Последние новости

В НАЧАЛЕ ПУТИ

А молодежь продолжает писать. И хорошо, что не в стол. Как это часто бывало в прежние времена, когда начинающим было сложно преодолеть возрастные барьеры, суровые идеологические установки и главлит. В сегодняшней ситуации, конечно, есть свои минусы. Но давайте лучше о плюсах. О выходе в свет второго сборника "Кацаннер" ("Тропинки") с произведениями авторов "комсомольского" (от 19 до 40) возраста.

СРЕДИ 18 ЛИТЕРАТОРОВ ПРЕИМУЩЕСТВО ЗА ЖЕНСКИМ ПОЛОМ - 13. И пишут они, главным образом, стихи. Делятся мыслями и чувствами о любви к людям и Родине, о войне, о смысле жизни. Анушик Геворкян посвящает строки по отдельности отцу и матери, благодарит их за все, описывает любовную пару, в которой нежная ива обвила могучий тополь на зависть и в подражание людям.

Лиа Григорян преклоняется перед юношей, погибшим за родную землю, уверена, что его соратники обязательно отомстят. Нарек Аракелян уже выпустил два сборника под названием "Шагнувшие в бессмертие". В них биографии героев 44-дневной войны. В нынешнем издании поэт размышляет о происходящем в стране и жестоком безразличном мире. Верит, что раны Армении заживут. Гаяне Аперян вспоминает кровавую осень 2020 года, погасившую пламя многих юных жизней.

Рассказ Артура Асланяна называется "Честь и наказание нации". У сельского плотника Рубена два сына. Старший учится в университете, метит в дипломаты. Младший после армии становится контрактником, чтобы помочь семье. Братья постепенно расходятся в разные стороны. Отец не может понять, почему армяне, освободившие Карабах, должны вернуть часть территорий. Эта интрига - главная в рассказе. С героями все понятно. Только вот в эпилоге автор уже сам критикует всю армянскую дипломатию за годы независимости, обвиняя в равной степени и, выходит, ставя на одну доску всех правителей, не сумевших отстоять справедливость. Героям рассказа подобный подход простителен. А вот насчет закрепления военных побед дипломатическими документами напомню, что могучая Россия 4 раза брала Эрзерум (от пушкинских времен до Первой мировой), но удержать его в своем составе не сумела. Не все так просто, как кажется плотнику Рубену. Хотя, конечно, за катастрофу последних 5 лет правители Армении обязательно ответят.

У Наре Аканц, Айка Мелконяна преобладает та же тема войны, тяжкого поражения. Звучит призыв очнуться, взять в руки свою судьбу. Да, многие изменились не в лучшую сторону. Но так нельзя. Надо сопротивляться, не сдаваться окружившим нас гиенам. Мелконян посвящает одно из стихотворений погибшему товарищу, оружие которого досталось в наследство Айку.

Алина Роберти сожалеет, что не научилась по жизни отвечать на зло злом, только добром умеет, прощает, поэтому потеряла себя. Размышляет о том, что человек что-то дает и что-то получает. Или не получает. Почему? И что правильнее: давать или только брать?

Арус Варданян тоскует об ушедшем детстве, которое все равно не сотрется из памяти. Гено Григорян в бушующих морских волнах ищет в лодке путь к миру. Мхитар Мос-Мушегян сокрушается от мысли, что вечно любить друг друга невозможно. Что в мире вечно? Какой плод и цветок? И любимая тоже это знает. Так зачем же тогда любить? Но в другом стихотворении верит в вечную любовь.

У Мариам Погосян миниатюры. О режиссерах, которые являются постановщиками спектаклей нашей жизни. О солнце, которое никак не спешит взойти, о пустоте, которая давит и порой побеждает нас. Марине Мкртчян в мольбе к Господу просит мира для Армении и всего мира.

Нелли Гегама обещает любимому вернуться в один из дней. В любви не надо ставить точку. Многоточие правильнее. Жизнь дается нелегко. Даже день устал от людских забот и ждет, считает, чтобы последние часы поскорее истекли.

Героини Аракс Алоян ищут свое место в жизни. Это очень трудно. Порой больно. Мари Хачи продолжает тему войны. В цикле стихов воин призывает не печалиться, если он не вернется, надо жить и любить друг друга. Асмик Маргарян вспоминает героев, отца и сына, Рустама и Рафо Гаспарянов из отряда "Черный барс", знает, что их имена останутся в истории.

Стелл Кян (видимо, псевдоним) представлена не по возрасту зрелыми миниатюрами о войне и любви. О том, как нелегко ждать любимого даже в мирные 2 года, 24 месяца, 104 недели и 731 день службы. А каково страдать, когда каждый час может принести черную весть с войны? Стелл достигает серьезных вершин, искренне и точно, без лишних слов, отражая глубину томительного ожидания. Некоторые миниатюры так и хочется перевести. Ограничусь одной.

"А ты знаешь, что такое любовь?"

Давай отложим в сторону все представления о любви. Любовь - это вовсе не только фраза "Я тебя люблю". Ее можно выразить и одним простым словом.

Любовь - это когда во время войны зажигаешь две свечи, но ни одна из них не для себя. Это когда молишься на коленях в церкви, и в каждом слоге твоей молитвы просьба о возвращении героя. Пусть вернется, пусть преподнесет цветы другой, я не обижусь. Пусть вернется для другой. Но я буду знать, что ты вернулся.

Прошу, не возвращайся ради меня, вернись ради себя, ради ожидающих тебя родителей и чтобы в душе моей наступил мир. Не вернувшись, не победишь. Обязательно надо вернуться.

Строки Стелл созвучны переживаниям многих влюбленных, дождавшихся или не дождавшихся с войны своих суженых. Всем им надо жить дальше, продолжая путь предков. А творческой молодежи из второго тома "Тропинок" хочется пожелать главного - не останавливаться творить дальше и лучше. Впрочем, это уже им пожелал в приветственном слове в книге председатель Союза деятелей культуры Гурген Балаян, увы, безвременно покинувший нас не так давно. Сборник вышел под эгидой Союза, и Балаян обещал молодым помощь в публикации произведений о нашем трудном времени.

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • ИСТОРИЯ АРМЯНСКОЙ ФОТОГРАФИИ
      2024-11-05 09:54

      Начинается она с середины XIX века, когда братья из семейства Абдулла (Абдулян) открыли в Османской Турции фотостудию. Вскоре они были назначены придворными фотографами султана, с 1867 года о трех братьях заговорила европейская публика. А как было в Ереване?

    • ЧТОБЫ ВАША ГОЛОВА БОЛЕЛА О ДРУГОМ...
      2024-11-04 09:52

      Когда примитивный провинциальный политический пустозвон пришел в мае 2018-го на волне, поднятой большей частью соблазненной популистскими обещаниями молодежью, к вожделенной власти, люди постарше полагали, что эйфория продлится недолго. Ведь встав у руля страны, ты должен каждым своим шагом реально доказывать, что правишь лучше прежних. И доказательства эти начинаются с безопасности страны, доходя до кошелька поверивших обещаниям граждан. За 30 предыдущих лет (1988-2018) мы пережили огромное количество катаклизмов, надорвались, устали от побед и поражений, властной правды и кривды, обессилели в своем практически политическом одиночестве. Поэтому часть поверила в посулы "всенародного" премьера и ждала результатов. Дождалась?

    • ШКОЛА "АРАМЯН-УНКУЯН" В СТАМБУЛЕ
      2024-10-31 10:19

      Различные армянские школы, функционирующие в Стамбуле, берут свое начало с конца XIX века. Одной из них является школа "Арамян-Ункуян". Поблизости от церкви Сурб Такавор еще в 1858 году открылась школа "Хамазаспян-Мурадян". В ее двух частях раздельно обучались мальчики и девочки. Число учеников росло, поэтому решили расширить территорию.

    • НИКОЛАЙ БУНИАТЯН - АРХИТЕКТОР ГОСТИНИЦЫ "ИНТУРИСТ"
      2024-10-21 09:48

      В первой половине XX века многие ключевые здания Еревана были созданы Александром Таманяном и Николаем Буниатяном. Постройки Буниатяна отличались от таманяновских, в которых было больше неоклассицизма и конструктивизма. Стиль Буниатяна восходил к классическим образцам эстетики. Одним из таких примеров является гостиница "Интурист" на ул. Абовяна, позже названная "Ереван".

    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ