«ВСЕ, ЧТО ДЕЛАЕТ БАКУ, ПО БОЛЬШЕЙ ЧАСТИ ПЛАНИРУЕТСЯ И ПРОЕКТИРУЕТСЯ В ТУРЦИИ»
«Новый министр ИД Турции будет не просто исполнять директивы Эрдогана, но и сам формировать турецкую политику», - отмечает в интервью «ГА» востоковед, академик НАН РА Рубен САФРАСТЯН.
- В связи с ЧП в России – вооруженным мятежом ЧВК «Вагнер», Эрдоган выразил поддержку Путину, заявив, что Турция готова «внести свою лепту в скорейшее разрешение событий». С какой стати, каким образом, при чем тут вообще Эрдоган?
- Во-первых, скажу, что вышеупомянутые события в России вызвали большой резонанс в турецкой прессе. Практически все крупные газеты на первой полосе дали информацию о вооруженном мятеже в России, при этом информация была не вполне объективной, потому что опиралась преимущественно на украинские источники, представившие все в довольно, скажем так, преувеличенном и паническом свете. Во-вторых, то, что Эрдоган предложил свое посредничество, вполне укладывается в политику, которую он ведет в последние годы – везде, где возможно и невозможно, нужно и ненужно, старается высунуться и выступить в качестве «посредника», начиная с Ливии, Украины, и т.д. Между тем в большей степени мое внимание привлек факт телефонного разговора между Эрдоганом и Путиным, состоявшийся 24 июня по инициативе турецкой стороны.
- И о чем они, по-вашему, говорили?
- Есть много различных факторов, о которых можно только догадываться, но у меня сложилось впечатление, что для Путина сегодня очень важно, чтобы Турция вела себя как можно более сдержанно на Южном Кавказе. Точнее, не сама Турция, а Азербайджан. С тем, чтобы Баку не попытался, воспользовавшись ЧП в России, чтобы устроить очередную провокацию против Арцаха, против российских миротворцев, против Армении. Уверен, эта тема фигурировала в последнем телефонном разговоре между Путиным и Эрдоганом.
- А почему бы Путину не поговорить об этом напрямую с Ильхамом Алиевым?
- Уже давно многое свидетельствует о том, что за спиной Алиева и всеми его действиями стоит Турция. Алиев и Азербайджан в значительной степени являются орудием в руках Турции для достижения ею своих стратегических целей, усиления влияния Турции в регионе. Все, что делает Баку, по большей части планируется и проектируется в Турции. Взять хотя бы последний эпизод с переносом Баку даты встречи в Вашингтоне министров иностранных дел Армении и Азербайджана. Думаю, это было связано с тем, что в Турции появился новый министр иностранных дел – Хакан Фидан. Фигура в некотором роде знаковая, учитывая его биографию, опыт и близость к Эрдогану. В отличие от прежнего министра, бывшего в большей степени исполнителем, Фидан будет не просто исполнять директивы Эрдогана, но и сам формировать политику Турции в тактическом плане. Он опытен, с 2010 года руководил турецкой разведкой, имеет огромный стаж подковерной дипломатии, международные связи на высоком уровне, в том числе, с американцами, и, по словам Эрдогана, знает все его личные, а также государственные секреты. То, что Баку перенес дату вышеупомянутой встречу в Вашингтоне министров ИД Армении и Азербайджана, связано с визитом в Азербайджан Эрдогана, который в ходе очной встречи с Алиевым дал ему, по всех видимости, новые установки.
- После чего Лачинский коридор оказался перекрыт полностью, для российских миротворцев тоже. Думаете, это связано с Фиданом? Он, что, новая тяжелая артиллерия против армян, не признающая даже обманные мелкие реверансы?
- Эти реверансы не имеют для турок серьезного значения и никогда не имели. Они будут стремиться к своим целям независимо от того, есть улыбки на наших лицах или нет.
- Все, что вы говорили до сих пор в контексте планомерного усиления давления на армян со стороны турецко-азербайджанского тандема, сбывается. Но как вписать во все это российско-турецкие отношения? С одной стороны, дружба, с другой – подстава турками тех же российских миротворцев и стремление выставить Россию, мягко говоря, в не слишком приглядном свете.
- У России и Турции сложные отношения. Стратегически это противники, но в тактическом плане они находят общие интересы и пытаются на них строить свою политику. Конечно, многое зависит от личных отношений между Эрдоганом и Путиным, играющих довольно значительную роль в нынешнем российско-турецком раскладе. Процесс идет, и на этом этапе телефонный разговор Путина с Эрдоганом по инициативе последнего о многом свидетельствует. Что же касается самого ЧП – вооруженного мятежа ЧВК «Вагнер», думаю, для России это уже пройденный этап, закрытая страница. Конечно, будут небольшие афтершоки, но политика Россия не изменится как в глобальном плане, так и в региональном. И это не будет иметь реального влияния на политику России в отношении Армении и Южного Кавказа в целом.
ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА
-
2025-04-19 09:29
"В Грузии, как и в Армении, память об участии в Великой Отечественной войне не подвергалась фальсификациям и искажению", - говорит в интервью "ГА" президент "Джавахкской диаспоры России" Агаси АРАБЯН.
-
2025-04-14 09:57
"Перемирие никогда не останавливает войну. В нашем случае она тоже не закончилась. Это лишь временная пауза для накопления сил и нового начала... Войны заканчиваются только подписанием капитуляции", - заявил на днях президент Азербайджана Ильхам Алиев.
-
2025-04-14 09:33
Определенно, что-то в этом мире перевернулось с ног на голову, если представителю страны, одной из целей которой является уничтожение христианства, и она планомерно ее добивается, Ватикан вручает орден. Да, да, не удивляйтесь, на днях посол Азербайджана в Ватикане Ильгар Мухтаров был удостоен Большого креста Папского рыцарского ордена Пия (Cavaliere di Gran Croce dell’Ordine Piano). Орден, учрежденный в 1847 году Папой Пием IX, высшей степенью которого является Большой крест, азербайджанскому послу вручил заместитель государственного секретаря Святого Престола Эдгар Пенья Парра.
-
2025-04-10 09:38
"Минская группа существовала, потому что до заявлений Пашиняна в Праге терцелостность Азербайджана была под большим вопросом", – говорит в интервью "ГА" доктор исторических наук, главный научный сотрудник ИМЭМО РАН Александр КРЫЛОВ.