональное. Эти механизмы особенно важны в условиях нестабильности, неопределенности и дезориентации граждан. Формируя на первичном уровне чувство опасности, обеспечивается иррациональная, эмоционально-массовая модель принятия решений, после чего воздействие осуществляется почти на уровне инстинктов.
С целью оправдать, легитимировать капитуляцию 9 ноября 2020 года, Никол Пашинян объяснял, что пошел на такой шаг, чтобы спасти тысячи жизней. Общество, находясь в глубокой апатии, аномии, не способно дать адекватную оценку такому утверждению: инструментарий страха и запугивания, запущенный в ходе 44-дневной войны, в основном повлиял на потребности людей в самосохранении и безопасности, в результате чего, находясь в иррациональном состоянии, они не смогли оценить реальность.
СМИ и Интернет используются политической элитой для создания желаемой виртуальной реальности, чтобы обеспечить необходимое впечатление и эмоциональный фон. Люди не могут, не успевают самостоятельно проанализировать, что – правда, а что – манипуляция. Особенно хорошо такая технология работает при одновременном задействовании первого и третьего уровней.
Виртуальная реальность, создаваемая средствами массовой информации, особенно Интернетом, генерирует необходимые общественные настроения, создавая параллельную, иллюзорную реальность, совершенно не соответствующую действительности. Интернет-пропаганда стирает, ломает различия между обеспеченными и нуждающимися, образованными и необразованными, теми, кто обладает социальными, культурными ресурсами, и теми, кто лишен их. Унификация общественного сознания, постепенное исключение способности самостоятельно анализировать и критически подходить к явлениям помогает получить более четкую картину.
Для воздействия на уровни общественного сознания используются также такие хитрые технологии, при успешном применении которых обеспечивается долгосрочный результат. Подобные технологии носят преимущественно идеологический характер. Для изменения необходимых идейных, ценностных ориентиров и культурных компонентов может быть использовано запугивание – с целью пробуждения инстинкта самозащиты, мобилизации и дачи спонтанных оценок происходящим событиям. Авторитарные режимы, успешно манипулирующие общественным сознанием, умело воздействуют на три уровня одновременно.
МИФОЛОГИЗАЦИЯ СОЗНАНИЯ ТАКЖЕ ШИРОКО ИСПОЛЬЗУЕТСЯ ВЛАСТЬЮ: в ход идут культурные символы, мифы, предпринимается попытка легитимации действующего режима. Путем агрессивной пропаганды в общественное сознание внедряются не идеологические ориентиры, а откровенные мифы. Это явление можем рассмотреть в контексте зеркального феномена идеологической симметрии. Русский исследователь Г. Мусихин отмечает, что под влиянием идеологизации мифологизации люди начинают проявлять массовое иррациональное поведение – в попытках интерпретировать иррациональные, радикальные явления в рациональной плоскости. Миф не подлежит верификации, вообще, он не нуждается в объективности и достоверности. Одна из основных функций политического мифа – попытка упростить действительность, преодолеть страхи и тревоги перед сложностями современного мира.
В результате сознание травмированного общества под влиянием мифологизации создает фантомы общественного сознания и поведения. Воздействие этих процессов носит деструктивный характер: реальная жизнь становится пленником виртуальной, мифологизированной реальности, вступая в противоборство друг с другом. Мифы и фантомы блокируют способность оценивать реальность и умение адекватно реагировать на вызовы, подменяя их иррациональным поведением. Чтобы избежать мифологизированных «опасностей», общество на коллективном и/или личностном уровне начинает игнорировать или отвергать реальные опасности. Ко всему этому прибавляется безнаказанность, формируя серьезнейший социально-политический кризис, во время которого люди совершают нелогичные шаги, игнорируя законы и табу. Последнее обусловлено извращенным и избирательным применением законов правящей элитой, циничным нарушением неписаных законов, табу, сформированных modus vivendi и modus operandi.
Уровень существующей аномии в обществе напрямую зависит от политических и государственных институтов, их деятельности. В стабильном, нормально функционирующем обществе уровень аномии, естественно, низок. Однако ситуация, сложившаяся в Армении в последние три года, и поведение государственных институтов лишь способствовали росту в армянском обществе уровня аномии, которая, в свою очередь, стала инструментом в руках правящей элиты – для управления обществом посредством различных технологий и манипуляций и обслуживания своих политических интересов. С другой стороны, обеспечить стабильное развитие общества можно только при наличии действенных правовых, нравственных систем и норм и, что самое главное, при их поддержке со стороны государственных и политических институтов.
Иными словами, правящие элиты не только не борются с явлением аномии, но и используют ее, зачастую являясь ответственными за ее формирование и распространение. В случае смены правящей элиты и, как следствие, основательного пересмотра государственной информационной формальной и неформальной политики, станет возможным бороться с распространением явления аномии. В посттравматический период при точной организации государственной информации или пропаганды снижение уровня аномии в обществе становится вопросом времени. Можно утверждать, что политика нынешней правящей элиты является одной из главных причин аномии, но в то же время и главным бенефициаром.
ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА
-
2024-11-25 05:19
23 ноября в Академии шахмат Армении (АША) состоялся второй этап клубного чемпионата страны. Соревнование проходит в 3 этапа, во втором из них приняли участие 21 команда в турнире A и 11 команд в турнире B.
-
2024-11-23 09:41
Азербайджан шаг за шагом, постепенно выполняет свою задачу: под вывеской делимитации окапывается и будет действовать в соответствии с ситуацией – как и в какой момент ему выгодно. Так член Исполнительного органа РПА, депутат фракции «Честь имею» Тигран Абрамян прокомментировал 168.am заявление командира погранвойск Азербайджана Араза Мамедова о том, что в следующем году в селах Кызыл Гаджили, Хейримли, Неркир Воскепар, Баганис-Айрум будут построены новые погранзаставы.
-
2024-11-21 16:15
21 ноября на перегоне Советакан-Эчмиадзин на неохраняемом переезде автомобиль марки «БМВ» в нарушение правил дорожного движения выехал на железнодорожные пути, не остановившись перед знаком «СТОП». В результате произошло столкновение автомобиля со следующим по перегону тепловозом компании «Южно-Кавказская железная дорога».
-
2024-11-20 19:12
Америабанк примет участие в форуме EngageArmenia2024, который пройдет 23 ноября в Дубае. Форум является динамичной площадкой для предложений, предусмотренных для соотечественников из диаспоры, с возможностью проведения панельных дискуссий и установления новых связей.