Последние новости

Сергей МАРКЕДОНОВ: ЗАВЫШЕННЫЕ ОЖИДАНИЯ АРМЕНИИ И ВОЗМОЖНОСТИ ФРАНЦИИ

Несмотря на все имеющиеся симпатии к Армении во французскому обществе и политикуме, Париж просто физически не в состоянии заменить собой Москву, убежден ведущий научный сотрудник Центра евро-атлантической безопасности Института международных исследований МГИМО, российский политолог Сергей Маркедонов.

Вряд ли у Парижа есть ключи к распутыванию клубка демаркационных пограничных проблем, снова и снова возникает зазор между ожиданиями и возможностью воплотить их на практике, написал он в телеграм-канале экспертов Центра политических технологий им.Игоря Бунина Bunin & Co, коснувшись прошедших в минувшую пятницу переговоров глав французского и армянского МИД Стефана Сежурне и Арарата Мирзояна.

«МИНИСТР ОТМЕТИЛ БЕЗОГОВОРОЧНУЮ, ПОЛНУЮ И ТВЕРДУЮ ПРИВЕРЖЕННОСТЬ ФРАНЦИИ поддержке суверенитета и устойчивости Армении». Данный комментарий, посвященный переговорам главы французского МИД Стефана Сежурне с его коллегой из Армении Араратом Мирзояном, был размещен 9 февраля на официальном сайте внешнеполитического ведомства Пятой республики.

Насколько важной была встреча двух министров? Открыла ли она некие новые тренды или закрепила старые? Прежде всего стоит отметить, что в ходе визита Арарата Мирзояна в Париж состоялась его первая личная встреча со Стефаном Сежурне. Этот политик, генсек партии «Возрождение» стал министром Европы и иностранных дел всего месяц назад, 11 января 2024 года. Таким образом, важно было подчеркнуть преемственность французских подходов. И в ходе переговоров с Мирзояном Сежурне показал, что для Парижа особые отношения с Арменией остаются важным приоритетом. Другой вопрос, как сочетать имеющиеся возможности Франции и завышенные ожидания армянской стороны. Но факт остается фактом, преемственность сохраняется.

Визит Мирзояна прошел на фоне двух непростых для Еревана трендов. Отношения со стратегическим союзником Россией пока что оставляют желать лучшего. В своем недавнем пространном интервью Общественному радио Армении Никол Пашинян заявил, что «раньше 95-97% наших отношений в оборонной сфере были с Российской Федерацией, теперь это невозможно как по объективным, так и по субъективным причинам». В этом контексте именно Франция видится в Ереване ключевым элементом внешнеполитической диверсификации.

Второй не менее важный тренд – простой мирного процесса. К новогодним каникулам было много прогнозов о скором подписании армяно-азербайджанского договора о мире. Однако и в феврале они пока что не стали реальностью. И если Ереван надеется на внешних гарантов нового регионального миропорядка, то Баку выступает за закрепление своих военно-политических успехов в диалоге с армянской стороной без внешних соглядатаев. Армения полагает, что Франция способна выполнить эту задачу.

Но здесь не все так просто. Несмотря на все имеющиеся симпатии к Армении во французскому обществе и политикуме, Париж просто физически не в состоянии заменить собой Москву. Французская сторона во время переговоров 9 февраля заверила армянских партнеров в продолжении гуманитарной поддержки беженцев из Карабаха. Спору нет, сегодня это крайне важно для страны, потерпевшей чувствительное поражение и утратившей регион, считавшийся фундаментом национальной идентичности. Здесь Париж в информационном плане пытается переиграть Москву, как минимум, создать себе выгодный имидж.

Однако далее общих слов о поддержке посредничества Евросоюза и США Сежурне не пошел (да и вряд ли смог бы пойти). Франция не готова к жесткому разрыву с Азербайджаном и Турцией, максимум - пикировке. Вряд ли у Парижа есть ключи к распутыванию клубка демаркационных пограничных проблем. Снова и снова возникает зазор между ожиданиями и возможностью воплотить их на практике», - написал Сергей Маркедонов.

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ