ТОТ ДРУГОЙ ФРУНЗИК МКРТЧЯН
Он ушел от нас в одну из тяжелых для Армении зим 1993 года. Страна пребывала в войне, блокаде, глубоком экономическом кризисе, когда о горящей в доме лампочке можно было только мечтать, а суровая зима еще больше вгоняла эту мечту в беспросветный тоннель. Он ушел, когда по всей стране из-за нехватки топлива простаивал транспорт, но, чтобы проститься с ним, люди добирались в Ереван на чем попало, проделывая большую часть пути пешком. Его хоронили 31 декабря, в канун Нового года, прощались со своим самым любимым артистом, и казалось, что свет в конце тоннеля погас.
ФРУНЗИК МКРТЧЯН. АКТЕР, КОТОРОГО НАЗЫВАЛИ КОМИКОМ С ГЛАЗАМИ ТРАГИКА И НАОБОРОТ. Талант, которым гордились армяне всего мира. Человек, который, играя на сцене, не забывал о понятиях «Родина», «нация», «национальное». Мудрец, способный философски глубоко разобрать любое литературное произведение, даже если оно впервые попадало ему в руки. И, наконец, мужчина, который, несмотря на нестандартную внешность, вызывал огромный интерес женщин.
Один из великих актеров ХХ века Фрунзик (Мгер) Мкртчян скончался 29 декабря 1993 года, заставив скорбеть о себе всю Армению. Толпа поклонников, а ими по праву можно считать весь армянский народ, молча провожала Артиста в последний путь. Коллеги Фрунзика горевали не меньше, ведь с армянской сцены, со съемочной площадки ушел один из редчайших партнеров, способный вмиг входить в ситуацию, вступать в контакт с другими артистами, импровизировать, творить здесь и сейчас. «Актер должен уметь играть все. Актер представляет человека, а в сути человеческой есть все – и горе, и смех, и юмор», - говорил Фрунзик Мкртчян.
«Мгер Мкртчян научил свой народ улыбаться, смеяться, облегчать тяготы жизни с помощью юмора», - так высказался о нем старший коллега по кино и театру Сос Саркисян.
«Я знаю, что все артистические «изобретения» и детали игры Мгера Мкртчяна рождаются из хранилища его души. Это хранилище, в котором он – впечатлительный, чувственный, умный ребенок, подросток, юноша - с ранних лет копил особый багаж, а теперь щедро раздает его в искусстве», - уверял режиссер Генрих Малян.
О Фрунзике Мкртчяне сказано немало, о нем созданы фильмы, радио- и телепередачи и написано множество статей, очерков, книг. Но все это – мнения других, главным образом искренние, но иногда просто надуманные. А каким был сам Фрунзик, заставивший любить себя в Армении, Грузии, на всем советском пространстве и даже в далекой Индии, где он также был причастен к лучшим фильмам прошлой эпохи? Ответ на этот вопрос попытались дать создатели документального фильма «Тот другой Фрунзик» Шушаник Саакян и Ованнес Папикян, показанного на днях в Центре искусств «Нарекаци».
Само название фильма говорит за себя: авторы задумали представить публике любимого артиста не в призме анализа его творчества, не с позиций биографа или критика. Наоборот, они сделали героем картины самого Фрунзика Мкртчяна, который на протяжении фильма рассказывает о себе закадровым текстом, говорит за кафедрой на юбилейном вечере или устами воплощенных им героев.
«НАШ ФИЛЬМ О ФРУНЗИКЕ МКРТЧЯНЕ ПРОШЕЛ ДОЛГИЙ ПУТЬ, ПРЕЖДЕ ЧЕМ ВЫШЕЛ НА ЭКРАН. Он был создан в 2014 году и показан в кинотеатре «Москва», Центрах искусств «Гафесчян» и «Нарекаци», в театре «Мгер Мкртчян», в школах и библиотеках. Мы возили фильм в Степанакерт, Капан, Гюмри и т.д. В основе фильма – слово самого Фрунзика Мкртчяна, а не беседы и размышления о нем, - сказала на показе фильма Шушаник Саакян. – В различных аудио, видео и текстовых материалах часто содержится не совсем достоверная информация о нем. Авторы многих очерков, репортажей и фильмов делают акценты на его тяге к выпивке, на трагедии в семье, превращая детали его личной жизни в некое шоу. Цель нашего фильма – поломать стереотипы, сформированные вокруг имени и образа Фрунзика Мкртчяна – армянина и патриота, талантливого актера и мыслителя».
Авторы фильма собрали архивные материалы, в которых выступает сам актер: в картине нет ничьих мнений, кроме слов самого Фрунзика, которые он адресовал своим родным, семье, студентам, коллегам по кино и театру и которые нередко произносил для себя. Это помогло создать его целостный образ – порой противоречивый, но содержащий в качестве путеводной звезды основные ценности жизни: патриотизм, любовь к своему народу и профессии, безграничную преданность им.
«Для нас создание этого фильма было делом особо ответственным, смелым шагом, на который мы пошли осознанно, имея под рукой огромный печатный архив и аудиовизуальную продукцию. Мы благодарны Хачику Шарояну и Роберту Матосяну за предоставление этих материалов, позволивших нам собрать картину. Мы посчитали важными два принципа: присутствие на экране самого Фрунзика в качестве главного рассказчика и отсутствие деталей его личной жизни. Их обсуждение с экрана мы считаем не совсем этичным, тем более, что это были болезненные темы для самого Фрунзика», - говорит Шушаник Саакян, подчеркивая, что съемочная группа работала над фильмом с большой любовью, так как приобщение к этому выдающемуся артисту и человеку сродни благодати для всех.
Фильм «Тот другой Фрунзик» длится около 45 минут, на протяжении которых артист рассуждает на разные темы: об игре актера, которая должна строиться вокруг национального стержня, об импровизации, преподавании которое, к сожалению, не на уровне в театральном институте, о любви и преданности как основах актерской профессии, о творческой свободе, отношении к зрителю и коллегам, о том, как было сложно принимать эстафету от старшего поколения великих актеров, и о многом другом. Собравшаяся в Центре искусств «Нарекаци» публика, замерев, слушала, как великий актер читает с экрана знаменитое стихотворение Паруйра Севака «Есть люди...» («Մարդ էլ կա, մարդ էլ»).
После просмотра друзья и коллеги Фрунзика Мкртчяна рассказывали интересные истории, в которых в очередной раз проявились веселый нрав, умение юмористически разряжать ситуацию, тактичность и талант всенародно любимого артиста, фантазера и мудреца, который даже с небес посылает нам свет своей вселенской любви.
ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА
-
2024-12-21 11:20
В Национальном музее-институте архитектуры им.Александра Таманяна проходит выставка «Ереван: вчера и сегодня», демонстрирующая летопись нашей столицы в камне. В экспозиции, занявшей весь главный зал, представлены уникальные карты, чертежи, образцы реконструкций, макеты, раритетные фотографии, инструменты именитых архитекторов, их награды и другие интересные материалы, по которым можно представить как, кем и когда строился Ереван на протяжении веков.
-
2024-12-20 09:48
В Центре искусств «Нарекаци» состоялась презентация необычного сборника, который можно отнести к нескольким дисциплинам одновременно. Литература, история, источниковедение, архивы – эти и другие направления интеллектуальной деятельности, с одинаковой глубиной отраженные в книге, стали плодом кропотливой исследовательской работы, проведенной армянскими школьниками.
-
2024-12-19 11:04
«Последние 4 месяца мы с большой любовью, заботой и старанием готовились к этому дню. Сегодня с радостью и гордостью представляем нашу вкусную арцахскую выпечку – разные виды гаты и пахлавы, отменный вкус которых невозможно забыть. Но «коронным номером» нынешнего мероприятия остается хлеб – тот, который позволил нам выжить в тяжелейших условиях блокады в Арцахе, и сейчас, надеемся, поставит на ноги хоть несколько арцахских семей, которые после изгнания с родины пытаются вернуться к нормальной жизни в Армении».
-
2024-12-17 10:40
В Армении с рабочим визитом находится известный аргентинский кинематографист Джек Погосян. За две недели в Ереване он принял участие в ряде крупных мероприятий, которые, по его словам, позволили приобрести новые знания в сфере кино, поделиться собственным опытом, познакомиться с кинодеятелями из разных стран и на новом подъеме вернуться на свой континент, чтобы продолжить знакомить две свои родины – Аргентину и Уругвай с прошлым и настоящим армянского кинематографа.