Последние новости

АЗЕРБАЙДЖАН ФОРМИРУЕТ АНТИРОССИЙСКИЙ ВОЕННЫЙ БЛОК

Задача Алиева – подтолкнуть государства Центральной Азии к объединению с Азербайджаном и Турцией в «тюркский» союз на антироссийской основе

В то время как Россия ведёт смертельную схватку с НАТО на западном направлении, наши недруги постепенно, закамуфлировано, но последовательно и настойчиво осуществляют окружение нашей страны с юга. В этой связи следует обратить внимание на заявление президента Азербайджана Алиева на VI Консультативной встрече глав государств Центральной Азии, проходившей в Астане 9 августа.

Он призвал укреплять оборонное сотрудничество между Азербайджаном и странами Центральной Азии. По сообщению ТАСС, азербайджанский лидер заявил, что «нарастающие в мире угрозы и вызовы требуют большего укрепления сотрудничества между нашими странами в сфере обороны и безопасности».

ПО ВСЕЙ ВИДИМОСТИ, АЛИЕВ ИМЕЛ В ВИДУ РОССИЙСКУЮ военную операцию на Украине по защите русского населения. Ну, действительно, ведь не для противостояния же с Арменией понадобился Азербайджану военный блок, включающий всю Среднюю Азию. В этом контексте Алиев особо отметил проведённые в июле в Казахстане международные командно-штабные учения «Бірлестік-2024», в которых принял участие и Азербайджан. По его словам, показателем развития отношений в оборонной сфере также является обучение курсантов из стран Центральной Азии в военных учебных заведениях Азербайджана.

Делая данное заявление, Алиев искусно сыграл на страхах казахской элиты, очень недовольной российской военной операцией на Украине. Президент Казахстана Токаев в общем-то и не скрывал своего недовольства СВО, о чём прямо сказал на экономическом форуме в Санкт-Петербурге, проходившем после начала военных действий. И причины для этого имеются.

В Астане не могут не примерять ситуацию с Украиной на себя. В Казахстане также имеются регионы с большим количеством русского населения. Также ни для кого не секрет политика дискриминации этнических русских, проводимая в Казахстане уже много десятилетий, ещё со времен первого секретаря ЦК компартии республики Кунаева. Естественно, казахская элита опасается, что после победоносного завершения СВО в Москве могут посчитать необходимым более предметно заняться вопросом положения русских в Казахстане.

Таким образом, Алиев фактически выступил в качестве поджигателя антироссийских устремлений в Казахстане с целью реализации пантюркистской повестки, которую он активно продвигает на постсоветском пространстве под патронажем Турции. Задача Алиева – подтолкнуть государства Центральной Азии к объединению с Азербайджаном и Турцией в некий «тюркский» союз на антироссийской основе. Как теперь выясняется, это объединение будет иметь и военную составляющую.

Сама Анкара пока не рискует выступать в качестве драйвера создания тюркского военного альянса, чтобы не насторожить Москву. А когда такие предложения исходят от Азербайджана, изображающего из себя «союзника» России, то это вроде бы не должно вызывать особого раздражения в кремлевских и мидовских кабинетах, где Азербайджану прощают фактически всё – от чествования гитлеровских коллаборационистов до оказания материальной помощи киевскому режиму и публичной поддержки «территориальной целостности Украины».

СЛЕДУЕТ ЗАМЕТИТЬ, ЧТО ФОРМИРОВАНИЕ ВОЕННОГО ИЗМЕРЕНИЯ т. н. «тюркского мира» имеет определенную предысторию. Впервые эти идеи были публично озвучены 6 июля сего года в оккупированном Азербайджаном городе Шуши, где проходил неформальный саммит Организации тюркских государств. В принятой на саммите «Карабахской декларации» прямо говорилось о важности «использования всего потенциала и возможностей тюркских государств» в том числе в «оборонно-промышленной» сфере.

Примечательно, что под этим подписались наши, так сказать, «союзники» по ОДКБ - президент Казахстана Токаев и президент Киргизии Жапаров, а также близкий «союзник и партнер» президент Узбекистана Мирзиёев.

Вообще саммит в Шуши явился своеобразной вехой в реализации стратегических планов Турции и Азербайджана на постсоветском пространстве. Он стал не только проявлением триумфализма нынешнего бакинского режима в деле изгнания армян из Нагорного Карабаха. Саммит послужил определенным императивом к консолидации «тюркских» государств вокруг двух сильных игроков – Турции и Азербайджана, продемонстрировавших свою силу и решимость военным путем. Причем это было продемонстрировано не только в отношении Армении, но и в отношении России, которая не смогла воспрепятствовать азербайджанской зачистке Нагорного Карабаха и была вынуждена досрочно вывести оттуда свой миротворческий контингент.

Следующий стратегический шаг – это укрепление влияния Турции и Азербайджана в Средней Азии и вытеснение оттуда влияния России. Открывая саммит, Алиев заявил, что «укрепление тюркского мира и Организации тюркских государств являются приоритетным направлением внешней политики Азербайджана». По его словам, «Организация тюркских государств должна стать одним из центров силы в мировом масштабе». При этом Алиев сослался на выдуманную в Турции антинаучную доктрину о некоей «этнической общности» тюркских народов, которых на самом деле, кроме языковой близости, ничто не объединяет. Да и сама языковая близость тоже довольно условна.

Тем не менее, искусственно созданная «тюркская доктрина» послужила основанием для экспансионистских проектов Турции на постсоветском пространстве, которые она успешно продвигает, в том числе и через своё клиентское государство Азербайджан. Неслучайно на саммите Алиев не преминул упомянуть близкие союзнические отношения с Турцией. «Шушинская декларация, заложившая основу официальных союзнических отношений между Азербайджаном и Турцией, была подписана в 2021 году именно в Шуше совместно с моим братом Реджепом Тайипом Эрдоганом», – отметил он.

Президент Азербайджана также уделил большое внимание созданию транспортных коридоров через Закавказье в обход России. По его словам, «расширение транспортного коридора Восток-Запад» является «одним из стоящих перед нами приоритетных направлений».

АЛИЕВУ ВТОРИЛ ПРЕДСТАВЛЯВШИЙ ТУРЦИЮ НА САММИТЕ вице-президент Джевдет Йылмаз. «Транспортировка ресурсов, в первую очередь туркменского газа, с противоположного берега Каспийского моря в Турцию и Европу будет способствовать как нашему национальному благополучию, так и энергетической безопасности Европы», - подчеркнул он. А это, как недавно рассказал помощник госсекретаря США О’Брайен на слушаниях в Конгрессе, также является одной из приоритетных целей Запада в регионе.

Ну, а теперь к экономическому измерению «тюркской геополитики» добавилось и военное. Основы для этого были заложены в пункте 4 «Карабахской декларации». В нем, в частности, говорится, что государства-участники «подтверждают намерение продолжить совместную деятельность в области оборонно-промышленного комплекса в соответствии с национальным законодательством государств-членов и в этой связи поручают соответствующим органам государств-членов принять необходимые меры».

Поэтому заявление Алиева в Астане не было случайным экспромтом. Это было вполне последовательное претворение в жизнь их совместной с Эрдоганом военно-политической стратегии. Сейчас уже «оборонно-промышленное» сотрудничество постепенно трансформируется просто в «оборонное». Ещё немного - и страны Средней Азии вдруг обнаружат, что они по уши увязли в паутине исподволь навязанных принципов и обязательств, угрожающих интересам безопасности России. Самое время для руководства этих стран притормозить и задать себе вопрос: «А нам это надо?».

Пора, наконец, и Москве предпринять реальные шаги по противодействию экспансионистской доктрине «тюркского мира». Только наивный человек, каковых, возможно, немало в Кремле и МИД РФ, может не заметить, что данная доктрина находится в прямом противоречии с российской политикой по созданию на базе ЕАЭС собственного центра силы. По существу, мы имеем дело с попыткой Турции и её клиентского государства Азербайджана оторвать государства Средней Азии от России и втянуть их в конкурентный для России проект. При этом делается это с приветливой улыбочкой и под демагогию о дружественных и даже «союзнических» отношениях с Россией.

Не пора ли положить конец наивности и беспечности, столь характерных для российских руководителей, начиная со времён Горбачева?

Михаил АЛЕКСАНДРОВ, эксперт по военно-политическим вопросам, доктор политических наук

Russia-Artsakh.ru

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ