ЧЕГО ОСТЕРЕГАЕТСЯ ЭРДОГАН?
«Эй, Запад, обращаюсь к вам! Вы хотите войны между крестом и полумесяцем? Тогда знайте: этот народ не умер, этот народ жив и стоит стойко». Эти слова Эрдогана, произнесенные на полуторамиллионном «великом палестинском митинге» в стамбульском аэропорту имени Ататюрка, серьезно озадачили мировые экспертное сообщество и политический истеблишмент.
ЧТО ЭТО БЫЛО? УГРОЗА? ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ СРЫВ? Или, может быть, продуманная формулировка с претензией на шантаж западных союзников? Прямые угрозы турецкого лидера в отношении Израиля и оскорбительные выпады в адрес его политического руководства можно как-то списать на стремление Эрдогана оседлать волну антиизраильских настроений в турецком обществе и тем самым удержать непростую ситуацию в стране под контролем, а также продемонстрировать негодующему по поводу событий в Газе исламскому сообществу свою солидарность. Но вот шантаж Запада тотальной войной с исламским миром абсолютно диссонирует с ролью и местом Турции в глобальной системе безопасности все того же Запада.
Подобная политическая риторика по логике не вписывается в стратегию осторожного маневрирования Анкары между Западом и Востоком, о которой мы не раз писали в предыдущих статьях. Эрдоган сейчас ведет себя как слон в посудной лавке, сокрушая популистской риторикой выстраиваемые десятилетиями позиции Турции на западном фланге своих геополитических интересов.
На самом же деле ничего алогичного в его поведении нет, если посмотреть на ход военно-политических событий в Газе и на Ближнем Востоке в целом под турецким углом зрения и исходя из турецкой концепции собственной глобальной безопасности. В таком ракурсе оценки ситуации становится понятным, что Турция серьезно озадачена, и отнюдь не беспочвенно, ходом событий, не поддающихся ее контролю.
Во-первых, с первого же дня вспышки войны в Израиле и Газе попытки Анкары протиснуться между враждующими сторонами и взять на себя посредничество в урегулировании противоборства были категорически отвергнуты Тель-Авивом и его союзниками на Западе. Любимая фишка Эрдогана не сработала, что сильно ударило по его имиджу и самолюбию. Во-вторых, без какого–либо согласия Анкары натовские союзники инициировали процесс беспрецедентной милитаризации акватории восточной части Средиземного моря, сконцентрировав здесь невиданную доселе ударную группировку.
Турция явно не ожидала подобных масштабов концентрации сил Запада у своих непосредственных границ. Высший уровень боевой готовности американских баз в материковой Греции и на Крите; активизация маневров греческого флота и авиации в Эгейском море; прибытие на Кипр немецкого спецназа; вереницы британских и французский кораблей и подлодок, пересекающие Гибралтарский пролив; наконец, курсирующая вдоль турецких берегов морская ударная группа США в составе десятков крейсеров и других вспомогательных кораблей, возглавляемая гигантским авианосцем Gerald Ford, - такой размах действий и средств не может не устрашать турецкую военно-политическую верхушку.
НИ ОДНА СТРАНА НЕ МОЖЕТ ЧУВСТВОВАТЬ СЕБЯ КОМФОРТНО в ситуации, когда у ее границ, прямо у нее на глазах генерируется колоссальная сила, которая еще неизвестно как себя проявит. Тем паче это касается Турции, умудрившейся за последние годы испортить отношения со своими союзниками по НАТО до невиданной за все годы членства в этой организации степени.
Отнюдь не случайно, что тот же Эрдоган, еще до упомянутого «великого палестинского митинга», обратился к США с риторическим вопросом: «Вы хотите нас убедить, что ваша плавучая армия (имеется в виду авианосная группа Gerald Ford – Б.А.) направлена в Средиземное море для войны с бойцами ХАМАС?» Турецкий генштаб, несомненно, поставил своего президента в известность о том, что силы, концентрируемые в Средиземном море, несоизмеримо велики по сравнению с анонсированной задачей по защите с их помощью Израиля. И косвенный ответ Вашингтона Эрдогану – дескать, Запад не будет участвовать в боевых действиях непосредственно в Израиле и Палестине, но предпримет меры в случае вмешательств третьих стран, отнюдь не успокоил Турцию.
Вашингтон, конечно же, намекал на ливанскую Хезболлу, Иран и асадовскую Сирию, однако очевидно, что в Анкаре не склонны принимать западные заверения за чистую монету. Там мыслят иначе, и, по всей видимости, вовсе не исключают вариант обманного маневра. А вдруг это ловушка? А вдруг вся история с нападением ХАМАС на Израиль была задумана и осуществлена с одной лишь целью: под предлогом военной кампании по защите еврейского государства от его традиционных врагов легитимировать долговременную концентрацию колоссальных сил и средств в Восточном Средиземноморье для использования их в дальнейшем в иных, более хитрых целях. А вдруг такой целью является именно Турция?!
Речь, естественно, не может идти о вторжении западных сил в Турцию или лобовой войне против нее. Но вариант очередного переворота в этой стране под бдительным оком натовской ударной группировки и под взмахом «топора» по имени «плавучая армия Gerald Ford» абсолютно реален. Очевидно, что готовые подыграть натовским союзникам многие турецкие штабисты, традиционно устраивающие перевороты в своей стране, и на сей раз почувствуют прилив уверенности и веру в успех, когда под боком у них собрана такая мощная «дружественная» сила.
Эрдоган не может не осознавать эту опасность и не учитывать подобный вариант действий Запада и его сообщников в Турции, поскольку его власть уже достаточно слаба и может рухнуть при первых же шагах гипотетического заговора. И он также отлично понимает, зачем может понадобиться США и их союзникам смута и смена режима в Турции на абсолютно лояльную Западу военно-политическую верхушку. Ведь в таком случае Запад одним ударом решит сразу ряд проблем, мешающих новому установлению его гегемонии в обширном регионе Евразии.
ВО-ПЕРВЫХ, ЛОЯЛЬНАЯ США И ИХ СОЮЗНИКАМ ТУРЦИЯ предоставит в распоряжение западному патронату свою ключевую роль на транзитных маршрутах Великого Шелкового Пути. Во-вторых, Запад тем самым получит прямой доступ к иранской границе, что породит уже качественно иные возможности влияния на эту страну и в случае необходимости в разы облегчит возможности военной интервенции в ИРИ. И, наконец, в-третьих, нейтрализация самостоятельности Турции позволит разбить вдребезги связку Москва-Анкара, откроет прямой доступ НАТО в Черное море и, как следствие, неизбежно внесет кардинальный перелом в украинской войне в пользу так называемого либерального мира.
И это далеко не весь перечень преимуществ, которые могут быть собраны в копилке Запада в борьбе за мировое господство в случае, если описанный выше гипотетический план существует и может сработать. В его существование можно и не верить, но абсолютно точно, что Эрдоган опасается подобного развития событий и, учитывая богатую на перевороты и геополитические переориентации историю Турции, его опасения не беспочвенны.
Поэтому единственное, что остается турецкому султанату новой формации, - попытка противопоставить западному миру исламский фактор. Стремление перевести чисто политическую борьбу в область глобального конфессионального противостояния. Представить многоуровневую западную экспансию в Турцию в качестве крестового похода на весь ислам. И, что самое главное, - желание добиться в турецком обществе отождествления своей персоны и выстроенного режима с самой Турцией и ее исламским народом.
ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА
-
2024-11-20 09:46
В Азербайджане ликуют. Как же иначе, если прибывший в Баку для участия в конференции СОР29 американский конгрессмен Фрэнк Паллоне не выдержал напора протестных акций и чартерным рейсом на следующий же день вылетел в США? Это ведь большая победа алиевского режима, вначале официально пригласившего конгрессмена, а по его прибытии организовавшего митинги наемных горлопанов, готовых за оплату бойкотировать кого угодно – хоть Паллоне, хоть Далай-ламу.
-
2024-11-18 09:31
Дней десять назад российские телеграм-каналы облетело видео, в котором тинейджер – этнический азербайджанец ни с того ни сего бьет со всей силой ногой русскую девочку, спокойно сидящую на подоконнике в школе. Случай имел место в городке Нижние Серги Свердловской области.
-
2024-11-16 09:38
Оппозиционные силы в Грузии проиграли выборы 26 октября и, скрепя сердце, две недели дожидались результатов американского голосования, прежде чем преступить к обещанным протестным акциям. Саломе и Ко не хотели «стрелять вхолостую», отлично понимая, что пока в Штатах идет заключительная и самая ожесточенная стадия «рубки» между кандидатами, ни за океаном, ни в Европе не обратят никакого внимания на поствыборные баталии в Тбилиси. Но стоило американским выборам завершиться, как оппозиция вывалилась на улицы, отчаянно надеясь, что победивший Трамп выдаст что-то типа: «Эти протестующие грузины – хорошие парни, и я непременно разберусь с теми, кто их обидел». Трамп же пока ничего подобного или даже похожего не сказал, что наверняка не сильно обнадеживает грузинских западников.
-
2024-11-15 09:49
В Баку очень и очень злы на Индию. И, наверное, если бы не убедительный совет Анкары – сидеть смирно и не рыпаться, спустили бы на Нью-Дели всех собак. В Турции хорошо понимают, что возрождающийся Бхарат (название Индии на языке хинди, которое вскоре станет официальным наименованием этой страны) – соперник, который абсолютно не по зубам турецко-азербайджанскому альянсу, а значит с ним следует себя вести очень осторожно.