ФИЗИКА ВОЗВРАЩАЕТСЯ
В интервью «ГА» доктор физико-математических наук, профессор ЕГУ Хачатур НЕРКАРАРЯН говорит об изменениях в системе высшего образования.
- Г-н Неркарарян, вы стали директором Физического института ЕГУ, созданного в результате объединения двух факультетов – физики и радиофизики. Можно ли ожидать позитивных изменений?
- Эти преобразования были проведены в результате решения администрации ЕГУ сократить число факультетов. Но я в общем-то не был сторонником объединения факультетов физики и радиофизики, поскольку они выполняли разные задачи. Факультет физики готовил исследовательские кадры для научных учреждений, а факультет радиофизики – инженеров-исследователей для выполнения прикладных задач. Но объединение факультетов прошло без особых проблем. Кроме того, объединение ресурсов дало определенные результаты. Что же касается специализации наших студентов, то мы предложили некоторые изменения, которые, уверен, приведут к положительным изменениям.
- Но в последние годы интерес к исследовательской деятельности значительно снизился, на факультете физики был недобор…
- Но сейчас ситуация изменилась. Дело в том, что нашему институту выделили 74 места с отсрочкой от службы в армии. И если прежде самые перспективные абитуриенты стремились поступить на факультет прикладной математики, лучшим выпускникам которого практически гарантирована достаточно высокооплачиваемая работа, то уже в этом году к нам пришли ребята значительно более высокого уровня, чем в предыдущие годы. И это, несомненно, даст результаты, поскольку вопрос смены поколений в науке решается достаточно сложно. Мы не готовы отказаться от специалистов старшего поколения: это люди, которые отдали университету всю свою жизнь, и отправить их на пенсию, которая не может покрыть даже элементарные нужды, просто аморально. Тем не менее, их преподавательская нагрузка с годами сокращается.
- Если я вас правильно поняла, то вопрос отсрочки от армии еще не решен окончательно?
- К сожалению, да. Он в процессе обсуждения. И я очень боюсь, что найдутся люди, которые воспрепятствуют такому решению. Но необходимо понять, что многое изменилось, сегодня боеспособность армии обеспечивается не числом, а интеллектуальным и профессиональным уровнем военнослужащих. К тому же отсрочка не освобождает от службы в армии навсегда, наши выпускники тоже будут служить, но они придут в армию специалистами, знания которых очень востребованы. Скажу откровенно: сегодня среди офицеров армянской армии, к сожалению, встречаются и такие, которые не могут разобраться в инструкциях по использованию современного вооружения. Такой проблемы у наших выпускников не будет. Приведу конкретный пример. На факультете радиофизики была специальность «системы связи», мы готовили лейтенантов, которые должны были служить в армии 5 лет и Министерство обороны обеспечивало им бесплатное обучение. Во время 44-дневной войны, хотя и окончившейся трагически, эти ребята прекрасно себя проявили. Есть и другой аспект. В армию придут люди более старшего возраста, которые окажутся лучше приспособленными к трудностям армейской жизни.
- Отсрочка предоставляется всем факультетам?
- Насколько мне известно, в ЕГУ - только студентам нашего Физического института и химического факультетов, а также двух-трех факультетов Политеха. Но это существенно меняет ситуацию.
- Вы сказали, что собираетесь провести какие-то преобразования, связанные со специализацией. Что изменится?
- Основная проблема, которую решили в западных странах, – это свободный выбор студента. У нас к этому вопросу до сих нет достаточно четкого подхода. Если при поступлении в университет студент выбирал ту или иную специальность, то поменять ее до конца обучения было практически невозможно или было сопряжено с серьезными трудностями. Студент терял место бесплатного обучения и должен был сдать экзамены по предметам, которые он не проходил, поскольку при разной специализации студенты проходят разные курсы. Поэтому мы сократили число специальностей в бакалавриате. Работала целая комиссия с участием проректоров, и вопрос удалось решить. Теперь студент будет определяться со специализацией только на третьем курсе, когда он уже имеет более глубокое представление о специальности и его выбор будет осознанным.
- Вы планируете еще какие-то изменения?
- Важным изменением станет то, что теперь студенты, которые не сдали какой-то экзамен и идут на пересдачу, получат возможность дополнительно прослушать лекции по этому предмету, что очень важно. Планируются и другие изменения. Как я уже говорил, когда физфак был отдельным факультетом, там готовили кадры для научных учреждений. Но в этом году к нам поступило более 200 человек. Понятно, что не все они найдут работу в сфере науки. Поэтому мы изменили учебные программы и уделили больше внимания прикладным направлениям, в частности, компьютерным технологиям, которые теперь вводятся в курс вместе со специализацией.
- То есть наряду с физической специальностью ваши выпускники получат подготовку и в области компьютерных технологий?
- Да. И это значительно расширит их профессиональные перспективы. Дело в том, что сейчас многие молодые люди готовы бросить университет и пойти на курсы по той или иной компьютерной специальности. Я считаю, что это неправильно, поскольку программирование, компьютерные технологии - скорее метод исследований, который, кстати, был известен давно, еще когда я был студентом. Но нужна и конкретная специализация, позволяющая эффективно применять этот метод в данной области. А это уже другой профессиональный уровень, гарантирующий востребованность в наукоемких областях.
- В каком состоянии университетская наука?
- Исследования проводятся на достаточно высоком уровне. Полученные результаты публикуются в авторитетных международных журналах, и по числу статей и грантов мы можем сравниться только с Ереванским физическим институтом. Остальные научные учреждения нам значительно уступают. Но нужно готовить научную смену. Толковые, хорошо подготовленные молодые люди есть, но, как я уже говорил, отказаться от старшего поколения не получается, а штаты ограничены. Не знаю, как решить эту проблему. Правда, у нас в институте уже действуют четыре перспективные научные группы, где работают исключительно молодые, но этого недостаточно. В конечном счете все упирается в деньги, когда они есть, появляются дополнительные возможности.
- Но ведь в последнее время наука утратила прежнюю привлекательность…
- Ситуация на глазах меняется к лучшему. Финансирование науки значительно увеличилось, а молодежь уходила в другие сферы в основном из-за низких зарплат. Есть и возможность получать гранты, что тоже значительно увеличивает заработок ученого. Судя по опыту нашего института, скажу, что исследовательская деятельность становится более привлекательной, чем преподавательская.
- Вы поддерживаете идею создания исследовательского университета?
- Если есть средства, почему бы и нет? Но наш институт эти функции уже выполняет. Мы и учим, и занимаемся исследовательской деятельностью. В нашем университетском Физическом институте базовое финансирование получают 175 сотрудников, и большая их часть занимается исключительно исследовательской деятельностью. Преподавательский состав меньше. При наличии грантов и базового финансирования научному сотруднику преподавать просто невыгодно. Это тяжелый и плохо оплачиваемый труд.
- Насколько я знаю, многие работающие студенты, часто пропускают занятия и просто не успевают овладевать учебной программой. Что делать?
- Это действительно серьезная проблема и не только для Армении. Работать приходится и многим студентам. Плата за обучение высокая, к тому же, если появляется возможность найти работу по специальности, то упускать такой случай не стоит, поскольку многие организации не берут на работу не имеющих опыта. Приходится с этим мириться. То же самое и на Западе. Но человек, который стремится овладеть знаниями, их получит. Сейчас практически все лекции есть в интернете, причем их читают лучшие специалисты. Разумеется, важно посещать лекции. Но это получается не всегда.
- Ваши выпускники востребованы?
- Думаю, у них достаточно большие возможности. Появилось много фирм, причем не только в сфере IТ, но и в области электроники и других специальностей. Но порядка 30% наших выпускников находят работу, не связанную с физикой. И это понятно. Физика – не для всех, отсев неизбежен, но знания, которые они получили, им во всех случаях пригодятся. Задача университета – научить студента системно мыслить, тогда он сможет овладеть новыми знаниями, а доступной информации по любой специальности сейчас очень много. Правда, многие преподаватели вузов не понимают, что не надо давать студенту слишком много информации, в таком объеме она просто не воспринимается, и я хочу внедрить этот принцип. Главное – системный подход к задачам. Очень надеюсь, что в результате проводимых преобразований нам удастся значительно повысить уровень подготовки наших студентов. Физика – удивительная наука, ее знание найдет применение в любой профессиональной области, в том числе и обеспечении военной безопасности нашей страны. И я рад, что, судя по предпринимаемым шагам – увеличению финансирования науки, предоставлению отсрочки на прохождение службы в армии, понимание этого формируется и на государственном уровне.
ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА
-
2024-12-10 10:50
К концу текущего года Институт физиологии им. Орбели НАН РА подходит с очередными успехами и новыми планами. Завершена работа по выполняемому в течение трех лет проекту, в рамках которого планировалось создать центр биовизуализации и сообщество специалистов из постсоветских стран, работающих в области биомедицины с применением различных методов микроскопии.
-
2024-12-03 09:38
Армения не очень богата природными ресурсами минерального сырья, по крайней мере, принято считать так. Но вот что удивительно – даже те возможности, которые есть в нашей стране, используется неэффективно, начиная с интеллектуальных и профессиональных ресурсов и кончая полезными ископаемыми. Рассматривать весь спектр упущенных возможностей мы не будем, остановимся только на медно-молибденовых месторождениях, из которых Каджаранское считается одним из крупных в мире.
-
2024-11-29 09:34
Доктор физико-математических наук Валерий ПАПАНЯН до переезда в США был заведующим лабораторией в Институте физических исследований (ИФИ) НАН РА, потом в течение 15 лет работал в НАСА, где был участником трех крупных проектов. Однако, живя в другой стране, он не теряет связей с Арменией, бывает здесь ежегодно и полностью в курсе происходящих событий и планов. В интервью "ГА" В. Папанян комментирует проект нового закона РА об образовании и науке.
-
2024-11-21 09:52
В интервью "ГА" директор Регионального научно-образовательного математического центра Южного федерального университета (Ростов-на Дону), доктор физ.-мат. наук, главный редактор международного журнала Journal of Mathematical Sciences, профессор Алексей КАРАПЕТЯНЦ комментирует новый проект закона РА об образовании и науке.