Последние новости

АКАДЕМИИ НАУК АРМЕНИИ 80 ЛЕТ

Национальная академия наук Армении - высшее научное учреждение республики, опираясь на многовековые исторические и научные, культурные, образовательные богатые традиции и знания армянского народа, призвано объединять усилия ученых для выполнения фундаментальных исследований в различных областях науки и духовного наследия народа.

 АКАДЕМИИ НАУК АРМЕНИИ 80 ЛЕТПЕРВЫМ КУЛЬТУРНЫМ, ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ И НАУЧНЫМ ЦЕНТРОМ РЕСПУБЛИКИ стал основанный в 1919 г. в годы Первой Республики Армении, в Александрополе Ереванский государственный университет. В первые же годы Второй Республики в 1921г. был основан культурно-исторический институт в Эчмиадзине, который в 1925г. был переименован в Институт науки и культуры - организацию академического содержания, целью которой было развитие естественных, технических, гуманитарных и общественных наук.

В 1935 году на базе научно-исследовательских учреждений Армении было создано Армянское отделение Академии наук СССР, президентом которого стал академик Франц Юльевич Левинсон-Лессинг.  С 1938 года филиалом руководил академик Иосиф Абгарович Орбели.

10 ноября 1943 года по решению правительства Арм.ССР была создана Академия наук республики, академиками-основателями которой были избраны 23 известных ученых, в том числе М. Абегян, братья Алиханян, Р. Ачарян, Ав. Исаакян, В. Амбарцумян, братья Орбели и другие. А Иосиф Орбели был избран первым президентом Академии.

Трудно описать исключительно яркую личность Орбели, выдающегося ученого-востоковеда, директора Эрмитажа. Также сложно понять секрет его исключительности, личного обаяния и притягательной силы.

Орбели был сложной личностью. Он мог взорваться в гневе из-за чего-то незначительного, например, сорвавшейся с картины этикетки и взреветь от удовольствия найдя глиняную посуду при раскопках, бывал беспощадным, даже жестоким в словах, особенно когда сталкивался с упущениями в профессиональной деятельности, мог быть уступчивым, нежным и деликатным, счастливым и мрачным, но равнодушным - никогда...

Широчайшие научные интересы Орбели включали урартские хроники, армянский народный эпос и средневековые басни, армянскую архитектуру, культуру Сасанидского царства, сохранение шедевров мирового искусства и многое другое. Он, казалось, был единственным учёным, сочетавшим в себе волю полководца, тонкий вкус художника, дар блестящего оратора, преданность науке, интересам Армении и России и высокую гражданственность. .

Но, возможно, несколько реальных случаев помогут составить более полное представление об этой известной личности.

"...В 1942 ГОДУ В СУРОВЫЕ ЗИМНИЕ ДНИ НА ДАЛЕКОЙ УКРАИНЕ добрая, беспомощная, но мудрая старушка залечивала мою тяжелую рану, лелея в душе надежду на победу над врагом. Рассказывают, что в древности армянский герой по имени Давид уничтожил своим мечом и разогнал большое войско врага без армии. Откуда мне было знать, что в этот самый момент Орбели произносил речь перед бойцами танковой колонны " Давид Сасунский", рассказывая о "Сасна Цур Давиде", приправляя свои красивые слова средневековыми баснями Айгекци и Гоша.

А спустя годы я с волнением прочитал официальную, но очень теплую телеграмму о том, что один из кораблей Балтийского флота назван в честь академика Орбели, оставшегося в Ленинграде в дни блокады, чтобы спасти сокровища Эрмитажа.

В те суровые дни испытаний он нашел способ создать в Армении Академию наук, объединившую лучших армянских интеллектуалов.

Жители и воины гарнизона собрались в Ошакане, чтобы отметить это знаменательное событие. Здесь, возле могилы великого Маштоца, Орбели произнес одну из своих самых вдохновляющих речей, в которой поклялся защищать почетный статус Армянской академии.

В дни 1000-летия бессмертного эпоса Аветик Исаакян выступил с 11-ю четверостишиями, в которых отразил народную мысль и дух эпоса, его безграничную любовь к народу. Спустя много лет Орбели утверждал, что патриарх слова знал армянский народный эпос глубже всех ученых. Именно он назвал это произведение божественным и неповторимым.

Свое глубокое чувство к Орбели патриарх кисти выразил по-другому. Вложив всю свою любовь и чувства в кончик кисти, Мартирос Сарьян острым и проницательным взглядом художника погрузился во внутренний мир учёного и "обнажил" его в одном портрете так, что даже посторонний человек мог проникнуть в глубины души ученого.

 АКАДЕМИИ НАУК АРМЕНИИ 80 ЛЕТОДНАЖДЫ ТРИ ВЕРНЫХ ДРУГА - ИСААКЯН, САРЬЯН И ОРБЕЛИ ВМЕСТЕ ПОСЕТИЛИ ГАРНИ. Весь день они исследовали территорию летней резиденции царя Трдата, а ночью остановились в доме одного из жителей деревни. Всех троих положили спать рядом друг с другом. Друзья вынудили Орбели лечь посередине. Беспокойные старики укрывали своего друга всю ночь, чтобы он не простудился и не заболел. Их дружба была глубоко человечной, красивой", - писал историк Арутюн Мартиросян.

Академик Орбели был одной из ярчайших звезд в истории армянского народа, который он очень любил и эту любовь передавал другим.

Есть смерть физическая, уносящая только человека из жизненного общения, и есть смерть духовная, когда ушедшему нечего оставить после себя. Иосиф Орбели ушел из жизни, но дух и талант его не угасли, они живут в душах тех, кто имел счастье знать его и работать с ним рядом.

"Что отдашь - к тебе вернётся, а что нет - считай пропавшим". Эти слова любил повторять Орбели. Это его жизненная позиция. Он жил, отдавая. И все сделанное им вернулось к нему как вечная и благодарная память.

Марине БУНИАТЯН, основатель дома-музея братьев Орбели

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ