Последние новости

КОГДА РОДИНА В БЕДЕ, СДАВАТЬСЯ НЕЛЬЗЯ

История жизни героев национально-освободительного движения, таких, как Ахбюр Сероб, Арабо, Геворг Чауш, Андраник и другие, долго оставалась под замком. Только после ухода с политической арены Сталина постепенно появилась возможность вспомнить о тех, кто был вынужден отложить в сторону плуг и взять в руки оружие, чтобы защитить соотечественников от безжалостного турецкого произвола.

МНОГИЕ АРМЯНСКИЕ ПИСАТЕЛИ РАССКАЗАЛИ О ПОДВИГАХ ГАЙДУКОВ - Грачья Кочар, Степан Аладжаджян, Геворг Акопян, Серо Ханзадян, Сильва Капутикян, Паруйр Севак, Мушег Галшоян... В этом ряду по праву выделяется Хачик Даштенц со своей книгой "Зов пахарей". Она увидела свет в Ереване в 1979 году.

Автор родом из Западной Армении, остался сиротой в годы Геноцида, вырос в приюте в Александрополе вместе с такими же обездоленными, чудом уцелевшими детьми. Окончил историко-филологический факультет ЕГУ (1932) и Институт иностранных языков в Москве (1940). Первым обратил внимание на литературные опыты юноши великий Егище Чаренц, отредактировал сборник стихов Даштенца "Книга песен". Затем увидели свет и другие стихи Даштенца. Но главным вкладом в армянскую литературу стал роман "Зов пахарей".

По сюжету юный Махлуто вступает в ряды гайдуков и рассказывает о том, что ему довелось увидеть за годы борьбы. Он вспоминает не только признанных лидеров национально-освободительного движения, но и стоявших рядом с ними Кайцак Андреаса, Чоло, Каркут Таде, Петара Манука, Лачканци Артика, Спаханац Макара и многих других.

Принципы, характеры, образы фидаи раскрываются перед читателем, объясняют ему, чем руководствовались герои и за что пожертвовали жизнями. Приведу с сокращениями цитату. "У фидаи нет в мире какого-либо богатства. У него нет пристанища. Больше семи дней фидаи не может оставаться на одном месте. Он в постоянном движении. Когда все спят, он встает. Никто не должен знать, куда исчез фидаи... Зимой он должен укрыться в какой-нибудь пещере, дожидаясь весны... У фидаи нет могилы. Его главная мечта - умереть в бою с песней свободы на устах и пулей во лбу".

В работе над романом Хачик Даштенц использовал богатый фольклорный материал - песни, предания, легенды, крылатые слова. Вышедшие из народа герои с 1880-х годов отстаивали честь и достоинство соотечественников, отличились в годы Первой мировой войны, став примером для тех, кому довелось позже защищать родную землю.

В сегодняшние дни, когда наше общество переживает трагедию Арцаха и пытается осознать и определиться, что надо делать дальше, хочу привести отрывок из романа "Зов пахарей". Там есть глава "Слово Чоло над Ахо". Напомню с некоторыми сокращениями.

Слово Чоло над Ахо

А теперь я должен рассказать вам о конце Ахо, одного из самых храбрых моих солдат. Это он, синеглазый фидаи, когда Сасун пал, предложил разжечь на вершине Андока большой костер и всем нам сгореть, чтобы не даться живыми врагу.

СКАЖИ, СТОИТ ЛИ ТЕПЕРЬ ЧОЛО ЖИТЬ НА СВЕТЕ, КОГДА ТЕБЯ НЕТ? Да и зачем? На пять лет больше проживешь - на пять мер овса больше прожуешь. Ахо мой, Ахо, ты золотой колос Мушской долины. Ребята, чего вы плачете? Или Петара Манука вспомнили? Манук принял смерть за кохбскую соль. Пока живете на этом свете, не забывайте про Кохбские горы... А если из-за Ахо плачете, то кровь его пролита недаром...

Если Господь пожелает и подарит мне еще одну жизнь, Ахо, я захочу быть снова с тобой, с ребятами нашими. У нашего поколения в жилах течет кровь львов, Ахо. У нас было полтора сломанных приклада, и мы, взяв эти полторы винтовки, пошли на врага. А если б у нас было оружие и патроны, тысячи сасунцев хватило бы, чтобы поставить на колени всех инглизов и немцев с их королями...

Встань же, Ахо, разожги свою трубку, и пусть Петара Манук запоет для нас свою "Беривани". Ты мой старший, я твой младший брат. Не обессудь, если я скажу тебе правду. Когда Родина в беде, какое право ты имеешь так спокойно лежать, да еще в Сарыкамыше?

Вставай, пойдем в Мркемезан и на Аглез. Вставай, пойдем на гору Чанчик.

А я-то думал, ты умер.

Пошли, Ахо, вставай".

...В наиболее тяжкие времена мы умели сплотиться и поэтому не исчезли в отличие от подавляющего большинства наших исторических сверстников. Нужно встать с колен и идти вперед.

Армен КАРАПЕТЯН, кандидат исторических наук

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ