АЛИЕВ ЛУЧШЕ ЧУВСТВУЕТ СИТУАЦИЮ В АРМЕНИИ, НЕЖЕЛИ ПАШИНЯН?
У президента Азербайджана, безусловно, много площадок и фиктивных поводов для того, чтобы доносить до адресатов свои политические мессиджи. Тем не менее, для каждого своего заявления он тщательно выбирает место и время, дабы особо подчеркнуть значимость своих слов.
В данном контексте вряд ли можно назвать случайностью тот факт, что заявление Алиева об "опасном для Азербайджане процессе ускоренного вооружения Армении" было озвучено на встрече с новоназначенным послом Индии в Баку. Ведь именно с Индией и ее ВПК связывают официальные и неофициальные армянские источники, а также собственно индийские СМИ, процесс выбора и закупки Ереваном крупных партий вооружения широкого спектра назначения. Алиев тем самым дает понять, что Баку хорошо осведомлен об этих контрактах и сильно разочарован действиями Нью-Дели.
РАЗУМЕЕТСЯ, АЗЕРБАЙДЖАНСКИЙ ЛИДЕР МОГ ПЕРЕДАТЬ СВОЕ НЕДОВОЛЬСТВО только в таком завуалированном виде, поскольку высказанное прямым текстом оно было бы воспринято руководством Индии крайне жестко, учитывая еще и тот факт, что Азербайджан без особых церемоний водит тесную дружбу с главным врагом Нью-Дели – Исламабадом и закупает в Пакистане большие партии оружия различного назначения. Считая слишком большой роскошью для себя и своей страны ссориться с ядерной державой, Алиев попытался намеками донести до индийский властей мысль о том, что своими контрактами они якобы подрывают перспективу мира и безопасности в регионе.
Тем не менее, очевидно, что главным адресатом алиевских призывов все же является не Нью-Дели.
"Сегодня в Армении вновь поднимают голову реваншистские силы и в отношении Азербайджана продолжают территориальные претензии…". "Если Армения на самом деле хочет мира с Азербайджаном, то почему она закупает вооружения на сотни миллионов долларов? Такая политика Армении может привести к новым угрозам для региона…". В армянской прессе эти пассажи бакинского диктатора вызывают главным образом удивление на фоне многократных утверждений Пашиняна о готовности помириться с Азербайджаном на основе соглашения о взаимном признании территориальной целостности, звучащих уже чуть ли не ежедневно.
Буквально за два дня до алиевского спича Никол в очередной раз, на сей раз в Рейкьявике, заявил, что Армения не ставит под сомнение территориальную целостность Азербайджана в рамках 86,6 тысяч квадратных километров. А спустя день после сетований Алиева подтвердил свои намерения полностью отказаться от участия в судьбе Арцаха уже в присутствии журналистов.
Однако странными алиевские речи кажутся лишь на поверхностный взгляд. Все становится на свои места, если мы уясним для себя и станем учитывать в дальнейшем тот факт, что азербайджанский лидер не отождествляет Армению с режимом Пашиняна. И на то у него, очевидно, есть веские основания.
Ильхам Алиев не говорит, что реваншистские настроения в Армении генерируют власти или лично Пашинян, он отнюдь не утверждает, что партия власти в Ереване уклоняется от заключения капитулянтского мира на фактически одних только азербайджанских условиях. Алиев говорит о неких "силах" в Армении, не готовых смириться с поражением, и указывает на то, что страна закупает большие партии вооружения, применение которых в будущем против Азербайджана якобы очевидно.
Такое абстрактное обозначение "армянского реваншизма" и упреки в адрес страны в закупке вооружения без прямого обвинения Пашиняна в этой "нечистоплотной" с точки зрения Баку игре, свидетельствует о том, что Алиев не верит в способность своего армянского оппонента удержаться во власти после того, как тот анонсировал по сути вторую капитуляцию. Алиев также не доверяет заверениям Запада относительно того, что Вашингтон и Брюссель обладают достаточными ресурсов для удержания Никола в шатком премьерском кресле.
СУДЯ ПО ИМПУЛЬСИВНОЙ РИТОРИКЕ, ПРЕЗИДЕНТ АЗЕРБАЙДЖАНА больше склонен доверять данным своей разведки о потоках поступающего в Армению вооружения и о катастрофическом антирейтинге "миролюбца" Пашиняна, заявления которого по Арцаху и перспективах нормализации армяно-азербайджанских отношений на деле могут не стоить и выеденного яйца.
Словом, Алиев, по всей вероятности, остро чувствует диссонанс между внутренней атмосферой Армении, как многосложной политико-национальной единицы, и действиями Пашиняна, который от ее имени пытается воплотить в жизнь совершенно чуждую и опаснейшую для нее повестку. С одной стороны, азербайджанский президент признает "достижение прогресса по некоторым пунктам переговорной повестки с Арменией", но с другой стороны и на другой площадке он тут же принимается разглагольствовать о своем недоверии к Еревану и указывает на факт того, что, дескать, слова Пашиняна расходятся с реальным положением дел в Армении и армянском обществе.
В такой двоякой по сути позиции азербайджанского президента можно, конечно, усмотреть элементы игры на миролюбие и военный шантаж одновременно, направленные на быстрое и эффективное достижение результатов по принуждению Еревана к капитуляции. Но это вовсе не исключает, а наоборот, подчеркивает зеркальную тревогу Азербайджана, осознающего неоднозначность ситуации и настроений в Армении.
Безусловно, Алиева и его страну застал врасплох несоразмерно сильный ответ армянской стороны в районе Сотка 11-12 мая, о чем мы уже писали в одной из предыдущих статей. Этот удар по врагу доказал, что абсолютное военное поражение Армении - отнюдь не свершившийся факт и региону может грозить новая война при условии смещения Пашиняна национальными силами и смены геополитических реалий. А ведь и то, и другое имеет вполне реальные перспективы. И вот тогда исход нового столкновения может быть непредсказуемым для Азербайджана.
Именно поэтому президент этой страны в порыве обуявшей его тревоги опять принялся озвучивать цифры о росте оборонного бюджета Баку в ответ на поступающую информацию об армянских закупках. И именно поэтому ассистирующий Алиеву Пашинян из кожи вон лезет, дабы доказать, что закупки армянской армии не направлены против Азербайджана. И что он сможет удержаться у власти даже в случае подписания бумаги о сдаче Арцаха, дабы гарантировать Баку невмешательство и равнодушное лицезрение Ереваном того, как кровожадный нефтяной султанат окончательно пожирает оставшийся совершенно беззащитным Арцах.
ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА
-
2025-04-04 09:50
Какая сенсация - Вилен Габриелян сложил депутатский мандат! «Раскачивающий лодку» раскачивал-раскачивал «корабль» своей политической карьеры и так раскачал, что сам кубарем вылетел за борт. Теперь у него ни лодки, ни карьеры, ни друзей из «ГД», которым свойственно отворачиваться от опальных коллег, впадая в ступор от одной только мысли о том, что навлекут на себя гнев подозрительного Никола за дружбу с предателями партийных идеалов.
-
2025-03-25 08:59
Как ни крути, никак не получается избавиться от мысли, что у Алиева действительно есть компромат на Пашиняна. Не просто бумажка, а, как говорил профессор Преображенский, «окончательная бумажка. Фактическая. Настоящая. Броня!». Такой компромат, что опровергнуть и отвергнуть его Никол не сможет, даже если приведет себе в свидетели самого Люцифера.
-
2025-03-22 09:03
Как-то после внеочередных армянских парламентских выборов в 2021-м Ильхам Алиев признался, что был несказанно удивлен результатами голосования. Он, мол, ждал, что армяне просто выбросят Пашиняна, как руководителя, приведшего армию к поражению, а страну к краху. Но армяне, к его удивлению, и не подумали избавляться от собственного могильщика. Естественно, Алиев не назвал так Никола, но, безусловно, именно это и имел ввиду.
-
2025-03-15 10:55
Пока власти Армении прошибают лбы о стенку «мирной повестки», Баку ищет и запускает в оборот все новые и новые пропагандистские нарративы для девальвации самой идеи существования армянской государственности. Очередным «проектом» в этом ряду стала тема ассирийской общины в Армении.