Последние новости

"НЕПРЕСТУПЛЕНИЕ И НЕНАКАЗАНИЕ"

Статья Микаела МИНАСЯНА

Народ оценивает свою роль в истории либо как непричастного (читай - невиновного), либо как жертвы, пишет бывший посол Армении при Святом престоле Микаел МИНАСЯН в статье под заголовком "Непреступление и ненаказание", опубликованной в telegram-канале. Статью публикуем ниже без сокращений.

"НАРОД ОЦЕНИВАЕТ СВОЮ РОЛЬ В ИСТОРИИ ЛИБО КАК НЕПРИЧАСТНОГО (ЧИТАЙ - НЕВИНОВНОГО), ЛИБО КАК ЖЕРТВЫ. Любая иная интерпретация порождает немеренное количество неудобных вопросов и неполиткорректных выводов. Неудивительно, что этот тезис - "Народ всегда прав" - поддерживается, распространяется и насаждается политическими манипуляторами во всем мире. Продолжая эту мысль, современные потребители политических смыслов и приходят к важному выводу: если коллективные, народные действия привели к катастрофе, то виноваты кто угодно, но не мы. Мы - жертвы. Мы - невиновны. Поиск и назначение виновных - единственно возможный способ все исправить.

За примерами далеко ходить не будем: именно над этим сейчас рефлексирует народ Украины - один из многих вставший на путь перманентной революции. Настало время, когда игнорировать реальность стало невозможно: люди - вне зависимости от убеждений - понимают, что в их стране что-то не так. Аналитики называют всевозможные причины, не беря в расчет главного актора: украинский народ и его желания. Он вскользь упоминается лишь в качестве носителя абстрактных идей: приверженности к свободе, примирения/вражды с Россией, стремления в НАТО.

Но во всех публикациях старательно обходится стороной главное - как и почему Украина оказалась втянутой в кровавую мясорубку? Мясорубку, в которой пророссийски настроенные украинцы винят воспользовавшихся ситуацией американцев, россияне - коллективный Запад, русофобы - российский народ, а Запад - имперские амбиции России. Стороны видят в народе Украины жертву манипуляции, то ли заблудшую, то ли обезумевшую. Общность, которой необходимо объяснить ее интересы и немного воспитать в нужном ключе.

Отношение к народу как к невоспитанному ребенку, нуждающемуся в строгих наставлениях, крепкой руке, принудительном просвещении и установлении новых образовательных стандартов - любимый капкан интеллектуалов, говорящих с народом и о народе свысока, снисходительно и с позиций узурпированного миссионерства. Популисты - честнее; противопоставляя себя снобизму интеллектуалов, они беззастенчиво врут. Популистов, со скошенными к носу от постоянного вранья глазами и высокомерных интеллектуалов, манипулирующего политолога и ослепленного властью революционного лидера объединяет одно: восприятие народа en masse - безликой и аморфной общности, наделенной коллективным восприятием политики.

Цифровой прорыв XXI века растоптал множество не только технологических, но и гуманитарных, в первую очередь антропологических и общественных догм. Народ более не безлик. Он предельно конкретен: у каждого из его представителей есть юзернейм, аккаунты, рекламный идентификатор и корпус взаимодействия в соцсетях - лайки, шейры, комментарии, интересы. Иными словами, оказалось, что у каждого из представителей народа есть цифровая идентичность и толстая папочка, в которой педантично записаны все ходы. И именно это в корне меняет гуманитарный ландшафт современного мира и отменяет вековую политологическую и философскую традицию.

ЦИФРОВАЯ РЕВОЛЮЦИЯ ПОХОДЯ ОТМЕНЯЕТ И ТО, ЧТО МЫ ПРИВЫКЛИ НАЗЫВАТЬ НАРОДНОЙ МУДРОСТЬЮ. У народа всегда было оправдание: любая неудачная инициатива, преступный выбор имели устоявшееся оправдание. Каждый представитель народа мог сказать: я в этом не участвовал, я этого не выбирал. Однако сейчас, когда за каждым тянется свой цифровой шлейф, оказалось, что все ходы записаны: как минимум в соцсетях зарегистрировано (и, что самое обидное, общедоступно) все. Кто, когда и как голосовал. Кто, кого и когда поддерживал. Как высказывался, что распространял, как комментировал и что лайкал. Более того, если раньше народ участвовал в политике от выборов к выборам (от митинга к митингу, от забастовки к забастовке), то сейчас политический процесс непрерывен и постоянен: он происходит в режиме 24/7. Следовательно нет более народа как общности - есть конкретные люди с конкретными поступками и решениями, с зафиксированным выбором и, как следствие, с предельно точно определяемой долей вины. В предыдущей философской традиции именно безликость, аморфность группы людей, именуемой народом, позволяли размывать ответственность за его, народа, решения. Но так ли это сейчас, в XXI веке, когда народ более не безлик, предельно, тотально определен?

В истории есть несколько примеров, как народы были близки, а то и были признаны виновными. Самый, наверное, известный случай - послужившая впоследствии основой антисемитизма навязываемая еврейскому этносу коллективная ответственность за распятие Христа. И зачастую в течение последующих 2000 лет христиане, движимые низменными целями, прикрывали свой антисемитизм этой абсурдной коллективной ответственностью.

Вторая известная дискуссия о коллективной вине народа - определение ответственности за Холокост. Кто именно организовывал Холокост? Немецкий народ, нацистская партия или Адольф Гитлер с приближенными? Был выбран третий, неудивительно, что самый простой ответ. Виновными были объявлены Гитлер и его окружение несмотря на то, что миллионы немцев были членами НСДАП и в разной степени сотрудничали, обслуживали и пользовались благами нацистского режима. Более того, виновной была признана Германия как государство, которое десятилетиями выплачивало компенсации евреям. Народ остался невиновен. И только в конце 50-х годов XX века Теодор Адорно в рамках философского тезиса о проработке прошлого вскрыл истинные масштабы народного участия в преступлениях нацистов, инициировав кампанию по массовому привлечению рядовых нацистов к ответственности, закрыв тем самым эту позорную страницу немецкой истории. Инициатива Адорно и истинная, реальная денацификация произошли, когда немецкий народ стал на путь самоочищения и добровольного, ненавязанного осознания вины - случай уникальный и поэтому великий.

Если бы с 1933 года в Германии были соцсети, то всем и сразу было бы ясно, кто лайкал статусы Гитлера, кто продвигал тезисы Бормана, кто распространял призывы бить витрины еврейских магазинов, кто признавался в любви к Риббентропу и распространял тезисы Геббельса. Вы же понимаете, что на нюрнбергских процессах (помимо основного там было еще 12 последующих) было бы не около 200 осужденных, а неизмеримо больше (что, собственно, и доказала кампания Адорно). И человечество задалось бы вопросом: виновен ли немецкий народ или он жертва? Притом располагая не умозрительными измышлениями, а непререкаемым корпусом доказательств. Очевидно, что перекрестное исследование лайков, шейров, комментариев и просмотров доказало бы, что подавляющее большинство населения, если не участвовало, то как минимум было осведомлено и то ли молча, то ли активно поддерживало преступления нацистов.

НЕВИНОВНЫЙ УКРАИНСКИЙ НАРОД С НАЧАЛА 2000-Х ПЕДАНТИЧНО РЕАЛИЗОВЫВАЛ негативную селекцию собственных руководителей: каждый следующий был хуже предыдущего. Каждый следующий оставлял страну слабее, нежели когда принимал. Негативная селекция и уверенность в безнаказанности настолько развратили украинского избирателя, что он привел к власти человека, не обладающего качествами лидера, но профессионально преуспевшего в их имитации.

Негативная селекция украинской власти базировалась на 3 компонентах: насколько кандидат настроен антироссийски (чтобы адресовать потребности националистов), насколько кандидат настроен пророссийски (чтобы адресовать потребности русскоязычного избирателя), насколько кандидат настроен революционно (иными словами, контрэлитно). Именно ненависть к элитам и затянула украинский народ в воронку перманентной революции. Именно желание поставить всех к стенке, наказать, избавиться ото всех плохих ради процветания хороших руководило украинским избирателем в последние 20 лет. За последние 20 лет все выборы на Украине в том или ином виде предполагали противостояние глубинного народа и ненавистных элит. И народ, понимая, что цивилизованными путями избавляться от всего плохого сложно, больно и долго, искал себе все более радикальную волшебную палочку в лице все более радикализирующихся лидеров. Попав в эту воронку непрерывной революции, украинский народ выработал оправдывающую все формулу: революционный путь - верный. Ну а мелочи наподобие неэффективных лидеров решаются просто: заменой на очередном революционном витке.

Может ли появиться замена Зеленскому, кто действительно захочет (и сможет) вытащить Украину из бездны саморазрушения? Вероятнее всего, да. Но если украинский народ не отрефлексирует потери, которые он несет из-за негативной (читай - революционной) селекции лидеров, и свои ошибки на этом пути, то замена Зеленского на очередного революционера неизбежна. Иными словами, либо украинский народ предпочтет оказаться то ли невиновным, то ли жертвой и окончательно угробит украинскую государственность, либо осознает свою - коллективную - вину".

Фактинфо

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ