Последние новости

КАК НАМ РАСКОЛДОВАТЬ АРМЕНИЮ

В 1956 году на книжных прилавках Лондона появился политический бестселлер "Странная смерть Англии". Журналист Джордж Дангерфилд попытался раскрыть "загадку века": почему Великобритания, еще недавно являющаяся одной из мировых держав, вдруг стала превращаться на глазах в самую обыкновенную европейскую страну? Книгу "Странная смерть Армении" еще никто не написал. А зря. Ведь действительность к этому располагает. Наша Армения, которая всего пять лет назад была динамично развивающейся во всех отношениях, уважаемой во всем мире страной, сегодня полностью деградировала и может вообще исчезнуть с лица земли. Выпьем, не чокаясь, в память об ушедшем.

А народ молча, с безразличием наблюдает за происходящей на его глазах катастрофой. Это типичное поведение неизлечимого больного, который узнал, что нет лекарств, способных вернуть ему шанс на выздоровление, и поэтому махнул на себя рукой.

В ПЬЕСЕ ЕВГЕНИЯ ШВАРЦА "ДРАКОН" ОПИСЫВАЕТСЯ ОПАСНЕЙШАЯ СИТУАЦИЯ - уверенность людей, будто ничего нельзя изменить. Уверенность, что рабство - вечно, а протест - безнадежен и смертельно опасен. Похоже, именно подобные настроения овладели нашим обществом. Когда даже приди Ланцелот - никто не услышит. "Народ безмолвствует" - эти пушкинские строки из написанного в 1825 году "Бориса Годунова" как нельзя точно описывают сложившуюся в Армении в 2023 году ситуацию. Основная масса народа выступает сегодня в роли зрителя.

При взгляде на наше общество вспоминается жестокий опыт: полумертвой лягушке прижигают электродом или кислотой какую-либо мышцу, и ее несчастное тело начинает непроизвольно дергаться. С нами власть Пашиняна творит что-то очень похожее. Полуживое общество время от времени возбуждают аналогичными прижиганиями, словно проверяя, живо оно или же окончательно впало в кому, анабиоз, прострацию и бессознанку.

Что если плюнем на демократию, законы и Конституцию, начнем ограничивать свободы и права граждан, преследовать и бросать в тюрьмы политических оппонентов и вообще несогласных и протестующих, строить полицейское государство и устанавливать диктатуру? Ага, молчат, не дергаются.

Что если начать атаку на церковь, духовные и национальные ценности, попытаться изменить менталитет людей, стереть из памяти народа святыни, которым он поклоняется веками, переписать историю и учебники, заставить его забыть традиции и свои корни? Молчат, не шелохнутся.

А если разрушить армию, сделать беззащитными границы, проповедовать мир и братство с соседями, которые мечтают только о том, чтобы уничтожить тебя, отдать врагу Арцах, обрекая наших соотечественников на геноцид, уступать по частям Армению? Ага, вскинулись, задергались. Видимо, последнее, что отмирает в живом существе, - инстинкт самосохранения. Нет, дернулись пару раз и успокоились. Значит, и инстинкта этого уже не существует. Нас всех заколдовали?

СЕГОДНЯ ДУМАЮЩИЕ ПАТРИОТЫ РОДИНЫ ВОЗМУЩАЮТСЯ В ОСНОВНОМ ТЕМ ОБСТОЯТЕЛЬСТВОМ, что народ, как, впрочем, и весь мир, проявляют полнейшее безразличие к судьбе Арцаха, не делают по большому счету ничего для предотвращения геноцида. Бесспорно, что спасение Арцаха - наиважнейшая на сегодняшний день задача, и молчание общества в сложившейся ситуации непонятно и непростительно. И даже чудовищно.

Хотя бы потому, что ответственность за возможную трагедию ляжет не только на предательскую власть Пашиняна, но и на молчащее общество, на всех нас. За то, что не предотвратили трагедию, не вышли на борьбу.

Ответственность нам хорошо знакома как уголовная, гражданская, административная... То есть связанная прежде всего с наказанием, санкциями, виной и т.д. Это идет от того, что традиционно представление об ответственности у нас было довольно сильно извращено. По своей сути она представляет собой нечто более важное и ценное.

Например, Жан-Поль Сартр определял ответственность как авторство собственной жизни человека. Еще более тонко определил феномен ответственности Михаил Бахтин. Он представил это как "не - алиби в бытии". Это невозможность человека заявить, что его в определенном месте не было. Он способен только на смелое и ответственное: "Я тут был. Все это происходило и происходит не мимо меня". Неужели кто-то из безразличных и молчащих сегодня граждан надеется на то, что сможет сказать после окончательной гибели Арцаха и геноцида наших соотечественников: "У меня есть алиби. Меня там не было"? Нет, дорогие сограждане, все мы будем виноваты, ответственность лежит на всех нас.

Кстати, ответственность часто путают с проблемой и чувством вины. Вина - это тоже причинность, но по отношению к прошлому, уже состоявшемуся, тогда как ответственность - это осмысленная способность влиять на будущее, изменять его.

Судьба Арцаха, повторяем, наиважнейшая сегодня проблема, но ведь есть множество и других поводов, которые должны были заставить народ поднять голос протеста и выразить свое несогласие.

ПОЛИТОЛОГИ И АНАЛИТИКИ ЛЮБЯТ РАССУЖДАТЬ О ТОМ, ПО КАКОЙ ПРИЧИНЕ уважающий себя народ выходит на улицу. По разным причинам он выходит. Однако самая частая причина - когда власть плюет в лицо людям. Власть Пашиняна плюет в лицо гражданам уже не только в переносном, но и в прямом смысле. А народ безмолвствует.

Граждане выходят на улицу, когда власть не может обеспечить их безопасность, когда смертельной опасности каждый день подвергаются их семьи и дети. А что творится у нас? Встречается, например, представитель власти с жителями каждый день подвергающихся обстрелам азербайджанцев приграничных сел и происходит между ними примерно следующий диалог:

- Дорогие соотечественники, азербайджанцы вас не сильно обижают?

- Нет, наш защитник.

- Ну смотрите, обижать будут, не обижайтесь.

А давно ли вы, сограждане, пересматривали американский космический ужастик "Чужой"? Помните, как там сперва выглядели инфицированные инопланетным монстром астронавты? Правильно, как самые обыкновенные люди. С представителями власти Пашиняна - все то же самое. Глядишь на них и на сияющий фасад властной системы, и как будто все как у людей. Но все жизненно важные органы системы давно уже контролируются чужеродным организмом - турецким.

Главный положительный герой во времена Пашиняна - это Иуда Искариот. С одной лишь поправкой: ни на каком дереве он не повесился, а напротив, удачно вложив тридцать сребреников в выгодный бизнес, стал читать лекции, объясняя, как ничтожен и жалок был тот, кто называл себя Мессией, и как прекрасна власть Эрдогана с Алиевым. А почему бы и нет, если молчит народ?

Так почему народ безмолвствует? Есть у нас один вариант ответа. В XIV веке великий арабский ученый Ибн Халдун придумал термин "асабия". Асабия - это степень внутренней солидарности членов той или иной группы, их способность доверять друг другу и сотрудничать в осуществлении великих проектов. Чем выше у группы асабия, тем она сильнее. И наоборот, если у общества низкая асабия, ему ничего не поможет. Асабия в нашем обществе сегодня на крайне низком уровне. Без повышения уровня асабии расколдовать Армению не получится.

Ну вот, я и ответил на вопрос - почему народ безмолвствует. Если не вам, так хоть себе.

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • АГОНИЯ ВЛАСТИ
      2024-05-16 09:54

      Предательская власть Пашиняна фактически застряла в низшей точке спада, - дальше не валится, потому что достигла дна. Но и вверх идти не в состоянии, даже ползти не может. Это - агония. Режим окончательно вошел в последнюю, чисто клиническую фазу своего существования и напоминает муху, у которой оторваны лапки. Крутится, жужжит, пытается взлететь, перевертывается, опрокидывается на спинку. Все эти судорожные действия непоследовательны и противоречивы, лишены всякого смысла.

    • НАШЛА КОСА НА КАМЕНЬ
      2024-05-15 10:57

      То, что Пашинян с первого дня прихода к власти последовательно превращает страну в полицейское государство, а правоохранители при нем заняты преимущество обеспечением безопасности премьера, разгоном мирных акций протеста граждан и репрессиями против оппозиции, ни для кого не является секретом. Сегодня это их основная функция и правоохранители из слуг закона превратились в наемное войско.

    • ПОБЕДА ТРЕБУЕТ ВРЕМЕНИ И ТЕРПЕНИЯ
      2024-05-14 09:55

      Есть распространенное во всем мире мнение, что на склоне своего исторического возраста народам бывает присуще желание впасть в тихое постисторическое засыпание. Жизнь в истории и реализация национальной воли - занятие не совсем такое сладостное и зачастую сопряжено с немалыми проблемами и неудобствами, тогда как эвтаназия своего исторического бытия избавляет от многих проблем. Бывают довольно благоустроенные богадельни, и отчего же не попробовать - попытка не пытка - устроиться в одной из таких. В конце концов список исторических приключений Армении таков, что после столь сильного разнообразия однообразное засыпание может оказаться вполне приятным.

    • БОРЬБА ВСТУПАЕТ В РЕШАЮЩУЮ ФАЗУ
      2024-05-10 13:04

      После того, как Пашинян не отреагировал на требование участников грандиозного митинга 9 мая на площади Республики подать в отставку, предводитель Движения "Тавуш во имя Родины" архиепископ Баграт Галстанян объявил о начале уличной борьбы в виде мирных акций неповиновения по всей стране. Да, Пашинян добровольно в отставку не подал. Но подать в отставку можно заставить, да и сама "подача в отставку" вовсе не обязательна. Если прежнего правителя можно было низвергнуть давлением улицы, то почему нельзя подвергнуть такому же эффективному действию занявшего его место, на поверку оказавшегося предателем, величайшим лжецом и злейшим тираном?






    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ