Последние новости

ЭЙФОРИЯ ОТ АБСТРАКТНЫХ ПРИЗЫВОВ И ПРОБЛЕМА РЕАЛЬНОГО ВОЗВРАЩЕНИЯ

Все-таки слишком доверчивый мы народ. Для впадения в эйфорию нам многого не надо - всего пару слов, причем не всегда однозначных. Часто мы не пытаемся разобраться в истинном значении сказанного, не стремимся понять его контекст и актуальность, ленимся "зрить в корень", постигнуть настоящее предназначение произнесенных слов, уразуметь, несут ли они в себе реальную пользу или наоборот… Словно боимся дослушать до конца и сразу цепляемся за первое приятное слуху. Отсюда и перманентные горькие разочарования ввиду неминуемого конфликта между нашими искусственно завышенными ожиданиями от благих пожеланий, советов и обещаний других и суровой реальностью…

ЗАЯВЛЕНИЕ ПОСЛА ИРАНА В АРМЕНИИ МЕХДИ СОБХАНИ о необходимости возвращения карабахских армян на свою родину, конечно, приятно нашему армянскому слуху, важно с гуманитарной точки зрения и в плане дипломатической риторики. Но насколько оно отражает объективные реалии и что конкретно дает нам в практическом плане это очередное выражение надежды очередного высокопоставленного должностного лица и его благое пожелание о том, чтобы были созданы условия "для добровольного возвращения беженцев в свои дома"... Насколько реален совет "вести диалог и переговоры" с недоговороспособным и геноцидным по своей сути оппонентом?

При этом, разумеется, посол не преминул добавить (как бы чего не вышло), что "мы признаем территориальную целостность Азербайджана". И это не удивляет - известно, что руководство Ирана среди первых поздравило Азербайджан с "восстановлением территориальной целостности" и выразило политическую поддержку бакинскому режиму еще в период "44 дневной войны" - азербайджано-турецкого беспредела с вовлечением тысяч наемников-террористов, в том числе исламских радикалов.

Примечательно также, что 7 октября 2020 года тогдашний президент Ирана Хасан Рухани заявил, что, хотя военное решение нагорно-карабахского конфликта неприемлемо для Тегерана, тем не менее "Иран поддерживает восстановление территориальной целостности Азербайджана". Наблюдатели особо отмечают в речи Рухани ту часть, в которой он, придавая важность безопасности северных границ страны, предупреждает Баку и Ереван, называя первого "братским Азербайджаном", а второго - "соседней Арменией".

После трехстороннего заявления от 9 ноября 2020 года официальный Тегеран приветствовал итоги войны. Президент Рухани 23 декабря 2020 года выразил удовлетворение "освобождением оккупированных территорий Азербайджана", отметив, что эта реальность "эффективна с точки зрения экономического сотрудничества".

25 декабря 2021 года находившийся в Баку с рабочим визитом тогдашний министр иностранных дел Ирана Мохаммад Джавад Зариф поздравил президента Азербайджана с "освобождением оккупированных территорий". А новоизбранный президент Ирана Ибрагим Раиси в ответ на поздравление Алиева по случаю избрания президентом поздравил последнего с "освобождением оккупированных территорий, их возвращением под контроль Азербайджанской Республики и восстановлением границ".

ТАК ЧТО НИЧЕГО НОВОГО - "ЛУЧШИЕ ТРАДИЦИИ ПРОДОЛЖАЮТСЯ", и посол Ирана лишь подтвердил это. И вряд ли особо стоит радоваться по поводу того, что "Мехди Собхани, по сути, руководствовался важным заявлением, сделанным духовным лидером Исламской Республики Иран аятоллой Али Хаменеи в последний период 44-дневной войны 2020 года, согласно которому должна быть обеспечена безопасность армян Арцаха". Тем более что мы все стали свидетелями того, как на самом деле прислушался Азербайджан к призыву "братского" Ирана в послевоенный период, в 2021-2023 году. Как отмечает правозащитная организация Freedom House в составленном на основе собранных доказательств военных преступлений Азербайджана обширном докладе о трагических событиях в Арцахе в 2020-2023 гг. с названием "Почему в Нагорном Карабахе нет армян", "произошедшее соответствует понятию "этнические чистки" в соответствии с судебными актами, принятыми по делу Югославии, когда этническая чистка сопровождалась пытками, убийствами, незаконными арестами, ограничением возможностей людей добывать еду, лекарства, насильственным перемещением людей и т.д.", резюмируя, что все это соответствует статье 7 Римского статута Международного уголовного суда "О преступлениях против человечности" и статье 8 "О военных преступлениях".

Конечно, в Иране прекрасно знают обо всем этом, и соседнюю страну можно было бы назвать "мощным союзником" в плане "активного продвижения вопроса возвращения армян Арцаха на родину и обеспечения безопасности", если бы она не ограничивалась периодическими, практически дежурными заявлениями общего плана с благими пожеланиями, а, отказавшись от традиций "восточной дипломатии", точнее, "восточного базара", выступила бы с конкретным, как и подобает региональной державе, осуждением бакинского режима, и, "видя, как азербайджанцы уничтожают в Арцахе христианские церкви, кладбища, как мусульманская страна подвергла блокаде, мучила, истязала христиан, а затем насильственно депортировала их с той земли, на которой они жили на протяжении тысячелетий" (цитата из недавнего выступления известного американского политического деятеля, бывшего губернатора штата Канзас и экс-сенатора Сэма Браунбэка), предложила бы наказать преступный военно-политический режим "братского Азербайджана".

Совершенно очевидно, что говорить о возвращении в Нагорный Карабах в расчете на милость алиевского режима, продолжающего даже сейчас, после полного изгнания армян с их родины, совершать новые преступления против человечности, уничтожая многовековой армянский след на временно оккупированных территориях, разрушать, святотатствовать и грабить, по меньшей мере наивно. И если кто-то из региональных и мировых держав или международных организаций и геополитических центров действительно озабочен вопросом достойного возвращения армян, то для начала должен попытаться остановить процесс уничтожения древнего армянского следа и духа Арцаха и незаконного заселения временно оккупированной территории чуждым этому краю элементом, военными колонизаторами.

Призывать же к переговорам с кровавым режимом, совершившим за последние несколько лет в Нагорном Карабахе множество преступлений против человечности и, наконец, достигшим своей вековой мечты - избавления от исконного населения, абсурдно и означает косвенное поощрение совершенных азербайджанскими властями этнических чисток и геноцида.

И НАПОСЛЕДОК НЕВОЗМОЖНО НЕ СКАЗАТЬ ПАРУ СЛОВ О "ТЕРРИТОРИАЛЬНОЙ целостности" Азербайджана и самоопределении Нагорного Карабаха. Эксперты не раз отмечали, что территориальная целостность Азербайджана и независимость Арцаха лежат в разных правовых плоскостях, ибо Нагорный Карабах никогда не составлял часть независимого азербайджанского государства и самоопределился в контексте распада СССР в строгом соответствии с действовавшим на то время законодательством и фундаментальными принципами международного права на своей исторической территории. Если более конкретно, то Арцах реализовал свое неотъемлемое право на самостоятельное определение собственного пути развития и обладал всеми необходимыми законными основаниями воспользоваться многочисленными прецедентами в международном праве и быть принятым в ООН.

Следовательно, судьба Арцаха и его созидательного народа не может быть "внутренним делом" искусственного образования с печально известной столетней историей, квазигосударства, которое и сегодня, в XXI веке, не скрывает свою варварскую сущность и продолжает унаследованную от "старшего брата" и под его чутким руководством геноцидную политику, открыто игнорируя все нормы цивилизованного сосуществования государств и народов.

Подытожим сказанное. Разные поколения арцахцев дорого заплатили за отстаивание своего исконного права свободно жить на родной земле в соответствии со своими национальными обычаями и духом предков. И сегодня невозможно представить стремившийся к созданию демократического государства и немало преуспевший в этом плане за тридцать лет независимого существования Арцах в составе диктаторского Азербайджана со средневековыми порядками и варварскими нравами. Крайне аморально подвергать спекуляциям очевидный факт самоопределения арцахских армян на своей исконной родине. Недопустимо, чтобы данное Богом право трактовалось "сильными мира сего" в соответствии со своими прихотями, геополитическими амбициями и интересами, собственными или корпоративными ущербными понятиями.

Следовательно, подлинное возвращение возможно только в свободный и независимый Арцах, наделенный соответствующим международным статусом и настоящими, а не словесно-абстрактными гарантиями безопасности.

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • ПОДМЕНА «ДОРОГИ ЖИЗНИ» «ДОРОГОЙ В НИКУДА» ПРЕДВАРИЛА ЭТНИЧЕСКИЕ ЧИСТКИ В АРЦАХЕ
      2024-09-07 09:38

      В эти дни год назад бакинский режим предпринимал активные попытки приравнять незаконно заблокированный уже девятый месяц международно признанный Лачинский коридор к «агдамской дороге», надеясь ввести в заблуждение прежде всего мировую общественность, дабы безнаказанно довести свои ужесточающиеся день ото дня преступления в отношении народа Арцаха до логического финала – этнических чисток.

    • МИШЕНЬЮ ОККУПАНТОВ НАГОРНОГО КАРАБАХА СТАЛИ БЕСПОМОЩНЫЕ ЛЮДИ
      2024-09-06 10:21

      Оккупанты, отбросив даже элементарные внешние приличия, теперь уже стали в открытую издеваться над одинокими беспомощными людьми, не выехавшими из Нагорного Карабаха вместе со всем населением после широкомасштабного наступления азербайджанской армии 19 сентября  и этнических чисток. В соцсетях появлялись видео, на котором азербайджанцы издеваются над  немощным  стариком-армянином.

    • НАГОРНО-КАРАБАХСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ 33 ГОДА
      2024-09-02 10:37

      33 года назад, 2 сентября 1991 года, совместная сессия Нагорно-Карабахского областного Совета и Совета народных депутатов Шаумяновского района провозгласила Нагорно-Карабахскую Республику (НКР) в границах бывшей НКАО и Шаумяновского района. Данное решение было осуществлено в рамках закона СССР от 3 апреля 1990 года «О порядке решения вопросов, связанных с выходом союзной республики из СССР», который предусматривал право национальных автономий самостоятельно решать вопрос о своем государственно-правовом статусе в случае выхода союзной республики из состава СССР.

    • КАК НАРОДНЫЙ СИМВОЛ АРЦАХА СТАЛ "НАЦИОНАЛЬНО-РЕЛИГИОЗНЫМ ПАМЯТНИКОМ" ГЕНОЦИДНОГО КВАЗИГОСУДАРСТВА
      2024-08-29 10:49

      Бакинский режим пошел на очередное святотатство во временно оккупированном Арцахе. На этот раз – в отношении знаменитого карабахского памятника "Мы и наши горы" (в простонародье – "Дедушка и бабушка") – народного символа и своеобразной визитной карточки Арцаха. Занимающийся мониторингом культурного наследия Арцаха Мonumentwatch.org приводит кощунственную цитату из сообщения азербайджанского сайта "Культура Азербайджана", где, в частности, утверждается, что памятник "возведен в городе Ханкенди в Азербайджане в 1967 году" и что этот "мультикультурный и национально-религиозный памятник Азербайджана является одним из многих примеров толерантности"".






    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ