Последние новости

МЕДИАФОРУМ В ШУШИ: СОУЧАСТНИКИ ОККУПАЦИИ И БЛОКАДЫ, ПОСОБНИКИ ДЕТОУБИЙЦ

Бакинский режим организовал в оккупированном арцахском городе Шуши (Шуша) международный медиафорум на тему «Новые медиа в эпоху 4-й промышленной революции». К тому же данный флешмоб, который с презрением отверг бы всякий мало-мальски уважающий себя человек и профессионал из-за места его проведения, проходил на фоне продолжающейся свыше семи месяцев средневековой блокады Арцаха (Нагорного Карабаха), когда бакинский режим обрекает на голодную смерть на глазах у всего мира свыше 30 тысяч детей, цинично игнорируя даже обязательное для выполнения решение Международного суда о немедленном открытии «дороги жизни» – Лачинского (Бердзорского) коридора.

 МЕДИАФОРУМ В ШУШИ: СОУЧАСТНИКИ ОККУПАЦИИ И БЛОКАДЫ, ПОСОБНИКИ ДЕТОУБИЙЦУЖЕ УМЕРЛО НЕСКОЛЬКО ДЕТЕЙ, В ТОМ ЧИСЛЕ НЕ УСПЕВ ПОЯВИТЬСЯ НА СВЕТ, в утробах своих недоедающих и подвергающихся перманентному нечеловеческому стрессу матерей. И вряд ли участники фиктивного шоу на временно оккупированной армянской земле не знали об этом…

Если же среди них есть те, кто на самом деле не совсем в курсе происходящего, то напомним всего лишь, что несколько дней назад в одном из сёл Мартакертского района Арцаха трёхлетний Левон и шестилетняя Гита заблудились и погибли, пытаясь отыскать свою мать, подавшуюся пешком в райцентр в поисках хоть какой-нибудь еды для их пропитания.

Продолжающая уже более семи месяцев блокада Нагорного Карабаха со стороны Азербайджана, которую наблюдатели уже называют осадой, тактическим окружением, преследующим цель этнических чисток в древнем христианском крае, уже реально отнимает жизни стариков и детей, простых мирных людей, единственной «виной» которых является то, что они родились на своей многовековой родине и хотят жить на ней достойно, в соответствии с традициями, обычаями и духом своих предков.

Не хочется думать, что все без исключения участники дешёвого шоу с претенциозным названием являются агентами преступного бакинского режима и безоговорочно поддерживают попытки последнего посредством искусственного голодомора и других нечеловеческих лишений заставить армян Арцаха покинуть данную им Богом родину или раствориться в чуждой им среде, исчезнуть в искусственном гособразовании с геноцидально-варварскими нравами и диктаторскими методами правления. Но факт в том, что бакинскому режиму удалось вовлечь в свою грязную авантюру, преступное деяние людей, именующихся высоким словом «журналист», превратив их в свой инструмент. Они вольно или невольно стали проводниками зла, соучастниками оккупации, блокады, умерщвления детей.

Если с давно продавшими свою душонку за бочонок чёрной икры и 30 нефтедолларов «политологами» всё понятно (имена и фамилии этих вездесущих лжецов не называем, так как при их упоминании у многих невольно появляется рвотный рефлекс), то наверняка среди журналистов-участников медиафорума найдутся и те редкие, кто просто стал жертвой циничной бакинской пропаганды. Вот им и стоит прислушаться к призыву своих армянских коллег о том, что участие прогрессивных журналистов и представителей прессы в этом мероприятии никак не укладывается в рамки профессиональной и человеческой этики, поскольку «оно проходит в месте, всего в нескольких километрах от которого 120 000 граждан лишены своих важнейших прав; живут в условиях непрестанных азербайджанских угроз и агрессии, под угрозой лишения родины, родных, друзей, домашнего очага; в условиях отсутствия медикаментов, топлива, продуктов питания; 30 000 детей обречены на голодную смерть, гибнут младенцы, беременные женщины падают в обморок от недоедания, умирают дети, в магазинах уже даже хлеб не продают…» Разве и малой части этого недостаточно, чтобы плюнуть в лицо бакинским манипуляторам и вербовщикам, бросить с презрением им в поганую рожу грязные нефтедоллары и попытаться спасти свою душу, пока не поздно…

Не молчите, и раз уж в силу каких-то обстоятельств оказались на этом горе-медиафоруме, в стране, президент которой жёстко подавляет свободную прессу, где оппозиционные журналисты либо депортированы, либо содержатся в тюрьмах, то говорите и пишите не только «о прессе будущего», но и об оборотной стороне медали – об отсутствии свободы слова и истинном положении прессы в алиевском минисултанате. Но главное – возвысьте свой голос за спасение арцахских армян, осужденных на этнические чистки и геноцид, выполните свой профессиональный, гражданский и, в конце концов, элементарный человеческий долг…

 МЕДИАФОРУМ В ШУШИ: СОУЧАСТНИКИ ОККУПАЦИИ И БЛОКАДЫ, ПОСОБНИКИ ДЕТОУБИЙЦЧТО КАСАЕТСЯ САМОГО ШУШИ (ШУША), ТО ЭТОТ ГОРОД ЗАНИМАЕТ ОСОБОЕ МЕСТО в многовековой истории Арцаха и имеет свой сакральный смысл для армян.

Город-крепость, основанный сотником Аваном, стал не только культурно-просветительским центром, символом созидательного труда и несгибаемого духа арцахских армян, но и объектом многолетней ожесточённой борьбы между его истинными, исконными хозяевами и кочевниками, обосновавшимися в регионе.

Мы не станем вдаваться в исторические перипетии, а остановимся лишь на трагических событиях прошлого века, в частности, роковой мартовской резне 1920 года в армянском Шуши – городе, который в своё время внёс весомый вклад в культурное и экономическое развитие региона и дал миру многих выдающихся личностей.

Ситуация во многом схожа с сегодняшними реалиями. Нестабильная военно-политическая ситуация на периферии Российской империи, первая мировая война, усиление турецкого влияния в регионе способствовали нарастанию конфликтов между кавказскими татарами (позже они получили название азербайджанцы) и арцахскими армянами.

Вследствие столкновений 1905-1906 годов в армянской части Шуши было разрушено порядка 300 жилых домов, сотни армян стали жертвой кровавых событий, многие покинули город. Численность армян резко сократилась. Тем не менее в 1916 году из 43 тысяч 869 жителей Шуши 21 тыс. 926 были армянами, 18 тыс. 641 – мусульманами (в том числе кавказскими татарами), 1 тыс. 249 – русскими.

«Армяне Шуши всё ещё оставались большинством населения, и это продолжалось до входа в город турецкого регулярного войска, что воодушевило местное мусульманское население на межэтнические столкновения», – говорит председатель общественной организации беженцев НКР, историк Сарасар Сарьян.

Направляемые и управляемые Турцией конфликты начала ХХ века не утихали. Армяно-азербайджанское противостояние вспыхнуло с новой силой в 1918-1920 годах, после того, как 27 мая 1918 года партия «Мусават» провозгласила прежние Бакинскую и Елизаветпольскую губернии азербайджанскими. Так на карте мира появляется новое гособразование, которое начинает открыто претендовать на составные части исторической Армении – Арцах и Зангезур.

Роковым для Шуши стал март 1920 года. Сосредоточив большие силы в Шуши, азербайджанцы и турки 23 марта 1920 года подвергли резне и разграбили армянскую часть города. Была организована ужасная бойня мирного населения.

Участвовавший в армянских погромах азербайджанский офицер Алимарданбеков отмечал в отправленном брату письме: «Увиденная тобой армянская Шуша сожжена до основания. Оставлено 5-10 домов… Уничтожили всех мужчин, даже халифа (епископа Ваана – А. Б.), всех известных и богатых людей. Мусульмане разграбили все несметные богатства армян и так разбогатели, что обнаглели».

РЕЗНЯ АРМЯН ШУШИ, КАК ОТМЕЧАЮТ ИСТОРИКИ, БЫЛА ПОДГОТОВЛЕНА И ОРГАНИЗОВАНА азербайджанскими властями под руководством турецких эмиссаров. Она стала логическим продолжением политики Турции по истреблению западных армян. Варварски был уничтожен некогда благоустроенный и полный жизни армянский Шуши. Издающаяся в Тифлисе газета «Слово» написала 16 апреля 1920 года: «В армянской части города камня на камне не осталось».

«На Кавказе был один бриллиант. Турки разбили этот бриллиант», – констатировала другая грузинская газета.

В июне 1921 года член компартии Азербайджана Оджахкули Мусаев писал правительству РСФСР: «По приказу бывшего генерал-губернатора Хосров-бека Султанова погромы продолжались 6 дней, все дома армянской части были разграблены и сожжены дотла… В эти дни жестокой расправы Хосров-бек Султанов выступил с речью, призвав мусульман к священной войне, чтобы навсегда покончить с армянской Шушой, не жалея ни женщин, ни детей…»

По разным оценкам, в ходе мартовских погромов 1920 года были убиты 8-10 тысяч армян, уничтожено и сожжено 7 тысяч армянских зданий. Выжившие были вынуждены покинуть свою историческую родину.

Посетив Шуши в 1921 году и став свидетелем разрушенного армянского города, Серго Орджоникидзе писал: «В прошлом году – до установления советской власти, уничтожение варварским образом армянского города Шуши, изнасилования, резня, забрасывание женщин и детей в колодцы и пропасти, – таков бесславный период господства национализма в Закавказье. Пройдёт время, страсти стихнут, и наши поколения с проклятием вспомнят тех, кто совершил это мерзкое преступление».

О шушинской резне Орджоникидзе напомнил делегации Азербайджана в ходе встречи в Кремле 21 января 1936 года: «Я и сегодня с ужасом вспоминаю ту картину, которую мы увидели в мае 1920 года. Красивейший армянский город разрушили, уничтожили до основания, а в канавах мы увидели трупы женщин и детей…»

В 1930 году Осип Мандельштам, побывав в Шуши, представил леденящие душу виды в стихотворении «Фаэтонщик». Супруга поэта Надежда впоследствии написала: «…В этом городе, когда-то, очевидно, богатом и благоустроенном, картина катастрофы и резни была до ужаса наглядной… Говорят, что после резни все колодцы были забиты трупами. Если кто и уцелел, то бежал из этого города смерти...»

 МЕДИАФОРУМ В ШУШИ: СОУЧАСТНИКИ ОККУПАЦИИ И БЛОКАДЫ, ПОСОБНИКИ ДЕТОУБИЙЦC ЦЕЛЬЮ ПОДДЕРЖАНИЯ У АРЦАХСКИХ АРМЯН ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА ЖЕРТВЫ, недопущения возвращения прежнего населения города в свои очаги, власти советского Азербайджана сохраняли руины Шуши до середины 60-ых годов. Спасшиеся чудом церкви Казанчецоц и Канач жам долгое время оставались в полуразрушенном состоянии. Атмосфера города крайне угнетающе действовала на посетителей.

Мариэтта Шагинян, побывавшая в Шуши через несколько лет после гибели города, в частности, писала в книге «Нагорный Карабах»: «…Первое, что меня поразило, – тишина. Такой страшной тишины я не испытала нигде, никогда, и сразу же она кажется неестественной. Вдруг вам начинает мерещиться, что тишина бормочет: камни шушукаются, шатаются, шуршат, и волосы у вас на голове встают дыбом. Здесь в течение трёх дней в марте 1920 года было разрушено и сожжено 7000 домов и вырезано – цифры называют разные; одни говорят три-четыре тысячи армян, другие – свыше двенадцати тысяч. Факт тот, что из тридцати пяти тысяч армян не осталось в Шуше ни одного».

Советские порядки, пафосные заявления о дружбе и братстве не изменили психологию варваров и вандалов: вместо того, чтобы восстановить историческую часть города, азербайджанские власти, мучимые зудом окончательно стереть с лица земли, уничтожить самобытные архитектурные сооружения, снесли остовы армянских домов и строений. После этого стали сводить счёты также с христианскими (армянскими и русскими) кладбищами.

Анализируя, почему мусаватистское правительство сделало своей основной мишенью именно Шуши, арцахский историк Ваграм Балаян заключает: «В указанный период Шуши фактически был столицей второго армянского государства со сконцентрированными в ней политическими институтами, рычагами управления страной. Уничтожение всего этого означало обезглавливание страны. Мусаватистам казалось, что, видя город разорённым, армянство Арцаха потеряет всякую надежду и впавший в отчаяние народ отдастся на милость Азербайджану».

Однако арцахцы, преданные своим корням и подпитываемые героическим духом предков, не собирались отказываться от справедливой борьбы.

С первых же дней нового этапа Арцахского национально-освободительного движения (конец 80-х – начало 90-х годов прошлого века) оставшиеся в Шуши немногочисленные армяне были изгнаны из города. Сам город был превращён в военную базу, откуда подвергались систематическому обстрелу Степанакерт и близлежащие армянские населённые пункты. Относительно безобидный противоградовый «Алазань» вскоре сменил «Град». Число жертв и объёмы разрушений в городе росли с каждым днём.

Подавление огневых точек Шуши было вопросом жизни и смерти. Спарапет (полководец) Вазген Саркисян справедливо заметил: «…Шуши был висящим над родником чудовищем из сказки. Или Арцах должен был быть проглочен, или нужно было уничтожить его».

В ночь с 8 на 9 мая 1992 года силами самообороны НКР была предпринята уникальная военная операция по освобождению Шуши под названием «Свадьба в горах» (командовал операцией полковник Аркадий Тер-Тадевосян, «Командос»). Арцахские бойцы атаковали одновременно по четырём направлениям. Утром 9 мая деморализованные части противника начали бежать из Шуши.

В ТОМ ЖЕ ГОДУ РЕШЕНИЕМ ПРАВИТЕЛЬСТВА НКР БЫЛА СОЗДАНА шушинская администрация, руководителем которой был назначен Семён Бабаян. Начался процесс восстановления и заселения города. В свои родные очаги вернулась часть шушинцев, проживавших в городе в 80-ые годы. Вместе с ними в Шуши обосновались беженцы из Азербайджана и вынужденно перемещённые вследствие военных действий граждане НКР.

У освобождённого Шуши появились свой герб, флаг и гимн. В 1998 году были составлены новый план и программа развития города, которые предусматривали восстановление более пятидесяти сооружённых в XIX и в начале XX веков строений, имеющих архитектурную ценность. Развернулись строительно-восстановительные работы. Наряду с восстановлением христианских храмов власти новонезависимой республики взяли под государственную охрану и мусульманские духовные объекты, в частности персидские мечети города…

Однако шушинцам не было суждено жить мирной созидательной жизнью на своей родине и в ХХI веке. 27 сентября 2020 года Азербайджан и Турция с привлечением международных террористических группировок развязали против Арцаха новые широкомасштабные военные действия. Мишенью ракетно-артиллерийских систем и воздушных сил противника стали мирные населённые пункты, в том числе Шуши. 7 октября дважды подверглась целенаправленному ракетному удару церковь Святого Всеспасителя Казанчецоц. Тяжёлые ранения получили находившиеся рядом с храмом российские журналисты. 8 ноября совместным азербайджано-турецко-террористическим силам удалось проникнуть с северо-восточной части крепости в город. Многие эксперты отмечают, что захват Шуши не явился результатом военной операции, а следствием нераскрытых политических процессов, истинную оценку которым даст время.

Сегодня бакинский режим прилагает все усилия, чтобы вновь стереть с лица армянское наследие Шуши. К разрушенным ещё во время войны шушинским церквям прибавились и осквернённые вековые кладбища, обелиск жертвам Геноцида армян, мемориалы воинам, погибшим в Великой Отечественной войне, Героям Советского Союза и Социалистического Труда, видным армянским деятелям и др. После всего этого оккупанты, всяческие препятствующие визиту в регион соответствующей комиссии ЮНЕСКО, цинично объявили Шуши «культурной столицей» и «жемчужиной многовековой богатой культуры Азербайджана».

ОРГАНИЗОВЫВАЯ ПОЕЗДКИ ЖУРНАЛИСТОВ, ИНОСТРАННЫХ ПОЛИТИКОВ И ДИПЛОМАТОВ В ОККУПИРОВАННЫЙ ШУШИ, официальный Баку, по сути, пытается закрепить результаты своей захватнической войны, заручиться поддержкой международного сообщества в дальнейших своих святотатствах в отношении религиозно-культурного наследия истинных хозяев города, с тем, чтобы по примеру Нахиджевана полностью стереть след армянского присутствия в этом исторически значимом для арцахцев городе. Столь предосудительные с этической и моральной точек зрения визиты однозначно являются также провокацией против мира и безопасности в регионе, так как своими пропагандистскими трюками на фоне лживых заявлений о нормализации отношений с Арменией и армянским народом бакинский режим последовательно нагнетает армяноненавистнические настроения, подрывая международные усилия по установлению региональной стабильности и разжигая новый конфликт.

«Старший брат» Эрдоган в открытую и с гордостью подчёркивает роль турецкой стороны в захвате Шуши, цинично объявляя миру о принадлежности города в том числе и Турции. Подписав т.н. «шушинскую декларацию», Алиев и Эрдоган пытаются легитимизировать свои бесчисленные военные преступления против Нагорного Карабаха в ходе развязанной 27 сентября кровавой бойни, во время которой планомерно уничтожались целые города и сёла Нагорного Карабаха кассетными бомбами, различными смертоносными ракетами и снарядами. Они пытаются закрепить оккупацию города Шуши и в целом преступную «победу» по итогам 44-дневной беспрецедентной агрессии Азербайджана, Турции и международного терроризма в отношении Нагорного Карабаха (Арцаха). Эрдоган и Алиев неприкрыто преследуют цель превращения города в форпост радикализма, экспансионизма и пантюркизма.

ВЫСТУПАЯ НА ОРГАНИЗОВАННОМ В ОККУПИРОВАННОМ ШУШИ МЕДИАФОРУМЕ, глава бакинского режима, начисто игнорируя пункт трёхстороннего заявления от 2020 года, согласно которому возвращение беженцев и внутренне перемещённых лиц должно происходить под эгидой Верховного комиссара ООН по делам беженцев, пообещал в течение последующих трёх лет «вернуть в Карабахский и Восточно-Зангезурский регионы более 150 тысяч человек». По замыслу азербайджанского диктатора, заселение начнётся с Шуши.

Примечательно, что речь не о «возвращении», а сугубо заселении. Со всей очевидностью Алиев намеревается поселить на оккупированных территориях такое число азербайджанцев, которое «обеспечит азербайджанскую принадлежность территорий». Приходится догадываться, кем оккупант будет заселять исконные земли Арцаха – в первую очередь осевшими в Азербайджане наёмниками с Ближнего Востока, обеспечившими «победу» в 44-дневной террористической войне против Арцаха.

Крайне обидно, что журналисты, люди, которые должны служить правде и справедливости, стали слепым орудием диктатора, оккупанта и детоубийцы, проводником зла. И всё же надеемся, что хотя бы некоторые из них осознают свою и ошибку и свернут с неправильного пути.

Что касается исконных хозяев города, то они не собираются мириться с её потерей. Шуши был и остаётся одной из главных святынь арцахцев, да и мирового армянства, одним из важнейших компонентов национальной идентичности, истории, культуры. И город рано или поздно должен вернуться к своим истинным хозяевам.

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • НАУКА И ОБРАЗОВАНИЕ – СТРАТЕГИЧЕСКИЙ РЕСУРС РАЗВИТИЯ АРМЕНИИ
      2024-11-23 10:32

      В современном мире уже давно пришли к выводу, что основным ресурсом развития страны является не нефть или газ, а интеллектуальный потенциал нации, и будущее страны во многом определяется уровнем образования подрастающего поколения. В рамках прошедшего в октябре 2024 саммита стран СНГ президент РФ В. В Путин призвал наращивать сотрудничество между Арменией и Россией в сфере образования. Мы попросили прокомментировать эту актуальную тему Заслуженного деятеля науки РФ, Почетного строителя России, дважды лауреата Премии Правительства РФ в области науки и техники, академика РАЕН Михаила Андраниковича ШАХРАМАНЬЯНА.

    • ПООЩРЕНИЕ ВАРВАРОВ
      2024-11-21 10:03

      На днях Консультативный Комитет по Рамочной конвенции Совета Европы о защите национальных меньшинств опубликовал доклад, в котором отмечена необходимость «создания Азербайджаном всех условий для того, чтобы жители Нагорного Карабаха смогли вернуться в регион».

    • ТОЛЕРАНТНОСТЬ ПО-АЗЕРБАЙДЖАНСКИ
      2024-11-19 09:28

      Азербайджанские Telegram-каналы распространяют фото и видеоматериалы об осквернении народного символа Арцаха (Нагорного Карабаха) – памятника «Мы и наши горы» (в простонародье – «Дедушка и бабушка»), выставляя напоказ всему миру свой фашиствующий вандализм.  Как сообщает независимая академическая платформа Monument Watch, занимающаяся мониторингом культурного наследия Арцаха, опубликованные азербайджанцами кадры, в частности, запечатлели многочисленные записи на задней части памятника. Азербайджанские варвары считают своим долгом поехать в оккупированный Степанакерт и «увековечить» собственные зловредные имена и фамилии, а также нацарапать издевательские записи в адрес армян и Армении на оказавшемся в плену историческом армянском памятнике. Кроме того, Monument Watch сообщает, что, судя по кадрам, повреждена и территория монумента.

    • НА ТРАМПА НАДЕЙСЯ, А САМ НЕ ПЛОШАЙ
      2024-11-18 09:12

      Аналитики отмечают, что одной из важных тенденций развития международных отношений начала XXI века является возрастание значения малых стран в международных отношениях. Многие из пассивных объектов в политических играх великих держав превращаются в активных игроков, способных проводить собственные национальные интересы на международной арене. С другой стороны, снижение способности «великих держав» эффективно разрешать конфликты на периферии международной системы и способность малых стран генерировать новые идеи в международных отношениях создают предпосылки для дальнейшего возрастания роли малых стран в международных отношениях. Данный тезис получает новое звучание в связи с возвращением Дональда Трампа на олимп власти в США. Впрочем, армянские аналитики не имеют каких-либо существенных ожиданий в этом плане от нынешних властей РА. Однако взамен отмечают роль армянской общины, лоббистских организаций и Армянской Апостольской церкви в плане продвижения общеармянских интересов, в частности, в достижении правовой оценки этнической чистки и других геноцидных действий Азербайджана в Арцахе со стороны новых американских властей. Попытаемся понять, насколько это реально и могут ли быть непредвзятыми и эффективными в регионе и конкретно в отношении карабахского конфликта Соединенные Штаты. Для начала обратимся к истории участия американской стороны в процессе разрешения карабахского кризиса.

    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ