Последние новости

МЫЛЬНЫЕ ПУЗЫРИ АМУЛСАРСКОГО ПРОЕКТА

Накануне вице-премьер Армении Мгер Григорян принял члена совета директоров компании «Лидиан Армения» Джеффри Коуча, исполнительного директора компании «Лидиан Армения» Айка Алояна и основателя и директора компании «Элайд Голд Корп.» Джастина Дибби. Как сообщила пресс-служба правительства, собеседники коснулись сроков возобновления строительных работ, ожидаемого начала разработки рудника, хода финансирования инвестиционной программы и сотрудничества государства с компанией.

Учитывая, что проект разработки Амулсара вызывает подчеркнуто негативную реакцию экспертов и общественности, корреспондент Новости Армении – NEWS.am обратилась к юристу, экологу Назели ВАРДАНЯН.

- Насколько состоятельна идея разработки этого месторождения?

- Сама идея с экономической и экологической точек зрения несостоятельна в том смысле, что имеет большие экологические риски, не были подсчитаны экономическая польза и возможный ущерб. Джермук - это известный курорт не только в Армении и на постсоветском пространстве, но и во всем мире. Разрабатывая недалеко от курортного города золотое месторождение, мы фактически разрушим всю экономическую зону, созданную в течение 70-80 лет. В конце концов, были сделаны огромные инвестиции в становление этого всемирно известного курорта. Кроме того, собственники гостиниц и санаториев выплачивают кредиты, взятые на развитие бизнеса. Все они окажутся в мягко говоря плохом экономическом положении, потому что мы, думая о развитии экономики в пользу горнорудной промышленности, не должны забывать, что минеральная вода – тоже своего рода горнорудная промышленность, и в данном случае идет речь о разрушении состоявшейся структуры. И не только. Если загрязнится река Арпа, а она загрязнится, это в один голос говорят все эксперты, то виноградарство, которым славится Вайоц дзор, тоже сильно пострадает. В случае загрязнения реки Арпа, из которой поливаются виноградники, не будет урожая, прекратится экспорт. Это серьезная проблема для экономики страны.

- Власти заявляют об огромном экономическом плюсе…

- Заявления министра экономики страны о том, что эксплуатация рудника составит 1 процент от ВВП, мыльный пузырь. Есть 7 достаточно крупных металлических рудников, в течение последних 15 лет доля металлических рудников в ВВП составила 2.8 процента. 40 процентов сельское хозяйство и 15 процентов туризм. То есть, по логике министра, они должны были обеспечить 7 процентов, однако это не так. Заявленные запасы золота в Амулсарском руднике 0,7 г на тонну. В нормальных странах при таких запасах золота разработку рудника вообще не начинают. Это неэффективно.

- А безопасно ли это, особенно после сентябрьских событий?

- Здесь будут использовать цианидовую технологию, и это тоже содержит дополнительные риски. Особенно в нашей ситуации, когда враг находится очень близко от Амулсара, и мы видели, что в сентябре 2022 г как раз бомбили территорию вокруг рудника – Кечутское водохранилище, дорогу, канатку…Повредить цианидовую площадку, которая должна вместить 100 миллионов тонн цианидного раствора…вы представляете чем это чревато? 80 процентов пресной воды Армения получает от этого водосборного бассейна. Загрязнится Сюникская область – Спандарянское водохранилище, реки Воротан и Дарб. Река Арпа – это означает, что загрязнятся Вайоц дзорская область и Араратская долина. Озеро Севан и вся Гегаркуникская область, Котайк, Ереван. 80 процентов Армении окажется под риском. Непонятно, о чем думают наши правители в течение 17 лет. Мы 17 лет боремся, чтобы рудника не было, и чтобы люди жили в нормальных условиях. Джермук находится на высоте 2100 м над уровнем моря. Кислородное голодание возмещается чистым воздухом. Если воздух будет загрязнен, люди просто не выживут. Представьте состояние джермукцев – с одной стороны враг, подошедший очень близко, с другой стороны тоже…С одной стороны вопрос жизни и смерти, с другой тоже возникает вопрос жизни и смерти в виде загрязненного воздуха и воды. К этому прибавляется перспектива потери бизнеса и как следствие массовой миграции.

- Вообще кому это нужно?

- Я считаю, что это – политическая игра, и наши противники делают все, чтобы навредить нашей стране. А власти не вникают и не осознают, что результаты будут очень плачевные и не подлежащие восстановлению. Об этом не только мы говорим. Об этом же говорили четыре известные компании, которые по нашей инициативе провели экспертизу проекта и дали отрицательное заключение. Власти не поверили и провели новую экспертизу, поручив ее «Элард», и она тоже пришла к негативному выводу. Эксперты считают, что последствия, в случае худшего сценария, растянутся на сотни лет, и ущерб в итоге будет невосполнимым.

- На какие средства?

- В феврале был подписан меморандум о намерениях между министерством экономики, Евразийским банком и «Лидиан», который предусматривал инвестиции в размере 250 млн, 100 млн от Евразийского банка, 50 млн какой-то банк из Армении, и якобы 12,5 процентов акций передаются правительству. Общественные организации сделали запрос, и выяснилось, что никто никому никаких «процентов» не передавал. Сделали запрос в Евразийский банк. Выяснилось, что вопрос не решен и пока никаких денег нет, обсуждается, какие риски связаны с этим кредитом. Спросили у правительства, какой банк предоставит остальные деньги – сказали, что пока неясно. То есть это еще один мыльный пузырь, и вокруг него наше правительство подписывает какие-то меморандумы, министр экономики дает какие-то гарантии.

- А как можно давать какие-то гарантии?

- Как вообще можно гарантировать последствия, допустим, землетрясения? А мы видим в последние месяцы активизацию тектонических процессов в регионе на примерах Турции, Сирии, Ирана. Это одна тектоническая зона, и никто не может гарантировать, что в районе Амулсара не может быть сильного землетрясение и разрушений. Кто может гарантировать, что враг не станет бомбить и не разрушит инфраструктуру?

- Чем чреваты такие «гарантии»?

- Я задаюсь вопросом, почему в такой ситуации правительство берет эти риски на себя? Если до сих пор, пока они еще не провозгласили решения, у «Лидиан» не было никакой возможности выиграть в Арбитражном суде, то после таких обещаний и гарантий вокруг мыльных пузырей, наше правительство всю ответственность берет на себя и тем самым делает возможным даже обращение в Арбитражный суд и получение каких-то возмещений. На практике же это все будет переложено на плечи налогоплательщиков.

Зачем давать такие необоснованные гарантии и принимать легкомысленные решения, когда можно развивать менее рискованные отрасли экономики, например, ИТ, туризм. Направляя экономику в русло развития горнорудной промышленности, мы фактически разрушаем все, что создано вокруг сельского хозяйства, туризма, других отраслей экономики. То есть это происходит во вред экономическому развитию страны.

- И вновь о безопасности…

- Заявления о том, что это в целях повышения безопасности, также не выдерживает критики. Посмотрите, что происходит с Сотским месторождением. В Сотке, кстати, содержание золота примерно в 10 раз больше – 6,9 г на тонну – они объявили о прекращении открытой разработки из-за обстрелов со стороны Азербайджана. То есть ни о какой гарантии речь не идет. Наоборот, все свидетельствует о непродуманности действий, во вред существующей экономической системе, здоровья людей и охране окружающей среды. Я надеюсь, что рудник не заработает. Хотя для его открытия прилагают огромные усилия, даже законодательство стали менять специально для них. В кодекс о недрах, где предусмотрено что если в результате народных волнений какая-то международная организация не работает, внесли поправку о продлении разрешения. Все бы ничего, но закону дали обратную силу на 4 года. Получилось, что это распространяется исключительно на Амулсар, поскольку только он и не работал. После принятия изменения, они сразу пролонгировали разрешение до 2034 года. Недавно приняли закон об оценке экологического воздействия - и снова все в пользу бизнеса. Вместо того, чтобы ужесточить законы в пользу охраны природы и здоровья людей, все для бизнеса.

- Что делается, чтобы не допустить открытие рудника?

- Общественные организации активно борются. Параллельно идет травля активистов. «Лидиан» очень активно подает в суд против представителей общественных организаций, даже депутатов, которые выступили против амулсарского проекта. Есть в судах и административные дела, и сфабрикованные уголовные дела, и по клевете, но общественность не сдается и не отступает. Дела, направленные против экологических активистов и адвокатов, в центре внимания международных организаций, они внесены в соответствующие базы. Против меня тоже есть гражданское дело по клевете, потому что я просто задала вопрос в качестве члена рабочей комиссии, которая была создана решением премьер-министра по Амулсару. Получается, что члены комиссии и рабочих групп не имеют права задавать вопросы. Но это нас не остановит. Я хочу особо подчеркнуть, что были нарушены права жителей Джермука. С 2009 г было выдано разрешение на разработку месторождения, но Джермук почему-то не был признан общиной воздействия. Включили в эту категорию близлежащие села. Причем не знали, что Кечут входит в административно-территориальную единицу Джермука. Получилась абсурдная ситуация. Когда поняли, что Кечут включили, а Джермук нет, исключили Кечут из списка. Очень долго жители Джермука боролись, подавали иски, суд их не принимал, ссылаясь на то, что они не община воздействия, а они обращались в суд, чтобы стать общиной воздействия, такой вот замкнутый круг.

- Какие перспективы у Джермука в случае, если проект все же заработает?

- Джермук исчезнет как курорт, превратится в рабочий поселок, обслуживающий компанию. Закроются все рабочие места, все санатории, дома отдыха. И это тоже мыльный пузырь, я подразумеваю разговоры о рабочих местах. Получается, власти хотят за счет одних людей открыть рабочие места для других? Во-первых, это несправедливо по отношению к жителям города, во-вторых, это станет причиной массового отъезда жителей Джермука. Азербайджанцы как раз этого ждут, чтобы не было людей и они ворвались туда, захватили Джермук и стали там жить. Если говорить цифрами, менее 1 процента работников от общего числа вовлечены в горнорудную промышленность. Так что это не та сфера, которая обеспечивает много рабочих мест.

Подводя итоги, отмечу: никакие доводы в пользу разработки рудника не имеют оснований. Можно делать заключения, почему это происходит, но я предоставлю это читателям.

Мариам ЛЕВИНА

Новости Армении - NEWS.am

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ