СТРАНИЦЫ ИЗ НАСЛЕДИЯ АРШАВИРА ДЖИДАРЯНА
Родительская любовь поистине безгранична. Тем более у армян, растящих не только детей, но и внуков, и все еще чтящих семейные традиции, хотя делать это в меняющемся в далеко не лучшую сторону сегодняшнем мире все сложнее. Не остается пока в долгу перед старшими и наше молодое поколение. Правда, дома престарелых, увы, появились. Не стану загадывать дальше. Приведу пример, свидетельствующий о том, как дети помнят и любят тех, кто водил их за руку в школу.
ВИЛИ АРШАВИРОВИЧ ДЖИДАРЯН, КАНДИДАТ ФИЗИКО-МАТЕМАТИЧЕСКИХ НАУК, много лет проработал в Институте Мергеляна, автор более 30 научных статей и 3 изобретений, в нынешнем году отметил 90-летие. Однако определенную бодрость и желание делать что-то полезное сохранил. Его отец Аршавир Саркисович Джидарян (1906-1989) был известным писателем, педагогом, критиком, общественным деятелем. Он издал свой первый сборник стихов еще в 1934 году и в том же году стал членом Союза писателей СССР, со дня основания. Джидарян жил в Сухуми и Ереване, очень многое сделал для организации армянского театра в Абхазии, издавал там литературу на армянском языке, был директором школы, собирал фольклор, записывал традиции, песни амшенских армян, способствовал зарождению их связей с Арм.ССР.
Он всю жизнь был активным общественником, верил в социализм, хотя и видел, что не все получилось так, как задумывали. После смерти писателя часть его работ осталось неопубликованной. Решение этой нелегкой задачи взвалил на свои плечи сын.
Мне доводилось писать о нескольких книгах, выпущенных в последние годы Вили Аршавировичем. А недавно он объявился в редакции с еще пятью сборниками материалов из отцовского наследия. Перечислю названия: "Амшенци Аршо", "Армянство Амшена", "Борьба и лира", "Рожденные вихрями", "Страницы из моей нелегкой жизни" (эта последняя на русском языке). В книгах нашли место неизданные поэмы, стихи, в том числе посвященные Пушкину, Комитасу, Чаренцу, Руставели, Сильве Капутикян и другим известным людям. Есть рассказы, материалы о жизни и быте амшенцев, аналитические статьи о творчестве разных писателей, о театре, об общественных проблемах, взаимоотношениях народов в многонациональном СССР.
ДЖИДАРЯН БЫЛ ДОСТАТОЧНО БЛИЗКО ЗНАКОМ С АВЕТИКОМ ИСААКЯНОМ, восхищался величием Варпета, описывал эпизоды из его жизни. Приведу некоторые.
***
Одна молодая дама, увидев Исаакяна в почтенном возрасте, радостно сказала:
- Как хорошо выглядите, Варпет.
Исаакян, улыбнувшись, ответил:
- Какая чудная вещь - ложь, и как счастливы те, кто в нее верят.
****
Один драматург обратился к поэту с просьбой, чтобы он рекомендовал ему какое-нибудь свое произведение для превращения в пьесу для детей. Исаакян ответил:
- Сынок, я для детей не писал. Я писал для их матерей.
****
В Кисловодске молодой человек подошел к Исаакяну и попросил:
- Варпет, дайте частицу вашей славы мне.
- Возьми всю мою славу, только отдай частицу твоей молодости.
В своих статьях об Исаакяне А. Джидарян, подытоживая оценку творчества, заключал: "Одной из ярких звезд на небосклоне истории является Аветик Исаакян, как личность и как писатель, произведениями которого люди всегда будут восхищаться, если они будут находиться даже на других планетах или в межзвездных просторах вселенной".
...ПРОБЛЕМА ГЕНОЦИДА АРМЯН БЫЛА В ЦЕНТРЕ ВНИМАНИЯ ДЖИДАРЯНА. Его семья еще в конце XIX века вынужденно покинула Амшен. Но о многих ужасах истребления армян в годы первой мировой войны Джидарян знал по рассказам уцелевших. Он написал два письма Константину Симонову (1965 и 1977 гг.), призывал осудить чудовищные преступления. Ответов, конечно, не получил.
Приведу отрывок из статьи "Армянскому народу", написанной в 1988 году, когда начало разворачиваться Карабахское движение.
"Панисламисты не смирились с фактом существования Советской Армении и через "коммунистов" и правительство Азербайджана более утонченно, лицемерно и замаскировано десятки лет проводили и проводят политику пантюркизма в Азербайджанской ССР методами, которые применялись в Турции. Они хотят:
- превратить Аз. ССР в чистую мусульманскую страну, как Турция. Вчера был Нахиджеван, сегодня - Карабах, а завтра будет Советская Армения;
- иметь непосредственную границу с Турцией - через Зангезур;
- изолировать или освоить Грузию и тем самым превратить все Закавказье в базу против России, Советского Союза и, опираясь на внешние силы, разбить СССР и создать мусульманскую империю во главе с Турцией".
Конец цитаты, как говорится. А если констатировать сегодняшнюю политическую ситуацию в регионе и Центральной Азии, нетрудно заметить, что многое из задуманного пантюркистам удалось. Однако те, кто может в реальности противостоять (начиная с России) планам архитекторов новой Османской империи, не хотят понять выходящей далеко за пределы региона опасности возрождения власти турецкого ятагана.
В том, что происходит сегодня в Арцахе, виновно не только тюркское племя, но и главные мировые политические светила, фактически с 2020 года давшие "добро" на изгнание армян с родной земли и пытающиеся откреститься от своей ответственности. Не выйдет. Если они продолжат в таком же ключе, полубредовые замыслы Эрдогана вполне могут стать реальностью.
Не историк, не обладающий недоступной простым смертным тайной информацией Аршавир Джидарян еще в 1988-м точно указывал на планы и аппетиты пантюркистов. Неужели те, кто вершит судьбы мира, не видят давно лежащее на поверхности? Очнитесь, господа.
Рафаэль Лемкин ввел термин "геноцид", опираясь на факт истребления армян в годы Первой мировой войны турками. Кое-кто, видимо, решил, что у армян это на роду написано. Не пора ли вам, мудрейшим из мудрых, вспомнить, как называется документ, принятый 75 лет назад, 9 декабря 1948 года? Напомню: "Конвенция о предупреждении преступления геноцида и наказании за него". А тугодумам стоит обратить внимание на слово "наказание". Иначе грош цена конвенции.
ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА
-
2024-11-05 09:54
Начинается она с середины XIX века, когда братья из семейства Абдулла (Абдулян) открыли в Османской Турции фотостудию. Вскоре они были назначены придворными фотографами султана, с 1867 года о трех братьях заговорила европейская публика. А как было в Ереване?
-
2024-11-04 09:52
Когда примитивный провинциальный политический пустозвон пришел в мае 2018-го на волне, поднятой большей частью соблазненной популистскими обещаниями молодежью, к вожделенной власти, люди постарше полагали, что эйфория продлится недолго. Ведь встав у руля страны, ты должен каждым своим шагом реально доказывать, что правишь лучше прежних. И доказательства эти начинаются с безопасности страны, доходя до кошелька поверивших обещаниям граждан. За 30 предыдущих лет (1988-2018) мы пережили огромное количество катаклизмов, надорвались, устали от побед и поражений, властной правды и кривды, обессилели в своем практически политическом одиночестве. Поэтому часть поверила в посулы "всенародного" премьера и ждала результатов. Дождалась?
-
2024-10-31 10:19
Различные армянские школы, функционирующие в Стамбуле, берут свое начало с конца XIX века. Одной из них является школа "Арамян-Ункуян". Поблизости от церкви Сурб Такавор еще в 1858 году открылась школа "Хамазаспян-Мурадян". В ее двух частях раздельно обучались мальчики и девочки. Число учеников росло, поэтому решили расширить территорию.
-
2024-10-21 09:48
В первой половине XX века многие ключевые здания Еревана были созданы Александром Таманяном и Николаем Буниатяном. Постройки Буниатяна отличались от таманяновских, в которых было больше неоклассицизма и конструктивизма. Стиль Буниатяна восходил к классическим образцам эстетики. Одним из таких примеров является гостиница "Интурист" на ул. Абовяна, позже названная "Ереван".