АРМЕНИЯ-ИРАН: ПУБЛИЧНАЯ ДИПЛОМАТИЯ ЧРЕЗВЫЧАЙНО АКТУАЛЬНА
Учитывая стратегическую важность Ирана как естественного союзника Армении, с которым совпадают интересы в значительной части региональных и глобальных геополитических вопросов, а также то, что де-факто власть РА не будет заниматься этими приоритетами, национальное гражданское общество должно взять на себя обязательство воплощения в жизнь публичной дипломатии для консолидации усилий вокруг реальной армянской повестки, убежден кандидат исторических наук, тюрколог Варужан ГЕГАМЯН.
В своей статье «Ось Армения-Иран: размышления о публичной дипломатии» на сайте hayaliq.com тюрколог отвечает на вопрос: что мы, рядовые граждане РА, можем сделать, чтобы поднять на новый, стратегический, уровень взаимовыгодное армяно-иранское партнерство? Статью Варужана Гегамяна о важности и перспективах публичной дипломатии в контексте армяно-иранских отношений приводим ниже полностью.
ИДЕЯ ЭТОЙ КОЛОНКИ ВОЗНИКЛА В 2023 ГОДУ ПОСЛЕ ОЧЕРЕДНОГО ВИЗИТА В ИЮЛЕ В ИРАН, организованного научно-образовательной неправительственной организацией «Армянский проект». Визит был запланирован для порядка 60 выпускников «Армянского университета» и имел целью дать им возможность ознакомиться с Ираном. Когда мы пересекли армяно-иранскую границу в Сюнике и в течение следующих 10 дней не стихал поток вопросов студентов о знакомом и в то же время незнакомом Иране, я еще раз констатировал для себя: то, что мы представляем нашим студентам, необходимо представить широкой публике, объясняя важность оси Армения-Иран.
Имея эту мотивацию, а также просто осознавая, что мы обязаны хорошо знать Иран как являющееся естественным союзником Армении государство, я счел необходимым написать эту колонку.
Можно затронуть десятки тем, связанных с Ираном, однако учитывая текущую политическую и геополитическую ситуацию и региональные угрозы, а также с учетом того, что армяно-иранские отношения не входят в число внешнеполитических приоритетов де-факто правительства РА (причины этого известны), хочу сказать об армяно-иранской публичной дипломатии. Внимательный читатель заметит, что эта тема также напрямую отвечает на следующий вопрос: что мы, рядовые граждане РА, можем сделать, чтобы поднять на новый, стратегический, уровень взаимовыгодное армяно-иранское партнерство?
Чтобы точнее ответить на этот вопрос, необходимо, прежде всего, отметить следующее.
Первое: для прочного сотрудничества между двумя государствами необходимо не только вовлечение государственных институтов, но и наряду с ними, а иногда и раньше них – сотрудничество общественных, гражданских акторов. Это может служить и основой политических отношений, и необходимым дополняющим фактором для укрепления и развития этих отношений.
Второе: в контексте активизации в нашем регионе массовой политики (mass politics) и вызванного ею популизма наиболее важным становится применение инструмента публичной дипломатии (public diplomacy). Публичная дипломатия предполагает последовательную работу с аудиторией другого государства по представлению собственной повестки и формированию сотрудничества вокруг этой повестки. Сегодня стала чрезвычайно актуальной работа как с нашей, так и с зарубежной общественностью для консолидации необходимых усилий вокруг реальной армянской повестки.
Иран имеет стратегическое значение для Армении, поскольку является приграничным соседним государством, имеет совпадающие интересы в значительной части региональных и глобальных геополитических вопросов, имеет идентичные угрозы со стороны турецко-азербайджанского тандема и в настоящее время демонстрирует подчеркнутую инициативную позицию в вопросах сотрудничества с Арменией. Одного этого перечисления достаточно для констатации того, что отношения Иран-Армения имеют стратегическое значение. Следовательно, приведенные выше наблюдения трансформируются в стратегические приоритеты. А учитывая то обстоятельство, что де-факто власть РА не будет заниматься этими приоритетами (если не сказать, что будет мешать), то национальное гражданское общество обязано взять на себя это обязательство, тем более что в определенных вопросах первостепенная роль принадлежит именно общественным деятелям (даже если бы была государственная заинтересованность).
Теперь перейду к определенным предварительным наблюдениям относительно армяно-иранской публичной дипломатии. Их можно рассматривать как предварительную повестку для обсуждений более интенсивного двустороннего взаимодействия на уровне армянского и иранского обществ и негосударственных акторов. Эти наблюдения сделаны на основе опыта сотрудничества команды НПО «Армянский проект» с иранской стороной в последние месяцы. Их можно разделить на две части: политико-теоретическую и практическую.
Политико-теоретические наблюдения
Сотрудничество Иран-Армения и его возможности гораздо шире, чем даже вопросы сегодняшней повестки. Образно говоря, сохранность границ Сюника действительно важна, но ее важность не должна затмевать другие, не менее важные сферы и темы, которые есть или могут быть на оси Армения-Иран. Более того, после 2020 года территория Армении полностью превратилась в настоящий театр борьбы геополитических сил и альянсов.
СЕГОДНЯ В ЦЕНТРЕ ЭТОЙ БОРЬБЫ НАХОДИТСЯ СЮНИК, А ГЛАВНЫМ ЭПИЗОДОМ БОРЬБЫ является вопрос запуска туранского коридора через Сюник, против чего выступает Иран. В то же время, учитывая цели и ресурсы вовлеченных сторон, следует констатировать, что вопрос открытия туранского коридора через Сюник не является отдельно взятым эпизодом, а часть более крупной игры. Ее можно охарактеризовать как столкновение на всех фронтах, то есть тотальную войну. От экономической до демографической политики, от информационной до военной сфер идет столкновение за формирование и расширение сфер влияния.
Поэтому можно сделать следующие два вывода. Во-первых, туранский коридор через Сюник – не единственная проблема, угрожающая Армении и Ирану, и отсутствие совместной работы на других фронтах может привести не только к провалу в вопросе коридора, но и вообще к обнулению армяно-иранской оси. Во-вторых, работа на других фронтах может способствовать уменьшению или устранению угрозы коридора. Так, открытие иранского консульства в Сюнике можно рассматривать в качестве такого необходимого первого шага. Необходимого шага, но недостаточного, учитывая масштабы существующих угроз. Например, армяно-иранское экономическое предметное партнерство в Сюнике повысит эффективность борьбы против коридора.
Армяно-иранская граница и постоянная защита этой границы должны быть одним из приоритетов системы безопасности и Армении, и Ирана. Эта безопасная граница служит безопасности не только оси Ереван-Сюник-Арцах, но и оси Зенджан-Казвин-Тегеран. Следовательно, усилия только обеих сторон могут полноценно задействовать эту систему безопасности и постепенно сделать ее еще более эффективной. Это важное осознание, которое должно стать ключевым в обеих странах.
С 2018-2020 ГГ. РЕАЛЬНОСТЬ, СЛОЖИВШАЯСЯ НА ЮЖНОМ КАВКАЗЕ и, в частности, в Армении, для многих была неожиданностью. Это также стало большим сюрпризом для иранской стороны. Следовательно, есть необходимость проанализировать ситуацию не только на армянском поле, но и в Тегеране. Этот анализ необходим для констатации не только упущений армянской государственности, но и вопрос неэффективности совместных армяно-иранских усилий против угроз архитектуре безопасности региона. Другими словами, то, что произошло и какая ситуация создалась в Армении, является результатом не только имеющихся вызовов армянской государственности, но и последовательной работы в регионе и, в частности, против осей Армения-Иран и Армения-Россия. Поэтому для нейтрализации и исключения этих угроз в будущем необходимы совместные усилия по указанным направлениям.
Эти отправные точки позволят более эффективно организовать инициативы и программы публичной дипломатии. По этой части можно сделать также следующие практические наблюдения.
В период ожесточенной борьбы за господство популизма и общественного дискурса, если какая-либо тема не имеет общественного резонанса, она не только зачастую не занимает места в политической повестке, но может вообще не существовать для данной общественности. Отношения Армения-Иран, и в частности, фактор Ирана для Армении чрезвычайно важен, однако, глядя на общественные настроения и текущие общественные дискурсы в Армении, может сложиться впечатление, что все, связанное с Ираном, имеет второстепенное значение. Это результат не только пропаганды, но и упущений государственной системы в предыдущие периоды. Как востоковед могу констатировать, что большинство общественности Армении почти ничего не знает об Иране, а то, что знают, полно шаблонов и стереотипов. Поэтому ознакомление армянского общества с Ираном можно считать первичным шагом публичной дипломатии. Это ежедневная тяжелая работа, без которой остальные шаги становятся менее эффективными.
Только так возможно сформировать интерес к военным, экономическим или политическим вопросам Ирана, затем – желание работать с Ираном, а на основе этого сплести ту связь, которая позволит сформировать политическую повестку.
СКАЗАННОЕ ВЕРНО И С ОБРАТНОЙ ТОЧКИ ЗРЕНИЯ. В Иране есть множество вопросов, касающихся Армении и армянских национальных целей, которые нуждаются в ответах. Если армянские национальные силы вовремя не дадут ответов, то эти вопросы в лучшем случае останутся без ответа, или, что более вероятно, получат ответы, преподнесенные нашими врагами. Например, реальные цели и желания армянского народа в отношении Арцаха совершенно отличаются от того, что пытаются представить де-факто власти РА и различные иностранные силы, поддерживающие повестку сдачи Арцаха. Поэтому важно, чтобы национальное гражданское общество всегда давало реальные ответы и представляло реальную повестку.
Важным фактором в армяно-иранских отношениях являются наши соотечественники, проживающие в Иране, которые очень часто в одиночку и без излишней саморекламы выполняют необходимую работу. В этом деле поддержка армянского национального поля может удвоить усилия иранских армян и иметь больший положительный результат.
Необходимо понимать, что публичная дипломатия не является панацеей, однако на данном этапе она очень необходима для укрепления связей Армения-Иран и подготовки основ для будущего развития. Это то, что мы, представители национального гражданского общества, можем сделать, и это может принести большую пользу с точки зрения решения национальных проблем. Более того, успешный опыт армяно-иранской публичной дипломатии применим также в отношениях с другими государствами.
В то же время следует отметить, что публичная дипломатия – не менее трудоемкий и сложный процесс, чем знакомая нам государственная дипломатия, и ею действительно кто-то должен заниматься. Кто, если не мы?..
Перевод "ГА"
ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА
-
2024-11-25 05:19
23 ноября в Академии шахмат Армении (АША) состоялся второй этап клубного чемпионата страны. Соревнование проходит в 3 этапа, во втором из них приняли участие 21 команда в турнире A и 11 команд в турнире B.
-
2024-11-23 09:41
Азербайджан шаг за шагом, постепенно выполняет свою задачу: под вывеской делимитации окапывается и будет действовать в соответствии с ситуацией – как и в какой момент ему выгодно. Так член Исполнительного органа РПА, депутат фракции «Честь имею» Тигран Абрамян прокомментировал 168.am заявление командира погранвойск Азербайджана Араза Мамедова о том, что в следующем году в селах Кызыл Гаджили, Хейримли, Неркир Воскепар, Баганис-Айрум будут построены новые погранзаставы.
-
2024-11-21 16:15
21 ноября на перегоне Советакан-Эчмиадзин на неохраняемом переезде автомобиль марки «БМВ» в нарушение правил дорожного движения выехал на железнодорожные пути, не остановившись перед знаком «СТОП». В результате произошло столкновение автомобиля со следующим по перегону тепловозом компании «Южно-Кавказская железная дорога».
-
2024-11-20 19:12
Америабанк примет участие в форуме EngageArmenia2024, который пройдет 23 ноября в Дубае. Форум является динамичной площадкой для предложений, предусмотренных для соотечественников из диаспоры, с возможностью проведения панельных дискуссий и установления новых связей.