Последние новости

Вардан ВОСКАНЯН: НЕЗАВИСИМО ОТ ИСХОДА ЭТОГО КОНФЛИКТА, НА БЛИЖНЕМ ВОСТОКЕ ПРОИЗОЙДЕТ ВАЖНОЕ ИЗМЕНЕНИЕ

В результате нападения на сектор Газа боевиков палестинской группировки «ХАМАС» Ближний Восток вновь оказался в центре внимания всего мира. Какое влияние окажет эта острая фаза израильско-палестинского конфликта на наш регион? Об этих и других вопросах Panorama.am побеседовал с заведующим кафедрой иранистики факультета востоковедения Ереванского государственного университета (ЕГУ) Варданом Восканяном.

- Ближний Восток всегда отличался тем, что в регионе периодически складывается напряженная ситуация, следовательно, если рассматривать регион в целом, то по большому счету ничего нового нет, особенно, если речь касается палестино-израильского конфликта. Постоянно возникали обострения, сейчас мы являемся свидетелями ее беспрецедентной фазы, поскольку палестинское движение «ХАМАС» использует новую тактику, новые технологии, и в этом контексте Израиль оказался перед трудностями.

Израиль – как противник Ирана, столкнулся с трудностями в регионе, и это, естественно, исходит из интересов Ирана. Иранская сторона, независимо от итогов или последствий конфликта, выйдет из положения как победитель, особенно, если учитывать также другое важное обстоятельство: посредством движения «ХАМАС» уже удалось подорвать миф об Израиле о непобедимой армии, что исходит из интересов Ирана – противника Израиля в регионе.

Если к этому прибавить то обстоятельство, что ряд арабских стран фактически уже замораживают отношения или нормализацию отношений с Израилем, среди таких стран также Саудовская Аравия, то это всё исходит из интересов Ирана.

Вместе с этим сформировались также вызовы и для Ирана, речь идет о возможном вмешательстве США. Но, полагаю, иранцы на данный момент могут контролировать риски. Заявление президента США о том, что по сути нет никаких фактов о прямом вмешательстве Ирана, позволяет предположить, что США, как минимум сейчас, не предусматривают каких-либо действий против Ирана.

- Одна из стран региона – Турция, также активно следит, реагирует на развития в Израиле. Возможно ли, чтобы интересы Ирана и Турции в какой-то момент совпадут, и два основных игрока региона договорятся по какому-то вопросу?

- Отношение администрации Эрдогана в контексте палестино-израильского конфликта можно охарактеризовать как двуличную политику. В любом случае, на данный момент турецкая сторона пытается взять на себя «независимую» посредническую роль, что, я думаю, не удастся, особенно на фоне гуманитарной катастрофы в секторе Газа.

Напомню, что администрация Эрдогана годами позиционировала себя как государство, поддерживающее население сектора Газа. Подобное поведение на фоне гуманитарной катастрофы серьёзно подрывает позиции Турции среди палестинцев. Очевидно, что это также исходит из интересов Ирана, поскольку, независимо от всего, мы знаем, что на Ближнем Востоке Турция является если не противоборствующим государством Ирана, то его конкурентом, поэтому иранцы не захотят усиления позиций Турции.

Если к этому добавить также явное произраильское отношение варварского режима Баку, то становится очевидно, что, по крайней мере, в контексте палестинского вопроса в регионе не будет достигнуто ирано-турецкого согласия.

Очевидно, что эрдогановский режим желает продвинуть свои интересы, но ставки настолько высоки, гуманитарная катастрофа в секторе Газа настолько велика, что придется определять позиции. Если процессы будут продолжаться в том же духе и не произойдет радикального изменения позиций турецкой стороны, Турция потеряет свою популярность среди палестинцев, что, повторяю, в интересах Ирана.

- Делать прогнозы в такой ситуации весьма неблагодарное дело, но какие у вас прогнозы на данный момент, как будет урегулирован конфликт?

- Баланс сил, естественно, в пользу израильской стороны, учитывая как военные возможности, так и международную поддержку, которую Израиль имеет на данный момент. Однако ясно одно: палестинцы настроены решительно, им уже удалось решить определенные задачи: в частности, речь идет о развенчании мифа о непобедимости израильской армии, использовании новых тактических приемов и создании достаточно сложных проблем для Государства Израиль в сфере пропаганды. Очевидно, что во время этого конфликта палестинцы смогли, образно говоря, использовать смартфоны в сфере пропаганды так же, как армия использует оружие на поле боя.

Следовательно, на Ближнем Востоке произойдет важное изменение, независимо от исхода этого конфликта. Фактически становится ясно, что нет устаревшего оружия, технологий, нет гарантии успеха с помощью современных технологий. Израильская оборонная система, оснащенная современными технологиями, серьезно пострадала от палестинских сил, оснащенных несовременным оружием, что изменит логику войн на Ближнем Востоке, а также построение безопасности. В этом контексте Армении предстоит извлечь много уроков, но мы должны уметь учиться не только на своих ошибках, но и на ошибках других, чего, к сожалению, нам пока не удается.

- Мой следующий вопрос был именно об этом. Есть ли новые возможности для Армении в сложившейся ситуации, которые можно использовать?

- Однозначно. Очевидно, насколько эффективным может быть сотрудничество с Ираном. Я многократно заявлял, если наша цель заключается в сдерживании варварского режима Баку, а также в снижении угроз нашей безопасности, и установлении превосходства над врагом, то следует сформировать политический союз с Ираном, важной составляющей которого должен стать компонент безопасности. Это предоставит прекрасную возможность добавить дополнительные элементы в нашу архитектуру безопасности.

- Благодарю.

Беседу провела Лала ТЕР-КАЗАРЯН

Panorama.am

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ