Последние новости

ДОГОВОР, «КОРИДОР», ПОТОМ ВОЗЬМУТСЯ ЗА ИСТОРИЧЕСКУЮ ПАМЯТЬ АРМЯН

«Тема «Зангезурского коридора» активируется после того, как будет подписан договор между Арменией и Азербайджаном», - отмечает в интервью «ГА» востоковед, академик НАН РА Рубен САФРАСТЯН.

- Турция хочет стать членом БРИКС, о чем на днях, будучи в Пекине, заявил турецкий министр иностранных дел Хакан Фидан. Параллельно для участия в заседании Евразийского межправительственного совета в Минск отправился премьер-министр Азербайджана. Что за процессы происходят, как думаете?

- В контексте возможного членства Турции в БРИКС напомню, что уже несколько лет Турция является наблюдателем в этой организации. Почему она хочет стать членом БРИКС? Надо учитывать следующие факторы. Во-первых, членство в БРИКС не означает, что Турция выходит из НАТО. То есть она сохраняет членство в западном военно-политическом блоке. Но с экономической точки зрения членство в БРИКС открывает для Турции новые возможности. С другой стороны, играет роль то обстоятельство, что Турция потеряла надежду стать членом Евросоюза, хотя на протяжении многих лет официально является кандидатом в ЕС. И третье: Турция стремится укрепить свои позиции в мире, используя с этой целью и экономические факторы, и в этом контексте – свое географическое положение на стыке Азии и Европы. Отмечу также, что БРИКС приветствует желание Турции стать членом организации. В ходе визита Фидана в Китай вопрос обсуждался (а это важно с той точки зрения, что, как ни крути, а именно Китай играет ведущую роль в БРИКС – это ни для кого не секрет). Думаю, Турция получила добро на членство, и с будущего года станет членом БРИКС – если, конечно,  не возникнут какие-нибудь непредвиденные обстоятельства.

Что касается заинтересованности Азербайджана в ЕАЭС, думаю, он исходит из реалий, сложившихся в регионе. Экономические факторы, в том числе, связанные с энергетикой, начинают играть гораздо большую роль, чем это было до сих пор. И членство в ЕАЭС открывает для Азербайджана новые перспективы в плане экономики, энергетики, и т.д.

- Каковы риски для нас в текущих региональных процессах?

- Очевидно, что регион вступил в период большой трансформации. Тот регион, который мы привыкли видеть в течение десятилетий, в котором геополитическая ситуация определялась ведущей ролью России, – сейчас этого уже почти нет. И начинается большая трансформация, о результатах которой пока рано судить. Очевидно также, что Армения должна держаться своего членства в ЕАЭС, она получает от этого колоссальные экономические выгоды. И в экономическом плане Россия по-прежнему занимает ведущее место для нас.

Что же касается Евросоюза, то надо понимать, что в ближайшей или даже среднесрочной перспективе Армении не светит членство в ЕС, это ясно. В плане политики Турции в отношении Армении я не вижу принципиальных изменений. Турция неоднократно, на самом высоком уровне, заявляла, что никаких подвижек в вопросе нормализации отношений с Арменией не будет, пока не будет подписан договор между Арменией и Азербайджаном. Ожидать, что до того будут какие-то изменения, скажем, открытие границы, установление дипломатических отношений – этого точно не будет. С другой стороны, уверен: Турция не отказывается и не откажется от своего плана, связанного с «Зангезурским коридором», потому что для нее это означает не только реализацию пантюркистских идей, но и представляет вполне ощутимый экономический интерес с точки зрения расширения взаимодействия с центральноазиатскими тюркоязычными государствами и желания Турции стать важным коммуникационным, экономическим хабом на пути между Востоком и Западом. Для Турции это стратегическая цель, и она будет стремится к ее реализации – просто сейчас у нее есть определенный временной люфт. Только-только в Турции начинается строительство той железнодорожной ветки, которая соединит железнодорожную систему Турции и Нахиджеваном. До этого ее не было. Строительство продлится года два, а скорее всего и дольше. Пока ветка не построена Турция на этом этапе предпочитает делать упор на договор между Арменией и Азербайджаном.

- В качестве предусловия…

- В качестве требования, я бы сказал. Тема «Зангезурского коридора» активируется после того, как будет подписан вышеупомянутый договор. Турки на нас, конечно, будут давить – с тем, чтобы получить экстерриториальный коридор через Сюник. Политика Турции в отношении Армении определена еще в 1991 году – когда турки признали независимость Армении, но отказались установить дипломатические отношения, определив для себя, что Армения больше нуждается в отношениях с Турцией, чем Турция в отношениях с Арменией, и потому Армения должна заплатить за нормализацию определенную цену. И цена эта выражается в тех требованиях, которые выдвигались и продолжают выдвигаться со стороны Турции. Сейчас это армяно-азербайджанский договор, потом будет «Зангезурский коридор», потом придет черед и темы Геноцида армян - с тем, чтобы воздействовать на нашу историческую память в направлении, выгодном для Турции.

Что касается Азербайджана, тут надо отметить следующее обстоятельство: координация внешней политики Азербайджана, в первую очередь в отношении Армении, в плане скооперированности действий с Турцией вышла на новый уровень. Особенно после принятия Шушинской декларации 2021 года. Шаги, которые предпринимает Азербайджан в отношении Армении и в дипломатической, и в военной сфере, предварительно обсуждаются и согласовываются с Турцией. Я не вижу возможности того, чтобы Азербайджан вел самостоятельную политику в отношении Армении, не зависящую от Турции.

Может ли азербайджано-турецкий тандем попытаться пробить вожделенный экстерриториальный «коридор» войной? Да, может. Полагаю, они даже имеют уже военно-стратегические, военно-тактические выкладки на этот счет. Но сильнее будут давить дипломатическим путем – это предпочтительнее, чем ввязываться в войну. Чрезвычайно важно, чтобы Армения не поддавалась этому давлению, и ни в коем случае не встала на путь отказа от своих суверенных прав на собственную территорию. 

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • «ПРЯМЫЕ» ПЕРЕГОВОРЫ С АЗЕРБАЙДЖАНОМ - ЭТО О ЧЕМ ВООБЩЕ?
      2024-09-05 09:11

      «Если власти Армении хотят прямых переговоров с Азербайджаном без участия России, то это их выбор, - заявил министр иностранных дел РФ Сергей Лавров в ответ на заявление премьера Пашиняна, дескать, прямые переговоры с Азербайджаном дают положительные результаты. О каких «положительных результатах» идет речь, непонятно. Потому что тон мессиджей из Баку с припевами про «Западный Азербайджан» (так они именуют всю Армению), Зангезурский коридор, с угрожающими посылами на предмет того, что Армении негоже иметь свою армию, требованием де-юре ликвидировать МГ ОБСЕ, и т.д., ничуть не изменился. Как и не изменилась ситуация с оккупацией Азербайджаном части суверенной территории Республика Армения и невозвращением армянских военнопленных.

    • МЫ И ЕАЭС. ПОКАЗАТЕЛИ ПЕРВОГО ПОЛУГОДИЯ 2024-го
      2024-08-28 14:13

      Сегодня в Ереване, в пресс-центре «Спутник Армения», Евразийский экспертный клуб представил результаты своего исследования по экономике Армении в первом полугодии 2024 года в контексте членства страны в ЕАЭС. 

    • ГРУБЫЕ НАРУШЕНИЯ КОНСТИТУЦИИ
      2024-08-28 10:49

      "То, что дети Киранца будут вынуждены ходить в школу под носом у азербайджанской солдатни, нарушает их конституционное право на образование", - говорит в интервью "ГА" зав.кафедрой конституционного права Ереванского Государственного университета (ЕГУ) Вардан АЙВАЗЯН.

    • ИЗБИРАТЕЛЬНЫЙ МИД: ТУТ ВИЖУ – ТУТ НЕ ВИЖУ, ТУТ ПОМНЮ - ТУТ НЕ ПОМНЮ
      2024-08-24 09:22

      Все-таки поразительно, до чего избирательно «обижается» наш МИД. На одно обижается, на другое не обижается, что-то гневно комментирует, другое, требующее куда более гневного отклика, пропускает мимо ушей. На заявление Лаврова, дескать, Армения саботирует договоренность по разблокированию коммуникаций в Сюнике, МИД РА ответил столь эмоционально насыщенным подробным «сочинением», что диву даешься – могут же складывать буквы в слова, а слова в предложения, когда хотят.






    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ