С БОЛЬНОЙ ГОЛОВЫ НА ЗДОРОВУЮ
23 ноября на заседании правительства премьер-министр выразил недовольство тем, что ни одно коррупционное дело до сих пор не завершено или, скажем, доведено до конца. То есть, нет ни одного окончательного судебного вердикта относительно дел этой категории: «Обществу необходимо ответить, почему многочисленные коррупционные дела, рассматриваемые в судах, ни к чему не приводят», - заявил премьер, потребовав «более результативной работы». В ответ глава Антикоррупционного комитета Сасун Хачатрян поспешил объяснить проблему тем, что суды изменяют меру пресечения подсудимым, а те, оказавшись на свободе, начинают затягивать судебный процесс. Объяснение, согласитесь, достаточно странное. С вопросом: а прав ли Сасун Хачатрян с такой, мягко говоря, своеобразной трактовкой, «ГА» обратился к адвокату Айку АЛУМЯНУ.
- Г-н Алумян, как вы считаете, действительно ли вся проблема, о которой идет речь, заключается в том, что судьи применяют к подсудимым в коррупционных делах альтернативные меры пресечения?
- Я категорически не согласен с данными идеями г-на Хачатряна. Когда я по интернету наблюдал за этим диалогом в правительстве, на память пришел мальчик из известной книги, который сам себе задавал вопросы и сам сразу же отвечал на них. Один из таких вопросов-ответов: «Отчего ветер дует? Оттого, что деревья качаются?». Ребенок явно перепутал причину со следствием. На заседании правительства в данном случае произошло нечто подобное. На самом деле, складывается ситуация, когда суды изменяют меру пресечения находящимся под арестом подсудимым именно потому, что судебный процесс безнадежно затягивается по разным причинам, и судьи, исходя из требований Европейской конвенции, не могут постоянно содержать под арестом подсудимых только из-за того, что по независящим от этих людей обстоятельствам судебные процессы растягиваются на долгие годы.
Прежде чем более подробно остановиться на этой теме, хотелось бы поинтересоваться, почему председатель Антикоррупционного комитета вообще, вмешивается в данный вопрос, когда, на первый взгляд, проблема его никак не касается. Ведь после того, как уголовное дело направляется в суд, подобные вопросы являются прерогативой судебных инстанций и прокуратуры, но никак не Антикоррупционного комитета. И вот тут, г-н Хачатрян, что называется, выдал себя с головой. Потому что, на самом деле, в очень многих случаях затягивание судебного процесса является прямым следствием некачественного предварительного следствия.
Ведь что происходит? Зачастую в ходе судебного расследования судьям становится очевидной несостоятельность обвинения. Судье становится ясно, что подсудимый явно должен быть оправдан. Если судья соответствует своей должности, имеет необходимые морально-волевые качества, то он все-таки вынесет оправдательный приговор. Но мы неоднократно видели, как наши исполнительные и законодательные власти борются с такими судьями, начиная от лишения должности и заканчивая уголовным преследованием. А если судья слаб характером, по каким-либо причинам уязвим для давления (тут могут быть различные нюансы его жизни), то он вынести оправдательный приговор не решится. Но вместе с тем некоторым из них совесть не позволяет вынести обвинительный приговор явно невиновному человеку. И тут возникает тот «феномен», которому мы все свидетели: судебный процесс в отношении невиновных или тех, чья вина не доказана, затягивается на годы.
Я думаю, что именно поэтому вопрос, казалось бы, не имеющий отношения к руководимому г-ном Хачатряном ведомству, так сильно его задел. Одним словом, с больной головы на здоровую.
ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА
-
2024-11-22 09:23
Главной темой последних дней стали громкие отставки первых лиц судебно-правовой системы. Напомним, что с начала недели по «просьбе» премьер-министра один за другим написали заявления об отставке председатель Комитета государственных доходов Рустам Бадасян, министр внутренних дел Ваге Казарян, председатель Следкома Аргишти Кярамян, председатель Высшего судебного совета Армении Карен Андреасян, а также затесавшейся среди глав силовиков и правоохранителей министр территориального управления и инфраструктур Гнел Саносян.
-
2024-11-22 09:21
19 ноября в Антикоррупционном гражданском суде под председательством судьи Карапета Бадаляна продолжилось слушание по делу о конфискации имущества предположительно незаконного происхождения бывшего мэра Еревана, депутата НС РА Тарона Маргаряна и членов его семьи. Обвинение в данном деле представляет прокуратура, интересы ответчиков - группа адвокатов.
-
2024-11-18 19:11
18 ноября Антикоррупционный суд под председательством судьи Ваге Долмазяна продолжил слушание по делу зампреда РПА Армена Ашотяна, а также экс-ректора ЕГМУ Микаэла Нариманяна и сотрудников вуза Ларисы Парсегян, Марты Симонян и Ролана Давтяна. Их обвиняют в злоупотреблении служебным положением и отмывании денежных средств. Напомним, что на предпоследнем, недолго продлившемся заседании 8 ноября продолжился допрос свидетельницы Ани Рапян. Последняя фигурирует в деле как член Попечительского совета вуза, секретарь профсоюзной организации "Гераци", а также советник ректора ЕГМУ по делам студентов. В данный момент Рапян работает врачом-кардиологом, а также преподает в ереванском Государственном медицинском университете.
-
2024-11-18 14:58
«Бритье Никола изначально означало какие-то революционные перемены. Насколько можно судить, они уже начались»,- заявил в телефонной беседе с «ГА» психолог, член блока «Айастан» Мигрдат МАДАТЯН.