Айк АЛУМЯН: «ПОРА УЯСНИТЬ: УПК 1999 ГОДА БОЛЬШЕ НЕ СУЩЕСТВУЕТ»
«Пора уяснить: УПК 1999 года больше не существует»,- заявил в интервью «ГА» адвокат Айк АЛУМЯН.
- Г-н Алумян, в адвокатской среде в последнее время назрело недовольство, связанное с применением нашими судьями и правоохранительными органами нового Уголовно-процессуального кодекса (УПК). На ваш взгляд, в этой связи, действительно существуют серьезные проблемы? Если да, какие из них вы бы выделили?
- Как и всякое новшество, новый УПК должен пройти «обкатку», в процессе которой проявятся те проблемы, которые неизбежны, когда принимается новый закон. Особенно такой глобальный, в котором серьезно изменена вся концепция уголовного процесса.
Надо сказать, что Уголовно-процессуальный кодекс не так, чтобы совершенно новый, ему уже 2 года с небольшим. В течение этого периода Кассационный суд (КС) в принципе должен был бы создать прецеденты по многим статьям УПК, чтобы остальные правоприменители не расходились во мнениях относительно трактовки новых норм. Надо заметить, что в этом отношении мы имеем серьезные проблемы: очень мало новых норм, содержание которых было бы прокомментировано Кассационным судом. Поэтому дело доходит до абсурда. В частности, суды, а вместе с ними прокуратура и следственные органы в своих решениях и постановлениях ссылаются на решения Кассационного суда, к примеру, от 2013, 2018 или 2020 гг., что абсолютно неприемлемо.
- Но почему это абсолютно неприемлемо?
- Если мы имеем дело, к примеру, с решениями Кассационного суда от 2020 года по какому-либо вопросу, то это означает, что КС в своем решении комментировал положения УПК, которые действовали в тот момент. То есть, предыдущего Уголовно-процессуального кодекса. Какое может иметь отношение комментарий к УПК 1999 года к делам, которые ведутся в данный момент, в соответствии с УПК 2022 года?
Приведу простой, кстати, широко распространенный пример. Следователь вносит в суд ходатайство о применении в отношении обвиняемого ареста в качестве меры пресечения. И свое ходатайство, в числе прочего, подкрепляет ссылкой на прецедентное решение Кассационного суда от 2020 года. Открываем решение, на которое ссылается следователь, и обнаруживается, что в нем КС комментирует статью 135 предыдущего УПК (1999 года), который на тот момент был в действии. Спрашивается: какой смысл ссылаться на комментарии КС относительно статьи Уголовно-процессуального кодекса, который уже более 2-х лет утратил силу?
Абсолютно алогичная ситуация. Но потом, читая решение суда, который удовлетворил ходатайство следователя и на 2 месяца арестовал обвиняемого, видишь, что в качестве мотивировки суд ссылается на прецедентное решение КС от 2013, 2018 гг. и т.д. Открываем эти решения и видим, что в них КС также комментирует ту же статью 135 УПК 1999 года. Получается абсолютный абсурд.
Если какой-нибудь следователь или судья в своих решениях или постановлениях будет ссылаться на нормы закона, который уже утратил силу, на него посмотрят в лучшем случае с изумлением. Но когда тот же следователь или судья ссылаются на прецедентные решения Кассационного суда, в которых комментируется статья УПК, утратившая уже более 2-х лет свою силу, все считают это абсолютно нормальным явлением. Между тем это еще больший абсурд, как если бы ссылались лишь на утративший силу закон. Такая странная методика сейчас действует повсеместно, и в силу этого уже никого не удивляет.
Пора положить конец этому правовому беспределу. Суды, прокуратура и следственные органы должны четко уяснить, что УПК 1999 года уже не существует и следовательно не действуют комментарии КС относительно статей данного кодекса.
ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА
-
2025-07-30 09:59
28 июля в ереванском уголовном суде под председательством судьи Карена Фархояна состоялось заседание по делу Погоса Погосяна, скончавшегося 25 сентября 2001 года. Отметим, что в январе 2020 года генпрокуратура направила в Апелляционный суд ходатайство о пересмотре или отмене вердикта по делу о смерти 43-летнего гражданина Грузии Погоса Погосяна, а также направлении материалов дела в нижестоящую инстанцию для нового разбирательства. Ходатайство было удовлетворено.
-
2025-07-29 19:03
29 июля в Антикоррупционном суде под председательством Ваге Долмазяна продолжился судебный процесс по делу зампреда РПА Армена Ашотяна, ректора ЕГМУ Микаэла Нариманяна и сотрудников вуза Ларисы Парсегян, Марты Симонян и Ролана Давтяна.Их обвиняют в злоупотреблении служебным положением и отмыванием денежных средств.
-
2025-07-28 10:25
Ситуация вокруг экс-мэра Эчмиадзина Дианы Гаспарян продолжает оставаться в центре внимания общественности. Как известно, вскоре после того, как ей 15 мая пришлось покинуть кресло мэра, женщина оказалась в статусе обвиняемой. И не только она, но и кое-кто из членов ее семьи. Прошло уже более двух месяцев, как Диане Гаспарян и её свекрови Рузанне Асатрян были предъявлены обвинения, их допросили, а в качестве меры пресечения обеим была избрана подписка о невыезде. Проводящий расследование по делу Антикоррупционный комитет воздерживается от подробностей, ссылаясь на интересы следствия.
-
2025-07-24 14:01
Следствие по уголовному делу в отношении архиепископа Микаэла Аджапахяна завершилось. Об этом следователь 23 июля уведомил группу адвокатов архиепископа. Ознакомление с материалами дела назначено на 24 июля. В соответствии с процедурой, следователь направит обвинительное заключение вместе с материалами дела надзирающему прокурору. Последний в течение семи дней вынесет постановление об утверждении обвинительного заключения, после чего направит его вместе с материалами дела в соответствующий суд. Напомним, что архиепископ Микаэл Аджапахян обвиняется по части 2 статьи 422 УК РА по подозрению в призывах к насильственному захвату власти и свержению конституционного строя через СМИ. Србазан не признает предъявленные ему обвинения.