Последние новости

ОБ ОТНОШЕНИИ К РУССКИМ В АЗЕРБАЙДЖАНЕ

Шамхорская резня и погромы на Мугани

В своей статье «Далекие от реалий мифологемы» доктор политических наук Михаил Александров затронул важную тему об отношении к русским в Азербайджанской республике. В условиях современного флирта Кремля с бакинским нацистским режимом на эту тему в российских СМИ наложено глухое табу.

«НЕ ЗНАЮ, КТО В РУКОВОДСТВЕ РФ ИСПЫТЫВАЕТ «СИМПАТИИ» к Азербайджану, но среди обычных российских граждан никаких симпатий не замечал. Напротив, постоянные конфликты, драки и убийства, совершаемые азербайджанцами в России, свидетельствуют скорее об антипатии к Азербайджану, а не наоборот.

 Шамхорская резня и погромы на Мугани К тому же, хорошо известно, что Баку проводит политику по вмешательству во внутренние дела РФ с использованием поистине фашистских методов, включая возбуждение уголовных дел против российских граждан и других форм запугивания политологов, экспертов, журналистов и ученых, высказывающих критические замечания в адрес режима Алиева. Какая может быть при этом симпатия?» - пишет политолог.

Отметим, что негативное отношение к русским со стороны азербайджанских националистов имеет глубокие исторические корни, начиная со времен покорения Ширвана и Баку русскими войсками, то есть тех времён, когда никакого «Азербайджана» севернее Аракса не было и в помине.

Пышным цветом это отношение проявилось в процессе распада российской империи и создания на её обломках псевдогосударства под названием «Азербайджанская демократическая республика». Неслучайно лидер Белого движения Юга России Антон Иванович Деникин, говоря о несуразности новоявленного «Азербайджана», писал о территориях, на которые претендовали мусаватисты:

 «Всё в Азербайджанской республике было искусственным, «не настоящим», начиная с названия, взятого заимообразно у одной   из провинций Персии. Искусственная территория, обнимавшая лезгинские Закаталы, армяно-татарские Бакинскую и Елизаветпольскую губернии и русскую Мугань и объединенная турецкой политикой в качестве форпоста пантюркизма и панисламизма на Кавказе.

Искусственная государственность, так как на этих землях, лежавших на пути великого переселения народов и подвергавшихся воздействию разнообразных культур сменявшихся завоевателей, жили всегда разрозненные мелкие племена, враждовавшие друг с другом и доныне ещё сохранившие черты кочевого быта.

Наконец, искусственно держалось и азербайджанское правительство: первоначально - волею Нури-паши, потом - генерала Томсона  и в дальнейшем - просто по инерции» (А. И. Деникин. Очерки русской смуты).

НО ЕЩЁ ДО ВТОРЖЕНИЯ ТУРОК В ЗАКАВКАЗЬЕ миссию «освободителей» края от христианского населения взяли на себя лидеры азербайджанцев, называемых тогда «кавказскими татарами». Последние в армию в годы Первой мировой не призывались, и, как оказалось, ждали своего часа ударить русским в спину.

И этот час пришел в конце декабря (по старому стилю) 1917-го, лишь только «азербайджанцы» заполучили первое оружие нескольких запасных полков и награбили его в Шамхоре. До 6 тысяч человек было тогда предательски, - вполне в духе кавказско-татарской «доблести», - истреблено, ограблено и брошено умирать вдоль железной дороги близ станции Шамхор. Об этом преступлении мусаватистов (при содействии их приспешников - грузинских меньшевиков) против солдат русской Кавказской армии, массово хлынувших с фронта по домам, известном как «Шамхорская бойня», написано немало.

 Шамхорская резня и погромы на МуганиДалее последовали события, о которых в российской (не говоря уже о советской) историографии вспоминать было не очень принято. А речь, между прочим, шла о судьбе целого региона Закавказья – Мугани.

Некогда малярийные и дикие муганские степи, по которым проходили лишь кочевья мусульман, в XIX веке были заселены и обустроены русскими крестьянами-переселенцами. Этот край был превращен в цветущий оазис и к 1918 году был родиной как минимум для трёх поколений русских людей.

Вот что писал трагедии русской Мугани в своих «Воспоминаниях о революции в Закавказье (1917-1920 гг.)» глава Русского национального совета Баку Борис Байков:

«Муганская степь, расположенная в нижнем течении рек Куры и Аракса и северной части Ленкоранского уезда, до того совершенно бесплодная и кишевшая всякими гадами, в течение последних 40-50 лет, с поселением на ней русских, по большей части сектантов (главным образом, молокан) и с устройством на ней ирригации, расцвела и превратилась в одну из плодороднейших и богатейших местностей не только Закавказья, но и всей Российской Империи. Появились богатейшие поселения подчас с населением, доходившим до нескольких тысяч человек.

Хлопок, клещевина, клевер, всякие хлеба, с одной стороны, рыбные промыслы – с другой давали трудолюбивому русскому населению (и сектантам, и православным) огромные излишки, сверх необходимого на прожиток. Население богатело и примером своим будило к подражанию и косное татарское население, которое начинало перенимать у русских их способы обработки… И русские, и татары жили мирно и добрососедски. Правда, порою приходилось слышать от ярых националистов татар, что русское правительство неправильно заселило богатейшую Муганскую степь русскими выходцами и лишило туземное население этих богатейших земель (к слову сказать, в течение столетий остававшихся незапаханными и бесплодными)».

ТАК, ОДНИМ ИЗ ОБЪЕКТОВ ПРИТЯЗАНИЙ НАЗВАНА «РУССКАЯ МУГАНЬ». И это неслучайно, ибо оседлым элементом там были исключительно русские. Соседи-мусульмане были лишь частично оседлыми, и их «сёла» представляли собой сезонные поселения-полукочевья.

Далее Борис Байков пишет в своих «Воспоминаниях» об азербайджанской политике в отношении русской Мугани.

«С началом революции и по мере все большего ее углубления и соответственного ослабления русской власти татарские националисты стали все громче подымать свой голос. Лозунг «Закавказье для кавказцев» решал, по их мнению, все вопросы о дальнейшем существований русского населения в Закавказье. Всё чаще (даже и в прессе) раздавались голоса, что русским пора уходить из Закавказья, уступив насиженные ими места природным их владельцам – татарам.

В конце декабря 1917 года, точно по приказу, начался разгром татарскими вооруженными бандами цветущей верхней Мугани. Было разгромлено до 30-ти богатейших селений; разгром этот начался так неожиданно, что русское население не оказало почти никакого сопротивления. Но уже Средняя и Нижняя Мугань не только подготовились к защите, но и сами, в свою очередь, истребили все те татарские поселения, которые находились или в ближайшем их соседстве, или вклинившись в полосу русского поселения.

 Шамхорская резня и погромы на МуганиМугань стала вооружённым станом в особенности после возвращения с фронта солдат, уроженцев Мугани. Та же приблизительно картина наблюдалась и в частях Геокчайского и, в особенности, Шемахинского уездов, где также имелось много русских поселений. Этому русскому сельскому населению не на кого было опереться с падением русской национальной власти. Власть же кавказская – Закавказский Комитет – была занята своими внутренними и внешними национальными делами и ей было не до защиты чуждого ей в этот момент русского населения».

По мнению Байкова, «целью азербайджанского правительства было разорение Мугани, что заставило бы русское  население уйти оттуда, и Мугань стала бы свободной для заселения на ней татар и их тюркских сородичей».

Этническую чистку азербайджанцы-мусаватисты начали в конце декабря (по старому стилю в изложении Байкова), что практически соответствует по времени (с опозданием на пару дней) Шамхорской бойне – 9-12 января по новому стилю. То есть русское оружие подоспело в руки турко-мусаватистов вовремя, как раз к началу «очищения» Мугани от «гяуров».

НЕ ЖЕЛАЯ ПРИЗНАВАТЬ НАД СОБОЙ НАЦИОНАЛЬНУЮ ВЛАСТЬ марионеточного «Азербайджана», население Мугани провозгласило Муганскую республику, независимую от засевших в Баку мусаватистов. В союз с Муганью вступили населявшие Ленкорань персоязычные талыши, также не желавшие над собой власти проосманского Азербайджана. Однако в 1919 году, при поддержке англичан, экспедиционный корпус азеро-мусаватистских войск вторгся в Мугань и разорил большинство русских сел.

Поэтому «в Сальянском и Ленкоранском уездах из 41 тысячи русского населения 1914 года в 1921 году осталось лишь 14,3 тысячи». По данным же Байкова, на начало 1918 года русская Мугань была «с почти 100-тысячным населением».  Сильно пострадало и русское население Шемахинского и Кубинского уездов.

В советское время русские постепенно уступили свои насиженные места новоявленным (так их стали называть с 1937 года) «азербайджанцам», которые переходили на оседлость в ими же ранее разоренных русских селах Мугани и оставляемых русскими в 1918-1920гг. селах.

Таким образом, на рубеже 1917-1918 гг., то есть в период формального перемирия на Кавказском фронте, турко-мусаватисты подготовили и начали антироссийскую войну и этнические чистки на территориях, на которые претендовали мусульманские ханы и их османские хозяева. Тем самым они предали интересы России (которая не осуществляла призыв кавказских татар в армию) и открыто выступили на стороне Османской Турции.

Как видим, первыми массовыми жертвами этнических чисток в Закавказье в 1918-20 гг. со стороны азербайджанских мусаватистов стали даже не армяне, а именно русские - демобилизованные солдаты и крестьяне Мугани.

Продолжение следует

Russia-Artsakh.ru

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • КТО В ГОСДУМЕ С ГОЛОВОЙ НЕ ДРУЖИТ
      2024-10-31 09:52

      На официальном канале председателя Комитета ГД РФ по промышленности и торговле, первого вице-президента Союза машиностроителей России Владимира Гутенёва размещено следующее алармистское сообщение.

    • «ОТКРОВЕНИЕ» Г-НА БОРТНИКОВА ЗАПОЗДАЛО НА 4,5 ГОДА
      2024-10-07 09:23

      4 октября директор ФСБ России Александр Бортников заявил, что развернутая в Армении миссия наблюдателей Евросоюза «ведёт разведдеятельность в интересах конкретной страны НАТО против России и Ирана». По его словам, «Запад стремится ввести свой «миротворческий» контингент из стран НАТО в Закавказье якобы для помощи в урегулировании отношений Еревана и Баку».

    • РИТУАЛЬНЫЕ УБИЙСТВА И ОККУЛЬТНЫЕ КОРНИ БАКИНСКОГО НЕОНАЦИЗМА
      2024-09-23 09:36

      19 сентября Валерия Олюнина в своем телеграм-канале «Были и думы» писала: «В преддверии трагической годовщины сдачи Арцаха турко-азербайджанскому шакалью и этнической чистки автохтонного армянского христианского населения со своей древней земли в России продолжается сакрализация азербайджанских государственных деятелей. 

    • АЛЕН СИМОНЯН СМОРОЗИЛ ГЛУПОСТЬ И НЕ ПОНЯЛ ЭТОГО
      2024-09-11 10:28

      Трайбализм – главный враг армянского народа Спикер НС Армении на днях обвинил бывшие власти Арцаха в самоличном решении о роспуске Нагорно-Карабахской Республики. По словам Алена Симоняна, Армения предложила альтернативу. «РА пожертвовала там своими детьми, государство РА сократило бюджет своих детей, своего народа, своего государства и всем обеспечило существование Нагорного Карабаха. Заработная плата, коммунальные платежи, армия, всё это обеспечивалось Республикой Армения», - заявил он.

    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ