Последние новости

«Зангезур оставили на потом»: кто и что стоит за «щедрым» жестом Азербайджана?

Серьезный прорыв произошел на мирных переговорах между Азербайджаном и Арменией. В Баку сообщили, что решили вынести за скобки вопрос создания Зангезурского коридора. Той самой дороги, которая связала бы республику с Нахичеванским эксклавом и Турцией через территорию Армении.

О чем и сообщил представитель президента Азербайджана по особым поручениям Эльчин Амирбеков: «По взаимному согласию мы решили исключить этот пункт из мирного соглашения и перенести его [обсуждение] на более поздний этап. Мы не хотим усложнять работу над документом, поэтому решили исключить это из текста. Хотя всё еще можем отразить в нем тот факт, что страны могут вернуться к вопросу в будущем».

Амирбеков при этом добавил, что Баку продолжает настаивать на изменении Конституции Армении, где содержатся отсылки к Карабаху:

«Территориальные претензии к Азербайджану, закрепленные в действующей Конституции Армении, продолжают оставаться главным и, я бы сказал, практически единственным препятствием на пути дальнейшего прогресса. Мы хотим быть уверены, что соглашение станет своего рода торжественным договором, который сделает невозможным возвращение к реваншизму».

В Армении позже сообщили, что стороны решили отложить не только вопрос «Зангезурского коридора», но вообще всех транспортных коммуникаций.

«По обоюдному согласию статья о региональных коммуникациях исключена из проекта мирного соглашения. Считаем необходимым подчеркнуть, что их выгодное разблокирование продолжает оставаться важной частью продвигаемой Арменией повестки и ее видения мира и экономического развития в регионе», — сказала пресс-секретарь МИД республики Ани Бадалян.

В чем причины

Как напоминают «Известия», «Зангезурский коридор» — дорога, которую планировалось проложить по Сюникской области Армении, трасса позволила бы Азербайджану получить сухопутную связь с Нахичеванью и Турцией.

При обсуждении проекта в Баку постоянно подчеркивали, что магистраль должна иметь особый статус, то есть армянские власти не должны взимать таможенные пошлины и проводить пограничные проверки. В Ереване эти требования категорически отвергали, называя их покушением на суверенитет.

При этом Азербайджан на своей территории многое делал для реализации проекта. По состоянию на начало 2024 года, готовность ж/д полотна составляла 45%, автодороги — 80%.

Президент Ильхам Алиев демонстрировал решимость довести начинание до реализации: «Зангезурский коридор обязательно будет открыт, хочет того Армения или нет. Мы демонстрируем непоколебимость нашей воли, всё идет по плану».

Причин резкой смены позиции Азербайджана может быть несколько. С одной стороны, осенью прошлого года Баку договорился о прокладке коммуникаций с Ираном, стороны начали возводить автомобильный мост и таможенно-пограничный пункт.

В мае нынешнего года Ильхам Алиев и Ибрахим Раиси встретились на приграничной территории и заверили друг друга, что работы идут с опережением графика. Понятно, что ни о каком особом статусе с Ираном речи нет, но острота проблемы для Азербайджана всё-таки снизилась, прокладка Зангезурского коридора стала не такой критичной.

С другой стороны, для Азербайджана сейчас важно улучшить свой международный имидж. Дело в том, что в сентябре в республике пройдут парламентские выборы, а в ноябре Баку примет представительную конференцию ООН по климату COP29.

Понятно, что Ильхаму Алиеву в этот период не хотелось бы слышать лишнюю критику, а снижение давления на Армению может быть положительно воспринято крупными державами и международными структурами.

Третий момент — давление на Армению провоцирует обратную реакцию, в Ереване усиливаются протестные настроения. Нынешней весной в республике прошло несколько многотысячных митингов, на которых участники требовали жестче отстаивать интересы республики на переговорах с Азербайджаном.

Вполне возможно, что в Баку решили снизить давление, чтобы не доводить дело до смены власти, ведь новые армянские руководители могут оказаться менее сговорчивыми.

В этом смысле интересно, что одновременно с отказом от (закрепления в первоначальном соглашении — ред.) «Зангезурского коридора» азербайджанцы оставили одну приграничную позицию в районе армянского села Беркабер Тавушской области.

Понятно, что жест этот во многом символический, но он важен с точки зрения политической риторики. Оппонентам Пашиняна внутри Армении будет сложнее упрекать того в односторонней сдаче национальных интересов, действующие власти получают аргумент в пользу своей дееспособности.

В любом случае, теперь подписание мирного договора между двумя странами становится более реальным. Тем не менее, препятствия всё равно сохраняются. Так, зампред правящей партии, министр экономики Армении Геворг Папоян заявил, что в республике не намерены менять Конституцию по требованию Азербайджана:

«У нас есть своя повестка, и переговоры продолжаются. Изменит Армения Конституцию или нет, это внутреннее дело Республики Армения и ее народа».

Про «внутреннее дело Республики Армения», конечно, громко сказано и пафосно. Но суровые реалии предельно далеки от дипломатических вывертов. О чем, собственно, и пишет Телеграм-канал «Товарищ генерал»:

Правительство Никола Пашиняна войдет в историю страны как самое потустороннее.

И мировые, и региональные события тихо проплывают мимо Еревана. Мимо армянской власти. Мимо сознания политического класса, а затем и мимо обывателей.

Иран и Израиль на грани взаимоуничтожения — Армения молчит. Украина вторглась в Россию — визжат только провластные инфошавки, власть молчит. Запад грозится забанить Грузию — Армении это как бы не касается. Наметился новый геноцид езидов — #пашинянчикам по барабану. Израиль то ли отзывает из Азербайджана своих военных, то ли наоборот размещает ракеты в Нахиджеване — правительство Армении спит спокойно.

Официальная Армения самовыпилилась из кипящей внешней событийной повестки. Премьер-министр живет велопрогулками, фестивалями и кулинарными подвигами жены — чего и нам желает.

Место обитания Пашиняна — не Армения, а некий счастливый потусторонний мир. У него такой вечный праздник — день Нептуна на хлипком плотике посреди океанского шторма.

Это печальное последствие утраты Арменией суверенитета. Власть молчит, потому что ее мнение никому в мире неинтересно — все знают, что в стране решения принимает не Пашинян.

В определенном смысле превращение армян в хоббитов снимает с граждан многие тревоги. Все, что от них требуется — жить своей маленькой жизнью, веселиться, хорошо кушать, во всех бедах винить посторонних — кого прикажут, а свою власть поддерживать на выборах (на кухнях ее можно и поругать). Страдать центропупизмом тоже не возбраняется, важно только, чтобы гордость не имела национального оттенка.

Но поскольку эти хоббиты никому вообще не интересны, при случае любой легко оттяпает у них территорию, а то и вытряхнет их из обжитых норок и поддаст под зад сапогом.

И Гэндальф не поможет. Он ведь в предыдущей серии назначен главным предателем и виновником всех прошлых хоббитских бед».

Eadaily

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ