Последние новости

ВЫСТАВКА ЭСТАМПА В ЦЕНТРЕ «АЙАРТ»

Культурный центр «АйАрт» на днях распахнул двери перед ценителями одного из необычных для Армении направлений изобразительного искусства – эстампа. Открывшаяся здесь очередная выставка стала ретроспективным взглядом на проект «II Международная биеннале художественной печати Ереван-2019» и представила самые необычные работы лауреатов этого конкурса.

Данной экспозиции предшествовала другая, открывшаяся в «АйАрт» в конце июня и представившая работы победителей дебютной, «I Международной биеннале художественной печати». Как отмечает и.о. директора центра «АйАрт», основатель проекта, искусствовед Сона Арутюнян, выставка была рассчитана на два месяца, однако резонанс как в армянском обществе, так и среди гостей нашей страны оказался настолько велик, что было решено продлить ее до середины октября. Сейчас обе выставки проходят параллельно и создают масштабность, позволяющую посетителям окунуться в разные формы эстампа.

 Выставка эстампа в центре «АйАрт»ПОЯВЛЕНИЕМ НА КУЛЬТУРНОЙ КАРТЕ ЕРЕВАНА МНОЖЕСТВА СОБЫТИЙ, связанных с художественной печатью, мы обязаны организации «Диалог культур», больше 10 лет назад основанной Соной Арутюнян и успешно претворяющей в жизнь мероприятия по одному из не новых, но в то же время модернистских течений изобразительного искусства. За плечами организации 4 биеннале по художественному принту, серия других проектов и выставок, мастер-классы и воркшопы, на которых желающие под руководством видных зарубежных мастеров постигают тонкости литографии, гравюры, монотипии, офорта и других, популярных в период средневековья техник графики. Открывшаяся спустя 5 лет после «II Биеннале» ретроспективная выставка дает посетителям возможность вновь окунуться в творчество лучших авторов эстампа и с более зрелым подходом понять идейную и техническую стороны их работ.

Как рассказала Сона Арутюнян, «II Международная биеннале художественной печати» была развернута в 2019 г. здесь же, в центре «АйАрт», что весьма символично. В оргкомитет поступили заявки от 1215 художников из 76 стран, каждый из которых специализируется на разных техниках эстампа. Всего было собрано около 5000 работ, но после тщательного отбора, проведенного международным жюри в составе Матеуша Отренба (Польша), Маргарит Леман (Швейцария), Герберта Майера (Германия), Лиан Энджи (США) и Соны Арутюнян (Армения), к биеннале были допущены 337 работ 214 мастеров из 47 стран, что довольно солидно. Больше других мастеров участвовали граверы: 30 авторов из Китая, 27 представляло Польшу, 18 – Армению, 11 – Россию, 9 – Сербию. Художники из других стран выступили на второй биеннале с 1-2 работами. Победителем стал Хуэй Чжан со своей коллекцией «Взгляд сквозь свет - 2», чьи работы включены в нынешнюю выставку центра «АйАрт».

ВЫСТАВКА ОТКРЫЛАСЬ В ПРЕДДВЕРИИ ЗАПЛАНИРОВАННОЙ НА 2025 ГОД «V Международной биеннале художественной печати» и имеет свою цель и задачи. В Армении за прошедшие 7 лет с момента основания проекта сформировалась довольно богатая коллекция эстампов, подаренных самими авторами – участниками биеннале разных лет, что дает возможность время от времени привлекать интерес публики к этому направлению изобразительного искусства.

 Выставка эстампа в центре «АйАрт»«Среди дарителей могу назвать прекрасного мастера эстампа из Польши, лауреата первой премии «I Международной биеннале» Томаша Винярски, который спустя два года, в рамках «Биеннале – 2019» организовал в Ереване свою экспозицию и оставил ее нам. После участия в «Биеннале – 2017» лауреат ее второй премии, талантливый китайский автор Минджи Чжан подарил нам все представленные работы, - рассказала Сона Арутюнян. – Коллекция, хранящаяся у нас в архиве, содействует также развитию художественного принта в нашей стране. Посетители каждый раз интересуются тем, как рождаются эти необычные работы, создаваемые довольно сложными техниками, требующие от художников детальных знаний по эстампу и навыка работы, с одной стороны, терпения в реализации замыслов и мастерства, с другой. Благодаря мастер-классам, проводимым в рамках биеннале, их участники получают возможность близко знакомиться с творчеством того или иного художника и понять, как рождается то или иное изображение, отпечатанное на бумаге после того, как оно сделано на других материалах».

Биеннале, выставки и другие мероприятия помогают начинающим и молодым специалистам вовлекаться в многообразие эстампа, знакомиться с традиционными техниками и постигать новые. В Ереване, как известно, это направление изобразительного искусства преподается в Государственной академии художеств Армении, на факультете «Станковая графика», и в Национальном центре эстетики, на одном из отделений которого с художественным принтом знакомятся подростки. Каждое очередное биеннале или организуемые по их следам выставки позволяют молодому поколению будущих специалистов эстампа по-другому взглянуть на творчество крупных мастеров и открыть для себя новые грани художественного принта.

Нынешняя ретроспективная выставка вобрала 58 работ 45 авторов из 16 стран, каждое из печатных полотен сделано в различной технике эстампа. Здесь офорт, литография, ксилография, линогравюра, меццо-тинто, шелкография, цифровая печать и т.д. Данная экспозиция вместе с июньской выставкой раскрыла перед публикой всю палитру эстампа. Большой интерес представляют работы Томаша Винярски из цикла «Perpetuum mobile» («Вечный двигатель») и проект Минджи Чжана «Solo on the stage» («Один на сцене»). Свою серию работ из 100 печатных полотен польский гравер создавал на протяжении 10 лет с применением таких техник, как аквафорте и акватинта, затем меццо-тинто и сухая игла. Цикл демонстрирует бесконечность движения, в котором одна фаза плавно переходит в другую, идея одной - в мыслительный образ следующей, создавая нечто новое, устаревающее и вновь трансформирующееся в новое.

 Выставка эстампа в центре «АйАрт»Впервые посетив Армению, китайский художник Минджи Чжан организовал здесь выставку своих работ, а также мастер-класс по цветной гравюре для молодых специалистов и просто интересующихся людей. Выставка прошла в Доме-музее Мартироса Сарьяна, по окончании китайских гравер подарил этому музею одно из своих масштабных полотен.

«Творческий путь Минджи Чжана достаточно необычен. Он работал сценографом в одном из китайских театров, когда в 1976 г. в Китае случилось страшное землетрясение, и он сам оказался в числе жертв, долгое время пролежав под завалами. После он пережил некую «реинкарнацию» и поступил на факультет художественной печати Центральной академии художеств Пекина, став вскоре одним из выдающихся специалистов этого направления изобразительного искусства.  Произошедшая с ним и его народом трагедия сказалась на его творчестве. Минджи Чжан начал размышлять о смысле жизни, смерти и бессмертии, моральных ценностях и грехах, выплескивая свои раздумья на печатных листах», - рассказала Сона Арутюнян.

Благодаря проектам «Биеннале по художественной печати», организованным в Ереване «Диалогом культур», Армению посетили художники и гости из десятков стран, которые обогатили сферу эстампа нашей страны, способствовали ее развитию, с одной стороны, и открыли для себя древнюю страну у подножия Арарата, с другой. Все «Биеннале» были поддержаны мэрией Еревана.

Добавим, что 27 сентября в центре «АйАрт» состоится пресс-конференция, которая задаст старт подготовке к  «V Международной биеннале художественной печати Ереван-2025». В то же время в будущем году зданию, в котором расположен «АйАрт», исполняется 50 лет, и Сона Арутюнян уже сегодня начала проводить мероприятия, чтобы вновь вернуть этому образцу армянской архитектуры советской эпохи – конструкции из пяти цилиндров, созданной Джимом Торосяном и Геворгом Арамяном как часть Музея современного искусства, его изначальное предназначение. Уже открыт центральный вход, привлекающий внимание прохожих, через который можно проходить из одного цилиндра в другой, знакомясь с разными видами изобразительного искусства.

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • Грант АЙРАПЕТЯН: «МОЯ ЦЕЛЬ – ДОСТИГНУТЬ ВЕРШИНЫ ИСПОЛНИТЕЛЬСКОГО ИСКУССТВА»
      2024-09-13 09:59

      Искусство пианиста, лауреата многочисленных международных конкурсов Гранта Айрапетяна высоко ценят в Армении, России, странах Европы. Неоднократно выступая в лучших концертных залах мира с разнообразными сольными концертами, он благодаря экстраординарному мастерству по праву заслужил особое место в сердцах благодарных слушателей многих стран. Творчество Гранта Айрапетяна словно подтверждает истину о том, что земля Армении на протяжении веков не раз дарила миру талантливых музыкантов, к числу которых, бесспорно, принадлежит и он сам. Его трактовки произведений Шопена, Шуберта, Шумана и других композиторов профессионально отмечены многими выдающимися музыкантами и используются при обучении фортепианному искусству.  Известный пианист он также занимается благотворительной деятельностью. Все доходы с концерта «Шопен. 24 этюда для фортепиано» в 2016 г. он перечислил на нужды детей специального детского дома в Нор-Харберде. Становление творческой истории Гранта Айрапетяна, его связи с фортепианными традициями Константина Игумнова и некоторые другие вопросы нам удалось обсудить в беседе с самим пианистом.

    • СВЕЖИЙ НОМЕР ЖУРНАЛА «НАУЧНЫЙ АРЦАХ» КО ДНЮ НЕЗАВИСИМОСТИ
      2024-09-12 10:47

      Презентация каждого очередного номера журнала «Научный Арцах» бывает приурочена к знаковой дате. Исключением не стал и нынешний, второй за этот год и 21-й за все время существования выпуск этого богатого по содержанию и важного по замыслу издания, который был представлен 2 сентября – в День независимости Арцаха. «Все авторы, которые печатаются в нашем журнале, знают, что это традиция, положенная с момента рождения «Научного Арцаха» и призванная укреплять в сознании научного сообщества и наших читателей информацию о важных для армянского народа днях календаря», - сказал, открывая мероприятие, основатель и главный редактор журнала, кандидат юридических наук Аветик Арутюнян.

    • КРУПНЕЙШЕЕ В МИРЕ ПРОЯВЛЕНИЕ КУЛЬТУРНОГО ГЕНОЦИДА
      2024-09-09 09:54

      27 сентября 2020 г. азербайджано-турецкий тандем развернул широкомасштабную войну против Республики Арцах, граждане которой на протяжении 30 лет строили на своих исконных землях демократическое государство в соответствии со всеми нормами международного права. С первых часов войны под вражеской мишенью оказались не только объекты гражданского значения, но и историко-культурные памятники. «За период войны зарегистрировано множество случаев нападения на культурные и исторические объекты. Враг дважды обстрелял из артиллерийских орудий монастырь Сурб Аменапркич (Казанчецоц) в Шуши - во второй раз в присутствии международной группы журналистов, проводящих съемки. Обстреливались не только памятники христианской культуры армянского народа, но и персидские мечети, вокруг которых затем были обнаружены осколки снарядов. Со стороны азербайджанских военных это делалось преднамеренно, чтобы затем обвинить армян в нападении на исламские памятники. Обстрелы продолжились и в начале ноября, нанеся урон памятникам Степану Шаумяну в Степанакерте, Монте Мелконяну в Мартакерте, армянским церквам и т.д.», - отметил кавказовед, эксперт по охране историко-культурного наследия Овик АВАНЕСОВ, интервью с которым мы предлагаем читателям «Голоса Армении».

    • Вардан ПОГОСЯН: «В АРЦАХСКОМ ВОПРОСЕ У НАС БЫЛИ БОЛЬШИЕ ДОСТИЖЕНИЯ ДО АНТИКОНСТИТУЦИОННОЙ СМЕНЫ ВЛАСТИ В АРМЕНИИ»
      2024-09-07 09:30

      «Юридическая основа провозглашения Нагорно-Карабахской Республики одна – право народов на самоопределение, закрепленное как законодательством СССР, так и международным правом. Этот принцип и лег в основу провозглашения независимости НКР. Многим может показаться, что в современном мире, погрязшем в пучине войн, международная правовая система не играет особой роли. Однако в случае с Арцахом нам удалось выбрать верную правовую основу, пройти весь путь становления независимости и государственности Республики Арцах, связанный с развитием и продвижением Арцахского вопроса на международной арене в соответствии с правильными законодательными нормами, и дойти до уровня, который, с точки зрения самоопределения народов, самобытен в мировой истории». С этих слов начал свое выступление на прошедшем в ереванском офисе РПА форуме юрист-международник, специалист по конституционному праву Вардан Погосян. В ходе представления темы «Правовые основы провозглашения Нагорно-Карабахской Республики» он отметил, что право народов на самоопределение в доктрине международного права и в международной практике стран не рассматривается непосредственно как право отделения от территории данного государства. Правда, существуют и обратные подходы, но они не являются общепринятыми, что было доказано консультативным заключением Международного суда ООН в отношении Косово.






    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ