Айк ДЕМОЯН: НЕ ИМЕЯ ПРАВА МЕНЯТЬ ЭКСПОЗИЦИЮ, ОНИ МОГУТ ПРОСТО НАДОЛГО ЗАКРЫТЬ МУЗЕЙ И МЕМОРИАЛ
«Руководству Музея-института Геноцида армян: даже не пытайтесь самовольно изменить постоянную экспозицию музея под предлогом капитального ремонта» - эта запись экс-директора МИГА доктора исторических наук Айка Демояна в Фейсбуке вызвала переполох и множество вопросов. Напомню, что 3 октября действующий директор Музея-Института Эдита Гзоян сообщила, что в ближайшие дни начнется капитальный ремонт Мемориального комплекса «Цицернакаберд» и прилегающей территории. Речь идет в основном о дренажной системе.
"Я БЫ НАЗВАЛ СВОЮ ЗАПИСЬ СВОЕГО РОДА ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕМ об «увертюре» к довольно опасной затее, которая, на мой взгляд, таит в себе множество подводных камней. Проблема в том, что попытки изменить постоянную экспозицию предпринимаются далеко не в первый раз.
Экспозиция была разработана и создана в период 2014-2015 гг., открытие ее состоялось к 100-летию Геноцида. Научная концепция разработана мной, а авторство дизайна принадлежит моей супруге Лусине Матевосян и ее коллеге Кристине Абрамян. Эту работу мы с Лусине выполнили совершенно безвозмездно, в знак уважения к памяти жертв и выживших в Геноциде. Тогда я публично заявил о об этом нашем решении", - рассказал Айк Демоян в интервью «ГА».
Именно наличие авторских прав на концепцию и дизайн постоянной экспозиции и связанные с этим правовые вопросы – причина безуспешности попыток ее изменить. Однако, по словам Демояна, помимо юридического, есть и политический подтекст вопроса.
«В силу того, что творится в последние годы в стране в целом и вокруг Музея-Института Геноцида армян в частности, я отнюдь не уверен, что в угоду политической конъюнктуре и заказам извне постоянная экспозиция не будет частично или полностью изменена, а то и вовсе закрыта. Причем, подчеркну, это самый мягкий сценарий», - отмечает он.
Началось все несколько лет назад – при прежнем директоре Арутюне Марутяне, с именем которого, помимо всего прочего, связаны и вопросы финансового характера. Дело в том, что 2-3 года назад он обратился с письмом в МОНКС относительно необходимости ремонта дренажной системы здания музея. Тогда на эти цели было перечислено порядка 300 000 долларов – соответствующие документы есть в открытом доступе в сети.
«То есть сегодня Министерство образования и науки выделяет около 2 млн долларов (сумма озвучена на пресс-конференции Гзоян – М.Г.) на те же самые работы, на которые средства уже пару лет назад были выделены. И тогда под предлогом проведения этих работ постоянную экспозицию частично надолго закрыли. Возникает естественный вопрос: почему же проблема не была решена тогда и потребовалось снова выделять бюджетные средства?» - говорит историк.
ОСТАВИМ, ОДНАКО, В ДАННОМ СЛУЧАЕ В СТОРОНЕ ФИНАНСОВУЮ СОСТАВЛЯЮЩУЮ. Факт остается фактом: при Марутяне постоянная экспозиция была временно закрыта, но изменить в ней что-либо не осмелились, понимая неизбежность правовых последствий. Почему и как это возможно сделать сейчас?
По словам Демояна, у него есть сведения из авторитетных источников о том, что в верхах обсуждается вопрос временного приостановления работы Музея-Института и закрытия Мемориала. И это будет сделано под благовидным предлогом проведения ремонтных работ и реконструкции памятника. Иными словами, музей будет закрыт для посетителей, а легендарный мемориал покроется строительными лесами.
Историк полагает, что такая ситуация приведет к переносу протокольных мероприятий по обязательному посещению комплекса в Цицернакаберде куда-нибудь еще, к примеру, в «Ераблур». Причем, по его словам, он лично был свидетелем подобных разговоров еще в прошлом году.
«Думаю, сейчас разыгрывается именно этот сценарий: под красивой вывеской выделения государством средств на ремонт и восстановление они намерены просто прикрыть МИГА и Мемориал. Подчеркну: версия о намерении властей отменить протокольные мероприятия по посещению Цицернакаберда – исключительно мое предположение, основанное на полученной информации. Тем не менее, я считаю своей обязанностью публично предупредить об этом армянскую общественность», - говорит Демоян.
Любое изменение постоянной экспозиции потребует обязательного согласия ее авторов, дабы не нарушать авторские права. Они должны знать, что и на каком основании будет изменено – идет ли речь о наличии новых архивных данных, появления новых экспонатов и пр. Ведь в свое время архивный потенциал Музея-Института был по максимуму использован в составлении постоянной экспозиции.
Говоря о датах ремонтных работ, директор МИГА на пресс-конференции заявила, что планируется завершить их до старта мероприятий, приуроченных к 110-летию Геноцида. Однако, считает Айк Демоян, речь идет только о первом этапе: «Они могут к 24 апреля 2025 года открыть все для посещения, а потом снова закрыть и уже на неопределенный срок, поскольку никаких окончательных временных рамок директор не назвала. А значит, это может продолжаться до бесконечности».
ДЛЯ ТОГО, ЧТОБЫ ОБЕСПЕЧИТЬ ОБЩЕСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ за ремонтными работами, историк предлагает создать общественную структуру (комиссию, совет) которая будет следить за процессом и не позволит руководству МИГА и давно дискредитировавшему себя Попечительскому совету действовать бесконтрольно и по своему усмотрению.
«Члены этой структуры, конечно же, не будут вмешиваться или мешать, цель прямо противоположная - помочь. Мы предлагаем раз в 2-3 месяца предоставлять нам возможность знакомиться с ходом ремонтных работ и получать информацию о сроках их завершения. В ближайшие дни я выступлю с подобной инициативой и, возможно, назову конкретных людей, предложив им войти в эту структуру. Естественно, она будет действовать на общественных началах, без каких-либо юридических полномочий», - заключил Айк Демоян.
Со своей стороны отметим, что наличие общественного контроля в вопросе ремонта и реконструкции исключительного по важности для нации и государства объекта, безусловно, необходимо. Сложно, согласитесь, поверить в благие намерения пашиняновской своры в том, что касается МИГА и Мемориала, учитывая в первую очередь весьма неоднозначные высказывания ее представителей относительно Геноцида армян и генетической памяти армянского народа.
И, конечно, памятуя о последней позорной фотографии, где сам глава оккупационного режима демонстративно излучает абсолютное счастье от личной встречи с лидером геноцидального государства.
Того самого государства, которое не только не признало и не покаялось за совершенный в начале 20 века Геноцид, не только приняло самое деятельное участие в геноциде армянского народа Арцаха, но и не скрывает намерений завершить процесс полного уничтожения в регионе армянского государства и армянского следа. Не исключено – путем нового массового преступления.
ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА
-
2025-03-17 10:05
20 октября 2024 года в Арцахе скончалась одна из 14 остававшихся в городе после его оккупации армян – 70-летняя Вера Агасян. Как сообщали бакинские СМИ, причиной смерти стала острая легочно-сердечной недостаточность. Прошло почти 5 месяцев, но умершая женщина все еще остается непогребенной, несмотря на желание семьи похоронить ее в Армении и готовность помочь в транспортировке, выраженную Международным комитетом Красного Креста.
-
2025-03-14 08:54
Вчерашние откровения Никола, обрушенные на общество в виде интервью с «турецкими журналистами», можно однозначно квалифицировать как очередную волну информационного террора против армянского народа. Даже с учетом того, что ничего особо нового в них не было. В любом случае ясно, что все это готовилось не в Ереване и даже не на Западе (времена изменились), а в Анкаре. Последовавшие сразу заявления из Турции и Азербайджана – лучшее тому доказательство.
-
2025-03-12 10:10
То, что происходит в Сирии в последние несколько дней, в очередной раз потрясло мир. Ужасающие видеокадры с телами убитых мирных жителей, в том числе женщин и детей, сообщения о массовых казнях под соусом «борьбы с оппозицией», сцены унижения и глумления над беззащитными людьми вновь привели к бесполезному и явно запоздавшему потоку всевозможных заявлений и призывов с требованием остановить убийства представителей религиозных меньшинств, в том числе христиан.
-
2025-03-07 09:50
Вслед за офисами USAID и Россотрудничества, ряда иностранных СМИ, в том числе ВВС, «Голоса Америки», «Спутник Азербайджан» и Bloomberg, в Баку взялись за представительства международных организаций. Как уже сообщалось, уведомление о нежелательности дальнейшего пребывания в алиевском султанате получил МККК, затем появились сообщения о закрытии Transparency International, а также четырех контор ООН: Программы развития (ПРООН), Фонда народонаселения (UNFPA), Верховного комиссариата по делам беженцев (UNHCR) и Детского фонда (UNICEF).