ЭТРУСКИ: ЗАГАДКИ И ТАЙНЫ

Слово "этруски" обычно ассоциируется с загадочной и необычайно привлекательной цивилизацией, процветавшей в VIII-II вв. до н.э. на территории древней Этрурии. В то время она занимала большую часть современных итальянских провинций Тоскана, Лацио и Умбрия. После себя этруски оставили множество гробниц с завораживающими фресками, широкий ассортимент погребальных предметов и другие материальные свидетельства своего богатого культурного наследия.

Об окутанном тайной древнем народе, который, если верить Дионисию Галикарнасскому, "не похож ни на какой другой ни своим языком, ни обычаями", писали и античные, и средневековые авторы, ему посвящены тысячи публикаций современных исследователей и писателей. Но убедительных ответов на основные вопросы пока нет. Лингвистам так и не удалось расшифровать язык этрусков, отсутствует убедительная версия их появления на Апеннинах, непонятны и мотивы скоротечной гибели их высокоразвитой цивилизации.

ОДНУ ИЗ ВЕРСИЙ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ЭТРУСКОВ ВЫСКАЗАЛ заведующий лабораторией эволюционной геномики Института молекулярной биологии НАН РА, доктор биологических наук, профессор Левон ЕПИСКОПОСЯН.

"Согласно археологическим находкам и историческим свидетельствам, на Апеннинах этруски появились в XI веке до н.э.- рассказывает Л. Епископосян.- Затем их история в течение почти четырех столетий по непонятным причинам исчезает из поля зрения исследователей. Потом неожиданно обнаруживается, что этруски успешно занимаются земледелием.  Это они завезли в Италию виноград и оливы, развивали ремесла, вывозили в заморские страны зерно, металлы, вино, керамику и выделанную кожу, а для их аристократии в укрепленных городах возводились красивые каменные дома. Этруски накопили огромные богатства и создавали удивительные образцы изобразительного искусства. Они сильно отличались от всех своих соседей и языком, который трудно отнести к какой-либо из существующих ныне лингвистических семей, и религией, конечно же, языческой, но свободной от рационализма римлян и эстетизма греков. Этруски основали Рим и правили в нем около полутора века, создали эффективную социально-экономическую систему в полной гармонии с жесткими экологическими принципами, но потом вновь внезапно исчезли, на этот раз, кажется, навсегда с лица планеты, оставив после себя запутанный клубок тайн".

Завораживающие фрески этрусковГенетикой и происхождением этрусков ученые начали заниматься относительно недавно в конце ХХ в., после появления высокочувствительных методов молекулярной биологии. Демографическую историю народов стало возможным изучать на основе анализа нуклеотидной последовательности ДНК. На первом этапе был исследован генофонд современных тосканцев - возможно, прямых потомков этрусков. Оказалось, что в генетическом отношении сегодняшние жители Тосканы занимают промежуточное положение между населением Европы и Среднего Востока.

"ВОЗМОЖНЫМИ ПРИЧИНАМИ РЕЗКИХ ДЕМОГРАФИЧЕСКИХ ИЗМЕНЕНИЙ обычно являются эпидемии, стихийные бедствия или экологические катастрофы, о которых должны были остаться сведения в исторических хрониках или следы которых могли быть обнаружены археологами и климатологами,- продолжает Л. Епископосян.- Но подобного рода свидетельствами, несмотря на детальную археологическую изученность северных областей Апеннинского полуосторова, мы не обладаем. Версия мистического исчезновения этрусков ‒ под влиянием сверхъестественных сил ‒ академической наукой, как известно, не рассматривается. Дальнейшие генетические исследования подтвердили правоту  разумного консерватизма.

В 2007 г. были тщательно проанализированы особенности митохондриальной ДНК (наследуемой по материнской линии) у нескольких сотен жителей Тосканы. Многие из них обладали генетическими чертами, свойственными народам Среднего Востока, и это вновь указывало на переднеазиатское происхождение этрусков. Однако, при обобщении разноречивых (порою диаметрально противоположных) данных становится ясным, что этруски никак не могут рассматриваться в качестве единственных прямых предков современных тосканцев. Почти все исследования сходятся на том, что происхождение определенной части митохондриальной ДНК последних связано с некоей областью Среднего Востока. Такая примесь в генофонде населения Тосканы могла возникнуть только в результате происходивших в первом тысячелетии до н.э. демографических контактов между обоими регионами".

Таким образом, проблема происхождения этрусков оказалась в своеобразном тупике, что было связано с недостаточно высоким уровнем генетического анализа, доступного специалистам материала. Требовалось срочное использование более чувствительных методов и охват большого объема генетической информации для решения назревшей задачи. И такая работа вскоре была успешно выполнена группой испанских исследователей.

На сей раз генетическая история этрусков была изучена на основе генотипирования более полумиллиона нуклеотидов, представляющих аутосомный геном человека и потому наследуемых по обеим родительским линиям.

"На основании результатов ряда чувствительных анализов становится ясно, что в генетическом отношении тосканцы занимают промежуточное положение между Европой и Средним Востоком, имея максимальную близость прежде всего к армянам, а также к евреям-сефардам, исследованным в Турции, грузинам и туркам, имея в виду тюркизированное исконное население страны, а не прямых потомков центральноазиатских кочевников-тюрков,- говорит Л. Епископосян.- Методом генетической датировки удалось установить также временной интервал, в течение которого произошла встреча между жителями северных областей Апеннин и пришельцами из Передней Азии, ‒ около 2600-3100 лет тому назад.

ИТАК, ПОЛУЧЕНЫ УБЕДИТЕЛЬНЫЕ СВИДЕТЕЛЬСТВА ТОГО, ЧТО НАИБОЛЕЕ вероятные предки этрусков проживали на территории, охватывающей восточные области современной Турции и Южный Кавказ. Учитывая территориальную близость Лидии, расположенной на западе Турции, к этому региону и время генетического контакта между двумя популяциями, гипотеза Геродота о географическом происхождении этрусков никак не может быть отвергнута.

Завораживающие фрески этрусковЗдесь уместно вспомнить и об опубликованном в феврале этого года в журнале Science атласе генетического смешения народов. Согласно этому исследованию, доля восточного генетического компонента в геноме жителей Тосканы, привнесенная из Армении, Грузии, Сирии и Иордании, составляет около 28%. При этом вклад армян оказался наиболее значительным по величине ‒ около 11%. Следует добавить, что геном этрусков содержит также заметную долю черт, присущих населению Ирана.

На основании всего объема полученных данных вырисовывается следующий многоступенчатый сценарий происхождения этрусков. Появление отдельной и относительно изолированной группы людей, которых можно назвать протоэтрусками, в южном, юго-восточном регионе Среднего Востока (вероятно, в пределах современного Ирана) случилось около 5 тыс. лет назад. Далее миграция пока еще немногочисленной популяции на северо-запад в направлении к Южному Кавказу и далее через Анатолию на западную оконечность Малой Азии, в Лидию. Этот процесс протекал в течение продолжительного времени, достаточного для существенного роста численности исходной популяции и ассимиляции генетических особенностей аборигенных народов региона.

Примечательно, что генетическая датировка времени их появления на Апеннинах совпадает с возрастом зарождения этрусской культуры, установленным на основе археологических данных.

Несмотря на ощутимый прорыв в решении многовековой исторической проблемы, говорить о полной разгадке происхождения этрусков пока не приходится".

Необходим дальнейший анализ древней ДНК из этрусских захоронений и более детальное генетическое исследование их возможных источниковых популяций на территории Ирана, Южного Кавказа и Восточной Турции. Ясно лишь одно: предки этрусков долго жили на территории Армянского нагорья и подверглись значительному генетическому влиянию его исконных обитателей. Потомки древнего населения этого региона (имея в виду в первую очередь армян) и современные жители Тосканы сохранили в своем геноме закодированные эволюцией сигналы, распознание которых вплотную приблизило нас к разгадке тайны происхождения этрусков. Та же информация в ближайшем будущем может пролить свет и на мистическое исчезновение народа, предсказанное им самим задолго до этого.

• САДЫ СЕМИРАМИДЫ, или БЕТОННЫЙ МОНСТР. ЧТО ЖДЕТ КАСКАД?
      2024-09-07 10:14

Мэрия Еревана выставила на голосование граждан два проекта завершения строительства архитектурно-монументального комплекса "Каскад". Один из них предполагает создание садов, другой - открытие "культурного узла" с центром искусств.

• АРМЕНИЙСКИЕ МУФЛОНЫ ВЕРНУЛИСЬ В ЗАНГЕЗУР
      2024-09-06 10:44

В заповеднике "Зангезур" вновь появились редчайшие закавказские горные бараны (их еще называют арменийскими муфлонами) - исчезающий вид, сообщили в Зангезурском биосферном комплексе. Камеры наблюдения за последние три месяца засняли их во второй раз. По мнению специалистов, это означает, что они фактически вернулись в родные пенаты.

• ЕРЕВАН В ВОДЕ
      2024-09-03 11:01

В ночь на 31 августа в Ереване выпало беспрецедентное количество осадков - около 17-18 мм, что превышает месячную норму в два раза. Об этом сообщил Армгидрометцентр. В итоге в столице сложилась чрезвычайная ситуация: многие улицы превратились в реки, были затоплены практически все подземные переходы.

• ПОСЛЕДНИЕ ДНИ ЗЕМЛИ В ОБЪЯТИЯХ КРАСНОГО ГИГАНТА
      2024-09-02 09:20

Солнце, источник нашей жизни, станет и причиной ее конца. Спустя миллиарды лет, когда запасы водорода исчерпаются, Солнце начнет умирать. Холод, голод и вымирание человечества – такие картины рисуют многие писатели в апокалиптических рассказах, связанных с естественным угасанием Солнца. По мнению ученых, Солнце, источник нашей жизни, станет и причиной ее конца.