ПЯТЫЙ СЕЗОН НА ТРЕТЬЕМ ЭТАЖЕ
На третьем этаже Союза художников Армении открылась выставка произведений изобразительного искусства, которые создали восемь художниц. Шестеро представляют Армению, еще двое – Россию и Украину. Публике представлены работы самых разных техник и жанров, а их авторы относятся к числу профессионалов, так и талантливых любителей живописи, делающих первые, но уверенные шаги в искусстве кисти и красок.
ВЫСТАВКА ПРИУРОЧЕНА К 7 АПРЕЛЯ - ДНЮ МАТЕРИНСТВА И КРАСОТЫ, и участие в ней только женщин – прекрасная возможность для самих художниц рассказать о себе, раскрыть свой внутренний мир, передать зрителю размышления и переживания, поговорить о своих раздумьях и мечтах, и, наконец, собраться вместе и узнать живописные предпочтения друг друга. Проект инициирован компанией ART PR, основанной и возглавляемой Гаяне Давтян, а сама экспозиция названа «Пятый сезон». Это как бы дополнительное время года, в котором нет смены погоды и царит красота – искусства и женщин, создавших его.
«Нас часто спрашивали, почему мы назвали проект «Пятый сезон», и каждый раз мы оставляли вопрос открытым, позволяя публике самой найти ответ, - сказала на церемонии открытия Гаяне Давтян. – Выставка посвящена празднику красоты и материнства – пожалуй, самому нежному, трепетному и чудесному как по времени года, так и по духовному смыслу. Для компании ART PR «Пятый сезон» не очередная выставка, несмотря на то, что в Союзе художников мы открываемся, как минимум, в сотый раз. Работа над этим проектом была особенно интересной, так как в его основу лег принцип выбора не известных художников, имена которых способны привлечь публику, а не совсем раскрученных, но одаренных и любящих искусство авторов, имеющих собственное видение мира и индивидуальный почерк».
«Пятый сезон» открылся в камерной обстановке. Небольшой зал СХ на третьем этаже вместил палитру работ, авторы которых использовали не только масло и акрил, но и стекло, гипс, картон и другие материалы. Жанровая мозаика сделала выставку яркой и запоминающейся. Каждая из художников попыталась выразить свое, непохожее «я». В абстрактных полотнах Алисы Ширханян можно увидеть смену чувств и настроений, от сцены молчаливого диалога «Его» и «Ее», остановившегося времени, перехода к выражению таинства женской натуры до успокоения и проблеска луча гармонии с собой и окружающим миром. Художница Марина Вагаршян представила серию картин, которые можно назвать кадрами из фильмов или, как минимум, фрагментами жизни, похожей на кино. Каждая из ее работ – это детальная ситуативная сценка с множеством характерных персонажей, это размышления о мироздании и бытовые зарисовки, в которых сама художница выступает в роли философа. Глядя на картины Марины Вагаршян, кажется, будто присутствуешь в лаборатории фотографа, проявляющего кадры на фотопленке, и становишься свидетелем волшебного процесса, когда с каждой секундой перед взором проявляются очертания персонажей и деталей разрисованного полотна.
Необычное сочетание стекла и красок применила в своих цветочных панно Маринэ Григорян, придав работам особую неповторимость. Более того, художница придумала интересную фишку, поместив в центре двух картин мини зеркало, в котором каждый из зрителей может увидеть себя на фоне фрагмента природы. Пришедшая на открытие «Пятого сезона» публика единогласно отмечала солнечность полотен Аревик Мкртчян, представившей цикл «Крунк», посвященный Комитасу. В картинах этой серии синева мирного неба словно объяла охру солнца, многоцветье армянского карпета, зелень деревьев и белизну чистоты души и творчества самого Комитаса, отраженную в образах ангела и «крунка» - журавля, который ассоциируется в данном контексте с темой Геноцида и невинности жертв трагедии.
ЦВЕТОЧНОЕ ЦАРСТВО РАБОТ СИРАНУЙШ АКОПЯН СОСЕДСТВУЕТ С ИНТЕРЕСНОЙ СЕРИЕЙ ПОРТРЕТОВ российского художника-иллюстратора Даши Зайцевой, в которых автор сфокусировала внимание на лицах персонажей-женщин. Портреты покоряют техникой исполнения, за которой спрятана их большая психологическая ценность: за обычным взглядом героинь Даши Зайцевой можно увидеть и даже прочувствовать их характеры, некую непоколебимость и решительность, прикрытую красотой, нежностью и тонкостью внешних черт.
Необычную технику и тематику вынесла на сцену (в буквальном смысле) верхнего зала Союза художников Катерина Гончарова из Украины. Ее картины полны символики и основаны на архетипах, вызывающих определенные ассоциации, мысли и эмоции у зрителя. Катерина представила четыре работы, связанные с женским внутренним миром. Сделанная в красных тонах картина «Корни трансформации» связывает нас с понятием «красной комнаты», где каждый из нас, по словам художницы, может обнажиться, раскрыть свои тайные желания, мысли, мечты. Эту работу она рисовала под аудиокнигу «Страна чудес без тормозов» Харуки Мураками, которая оказала воздействие на замысел «Корней трансформации».
«На выставке представлена и другая моя работа – икона тибетского буддизма «Будда Самантабхадра», в которой воплощены в соитии образы-символы двух понятий – Мудрости и Метода. Этот сюжет обычно рисуется в буддистских монастырях на всю стену, абстрагируя зрителя от женского или мужского начал и, наоборот, сосредотачивая внимание на их гармонии, - рассказала Катерина Гончарова. – Я вынесла сегодня и свое масштабное полотно объемом в 4 квадратных метра «Корни женственности», суть которой в общности всех женщин мира, способных понимать друг друга вне зависимости от возраста, профессии, национальности. Думаю, мы, женщины, имеем нечто общее, живем в своем едином мире, с типичными для нас сложностями и вызовами, поэтому зачастую понимаем друг друга без слов. В этом полотне затронута также идея ценности зрелости женщины».
Катерина Гончарова представила также работу в скульптурно-живописной технике «Госпожа жизненной силы» - объемный барельеф, сюжет которого полон тайн женской сути, берущей жизненную силу из природы и космоса, бытия и мироздания. Неслучайно рабочее название этого произведения «Лилит» по имени первой спутницы Адама – символа равенства, свободы и сознательности женщины, то есть понятий, которые объединили художниц на 3-м этаже СХ и позволили им сотворить свой «Пятый сезон».
Фото – Айк Папикян
ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА
-
2024-12-03 09:33
В начале этого года в № 20 журнала «Научный Арцах» была опубликована рецензия доктора психологических наук, профессора Гарника Акопова на книгу другого ученого, доктора культурологии и кандидата исторических наук, профессора кафедры культурологии, музеологии и искусствоведения Самарского государственного института культуры Владимира Ионесова «Память вещи: «Дух Армении в образах и сюжетах забытого артефакта». Статья вызвала широкий резонанс в научных кругах и привлекла еще большее внимание к книге Ионесова.
-
2024-12-02 09:55
Совсем скоро на столе у читателей появится необычная по задумке и важная по значимости книга, посвященная одному из прекраснейших городов Армении – Дилижану. Прежде чем отправить издание на полки книжных магазинов, его презентовали в ереванском культурном центре Common Ground Books & Spirits. Мероприятие носило закрытый формат и вылилось в знакомство с историей создания книги, ее авторами и многолетним трудом, проделанным Дилижанским Общинным Центром (Dilijan Community Center, DCC) – инициатором проекта. Поздравить создателей с книжной новинкой, которая будет интересна историкам, культурологам, литераторам, общественным деятелям, занятым в сфере туризма специалистам и просто читателям, пришли в этот вечер соавторы книги Альберт Симонян и Нунэ Закарян, представители DCC и проектов, вкладывающих ресурсы в развитие города, а также журналисты, переводчики, деятели театра и все те, кто с большим теплом относится к Дилижану.
-
2024-11-30 10:13
Армяно-индийские контакты имеют давнюю историю. Принято считать, что первые армяне появились на территории Индии в составе вспомогательных частей Александра Македонского, когда тот, направляясь в Индию, прошел через Армению. Первые задокументированные сведения об армяно-индийских связях отражены в труде Ксенофонта (V-IV вв. до н.э.) «Киропедия», где описано, что армяне, будучи осведомленными о ведущих в Индию путях, политической, экономической, социальной жизни этой страны, пускались в далекие путешествия. Тем не менее, армянская община сформировалась в Индии намного позже – в ХVII веке, в основном из числа армян, бежавших из Восточной Армении и, в частности, из Джульфы в 1604 г. С этого периода на территории Индии появляются места компактного проживания армян, святыни и кладбища с надгробиями, содержащими уникальные надписи. Расшифровкой этих надписей и скрытой в них важной и интересной информации занялись специалисты Фонда по изучению армянской архитектуры (ФИАА). В результате экспедиции и дальнейшей кропотливой работы появилась книга-альбом «Эпиграфика важнейших армянских поселений в Индии», которая на днях стала доступной читателям Армении.
-
2024-11-27 10:04
В столичном кинотеатре "Москва" состоялась закрытая премьера фильма французских режиссеров Мехди Идира и Грана Кора Маляда "Месье Азнавур", посвященная жизни и творчеству великого французского певца, композитора, актера и общественного деятеля армянского происхождения Шарля Азнавура. На показе присутствовали члены творческой группы картины Мехди Идир, сопродюсер Жан-Рашид Каллуш, исполнитель главной роли, известный актер Тахар Рахим, дети Азнавура - дочь Катя и сын Николя и другие.