Последние новости

ПРОВАЛ АМЕРИКАНСКОГО АТОМНОГО ПРОЕКТА: АМЕРИКА ПРЕДЛАГАЕТ АРМЕНИИ АТОМНЫЕ БЛОКИ, КОТОРЫЕ НЕ МОЖЕТ ПОСТРОИТЬ У СЕБЯ

Атомная компания NuScale Power объявила об отказе от планов строительства первой в своем роде атомной электростанции в Айдахо – проекта VOYGR-6, состоящего из 6 блоков по 77 МВт каждый, общей мощностью 462 МВт. Этот проект малой модульной электростанции изучается Правительственной комиссией Армении в качестве одного из возможных вариантов для строительства новой АЭС.

НЕКОТОРЫМ СТОРОННИКАМ ЯДЕРНОЙ ЭНЕРГЕТИКИ НРАВИТСЯ ИДЕЯ малых модульных реакторов, которые можно сооружать с использованием стандартизированных технологий. Это, предположительно, сделало бы их сооружение дешевле и значительно ускорило строительство.

Но последняя неудача NuScale, а именно отмена ключевого проекта компании, о которой было объявлено на прошлой неделе, противоречит этим предположениям. О трудностях проекта, на который многие годы возлагала надежды американская компания, стало известно еще в 2022 году, когда оценка стоимости строительства внезапно подскочила до $9,3 миллиардов при оценке в $5,3 миллиарда годом ранее.  Значительный рост был отмечен также в отношении ожидаемой стоимости электроэнергии от станции, которая достигла величины $89 за МВтч при первоначально прогнозируемой на уровне $58. Эксперты предполагают, что стоимость могла быть и выше, до $120 за МВтч, но этого удалось избежать благодаря принятому в США закону о снижении инфляции.

В январе 2023 года NuScale получила одобрение конструкции реактора Комиссией по ядерному регулированию США. Однако процесс лицензирования был завершен с рядом существенных оговорок в области безопасности, которые были отложены к обсуждению до этапа получения лицензии на строительство. Более того, лицензия получена для реактора мощностью 50 МВт, а строить компания собирается 77 МВт, что требовало бы повторного, пусть и сокращенного, процесса рассмотрения проекта регулятором.

Также можно отметить многократные изменения проекта, который еще даже не дошел и уже не дойдет до стадии строительства. Менялось и количество модулей реактора: в июле 2021 года компания заявила, что сократит проект с первоначально заявленных 12 до 6 модулей мощностью 462 МВт. Изменилась и мощность одного модуля с 60 МВт до 77 МВт. Даже первоначальный срок запуска первого модуля NuScale ожидался в 2026 году, но позже был перенесен на 2029 год.

Второй предлагаемый американцами вариант для Армении – это блок BWRX-300, который находится на этапе лицензирования, и первая станция с такой технологией в основе в лучшем случае будет построена после 2030 года. Несмотря на то, что BWRX-300 использует базу проектирования и лицензирования водяного кипящего реактора ESBWR, который получил сертификацию конструкции в США в 2014 году, проект малого реактора пока не сертифицирован ни в Канаде, ни в США. Кроме того, по результатам рассмотрения технологии в NRC, компания GEH уже обсуждает необходимость внесения в проект ряда изменений. В отношении же коммерческих показателей, GEH не публикует оценку сметной стоимости проекта. По некоторым данным прогнозная стоимость проекта строительства АЭС с реакторами BWRX-300 может в два раза превысить целевую.

В попытке удовлетворить мировой спрос на новые энергетические решения, вендоры разных стран разрабатывают свои конструкции реакторов, ищут методы оптимизации стоимости, процессов проектирования, лицензирования и строительства. Однако большинство проектов (США, Канада, Великобритания, Франция и др.) находится либо на ранних этапах лицензирования, в рамках которых вендоры продолжают вносить изменения в конструкцию реактора, либо на этапе концептуального проектирования и требуют привлечения значительного финансирования для реализации последующих этапов проекта.

Несмотря на многочисленные препятствия, зарубежные вендоры ведут активные маркетинговые кампании по продвижению своих дизайнов в регионах, проявляющих интерес к малым решениям, и на международных площадках. Эти проекты делают акцент на безопасность, применение новых видов топлива и подземное размещение реакторной установки. Однако преимущества таких решений, их работоспособность и надежность, заявленные стоимость и сроки строительства станций, и даже жизнеспособность проектов до начала реализации, как показал случай с NuScale, носят исключительно декларативный характер и требуют практических доказательств.

Несмотря на разработку в 18-ти странах более 80 проектов АСММ и затраченные на это в общем исчислении более $100 млрд, ни один из вышеупомянутых реакторов на сегодняшний день так и не перешел на стадию коммерческого использования. Единственная атомная станция малой мощности, обеспечивающая выдачу тепловой и электрической энергии потребителям, – это российская плавучая атомная электростанция ПАТЭС «Академик Ломоносов». Отдельно стоит отметить, что плавучий энергоблок разработан на основе серийной энергетической установки атомных ледоколов, проверенной в течение десятилетий эксплуатации в Арктике.

Ответственные ведомства Армении в своих публикациях и отчетах всегда подчеркивали, что референтность (то есть подтвержденность технологии построенной и функционирующей АЭС) является обязательным критерием при отборе технологии, и, кажется, после неудачи NuScale с разработкой малого модульного реактора, стоит вновь поставить референтность во главу угла при выборе нового блока АЭС.

aysor.am

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ