МИНЫ – СПЕКУЛЯТИВНЫЙ ПОЛИТИЧЕСКИЙ КАПИТАЛ БАКИНСКОГО РЕЖИМА
Как сообщает научно-аналитический фонд «Гегард», с 12 по 13 октября с.г. в столице Чехии Праге была проведена фотовыставка, посвященная жертвам мин. Ее организовал азербайджанский фотоклуб «Gilavar Foto Klubu» при финансовом содействии «Агентства государственной поддержки НПО Азербайджана» и действующей в Чехии азербайджанской организации «Страна огня».
«ТЕМА МИН – ОДИН ИЗ ИНСТРУМЕНТОВ АЗЕРБАЙДЖАНСКОЙ ПРОПАГАНДИСТСКО-ИНФОРМАЦИОННОЙ КАМПАНИИ, направленной против Армении и армян, инструмент, который последовательно используется на государственном уровне», – констатирует фонд «Гегард», отмечая при этом, что, позиционируя себя как жертву конфликта и отвлекая внимание международной общественности от преступлений, совершенных против армян Арцаха, Азербайджан подобными мероприятиями пытается преподнести минную тему неосведомленным иностранцам как проблему, с целью выдвижения безосновательных обвинений против Армении.
Тем временем факты свидетельствуют о том, что проблема мин в регионе возникла именно вследствие агрессивной и захватнической политики властей Азербайджана в отношении самоопределившегося в строгом соответствии с международным правом Нагорного Карабаха (Арцаха).
Мины являлись самым коварным наследием развязанной азербайджанской стороной первой и наиболее продолжительной войны в Нагорном Карабахе. В период активных военных действий с 1991 по 1994 годы в зоне конфликта, по некоторым данным, в целом было установлено по меньшей мере 50 000 противопехотных мин. Было заминировано более 15 тысяч гектаров земли – для небольшого региона, каким является Нагорный Карабах, этот показатель катастрофически высок. С учетом соотношения количества заложенных мин с численностью и плотностью населения республики наблюдатели сравнивали уровень пораженности территории Нагорного Карабаха с Афганистаном. Более того, помимо мин, по всей территории НКР, подвергавшейся систематическому обстрелу и бомбежкам со стороны Азербайджана, насчитывалось несколько десятков тысяч невзорвавшихся боеприпасов (шариковых бомб, артиллерийских снарядов и т.д.), на каждого жителя края (численность населения Арцаха тогда составляла примерно 150 тысяч человек) приходилось, как отмечали эксперты, по одному невзорвавшемуся боезаряду. Наибольшее количество неразорвавшихся мин и других снарядов было сконцентрировано в Мартакертском районе, населенные пункты которого не раз переходили в ходе войны из рук в руки.
Несмотря на большие усилия властей Нагорно-Карабахской Республики по разминированию, многие годы после заключения бессрочного перемирия мирные люди в Нагорном Карабахе калечились и погибали от этой притаившейся во времени и растянутой в нем смерти. Часто происходили подрывы в прифронтовой зоне, гибель домашнего скота на пастбищах, выход из строя сельскохозяйственной техники на частных участках и т.д.
Особенно уязвимой категорией были дети и подростки. Согласно статистическим данным, около одной трети несчастных случаев происходили во время игр, и жертвами их становились в основном подростки. В связи с этим Степанакертским офисом Международного Комитета Красного Креста осуществлялись программы в общеобразовательных школах республики по информированию учащихся о минной опасности, правилах поведения при обнаружении невзорвавшихся боезарядов, строились безопасные игровые площадки.
ПОМИМО СТАТИСТИКИ СМЕРТЕЙ И ПОКАЛЕЧЕННЫХ ЖИЗНЕЙ НЕ МЕНЕЕ СУЩЕСТВЕН факт огромных экономических убытков от мин. Неразорвавшиеся мины и другие снаряды препятствовали сельскохозяйственной деятельности на обширных территориях. По послевоенным данным министерства сельского хозяйства НКР, около 30% сельхозугодий на территории республики оказались в опасной зоне. Причем – самые плодородные участки в низменных и предгорных районах. От этого экономика республики, основным потенциалом которой являлось сельское хозяйство, терпела, по некоторым оценкам, до 10 миллионов долларов убытков в год.
Процесс разминирования территории НКР начался почти сразу после установления бессрочного перемирия на азербайджано-карабахском фронте (в мае 1994 года). Работы осложнялись тем, что в период активных военных действий территории несколько раз переходили из рук в руки, карты минных полей отсутствовали, сложный рельеф местности требовал соответствующей методики и техники обезвреживания, а имеющийся потенциал не мог обеспечить желаемых результатов. Со временем местным государственным и неправительственным структурам стали помогать международные организации. Большое содействие Нагорному Карабаху оказывала благотворительная организация The HALO Trust, занимавшаяся гуманитарным разминированием также в Афганистане, Абхазии, Анголе, Камбодже, Чечне, Эритрее, Мозамбике, Косово, Сомали, Шри-Ланке и др. В 2001 году под руководством этой организации в НКР началась широкомасштабная программа, в рамках которой за два года было очищено от невзорвавшихся боеприпасов свыше 350000 кв. м земли, найдено и обезврежено 1322 противопехотных, свыше 478 противотанковых мин и 16000 невзорвавшихся боеприпасов (шариковых бомб, минометных снарядов, гранат, ракет).
Процесс разминирования продолжался много лет. Однако полному очищению территории Нагорного Карабаха мешали новые масштабные вооруженные нападения со стороны Азербайджана с применением уже современного ракетно-артиллерийского оружия. Как во время «4-дневной войны» 2016 года, так и в ходе «44-дневной войны» 2000 года азербайджанская сторона подвергла интенсивному обстрелу не только боевые позиции Армии обороны НКР, но и мирные населенные пункты республики. Практически с первого дня развязанной 27 сентября кровавой войны 2020-го бакинский режим, поддерживаемый и подстрекаемый Эрдоганом, стал планомерно уничтожать целые мирные города и села Арцаха, накрывая их кассетными бомбами, различными ракетами, снарядами и бомбами (РСЗО «Смерч», ракетный комплекс LORA, тяжелый огнемет ТОС, боевые самолеты, ударные БПЛА и т.д.).
Под прицелом оказались жилые здания, школы, детские сады, госпитали, больницы, родильные дома, церкви, различные объекты инфраструктуры в 170 (около 70%) общинах Республики Арцах. Разумеется, после столь интенсивных обстрелов и бомбежек к еще необезвреженным со времен первой войны боезарядам прибавилось множество других, более современных боеприпасов. Но даже сей факт, то есть собственные преступления против народа Арцаха, Азербайджан пытался использовать против армян, в частности, обвиняя Степанакерт и Ереван в подрывах на минах аскеров на уже перешедших под азербайджанский контроль территориях. Было совершенно очевидно, что необоснованными обвинениями и претензиями бакинская пропагандистская машина на фоне приверженности НКР режиму прекращения огня пытается искусственно создать дополнительные поводы для новых провокаций и агрессий. В реальности же при желании официального Баку проблему мин и другие гуманитарные вопросы можно было обсудить и решить общими усилиями, тем более что карабахская сторона неизменно выражала готовность к совместному решению гуманитарных вопросов, представляющих взаимный интерес, и выступала с конкретными предложениями не только по минам, но и совместному использованию водных ресурсов, пастбищ и т. д.
НАДО СКАЗАТЬ, ЧТО К ПРОЦЕССУ РАЗМИНИРОВАНИЯ ПОСЛЕ «44-ДНЕВНОЙ ВОЙНЫ» подключились российские миротворцы, введенные в регион в соответствии с трехсторонним заявлением от 9 ноября 2020 года. Однако полноценной работе вновь помешала азербайджанская сторона – перманентным обострением ситуации на линии разграничения сторон, обстрелом приграничных территорий, многомесячной блокадой и, наконец, широкомасштабным нападением с применением ракетно-артиллерийского оружия и авиации 19 сентября 2023 года, приведшим к этническим чисткам в Арцахе и полной оккупации древнего армянского края.
Таким образом, можно сказать, что Азербайджан, трубящий на весь мир о минной опасности, неизменно отказывался сотрудничать с Нагорным Карабахом и Арменией по гуманитарному разминированию, не предоставлял никаких карт минных полей, более того: постоянно препятствовал международным усилиям по разминированию в зоне конфликта, систематически нагнетая военно-политическую обстановку там.
Думаю, у не посвященного в тему читателя теперь не осталось сомнений относительно главного «сеятеля» мин в регионе и его жертв. Тем временем мины продолжают оставаться спекулятивным политико-пропагандистским капиталом азербайджанских властей. Именно манипулируя темой мин (якобы в Арцах через Лачинский коридор при содействии российского миротворческого контингента поставлялись вооружение и мины из Армении), Азербайджаном была перекрыта единственная дорога, связывающая Нагорный Карабах с внешним миром. А сегодня, после полной оккупации Арцаха, бакинская ложь о минах является неотъемлемой частью безосновательных обвинений против Армении и давления на нее с целью получения новых уступок от действующих властей.
ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА
-
2025-04-10 09:54
Заявление министерства иностранных дел РА от 5 апреля сего года вызвало справедливое возмущение у вынужденных переселенцев из Арцаха и всех здравомыслящих армян. Общие настроения и коллективную мысль, пожалуй, выразила Единая информационная платформа госорганов Арцаха, подчеркнувшая в своем заявлении, что «никто не имеет права распускать государство, созданное путем всенародного референдума» и что «эти полномочия принадлежат народу Арцаха, и они неотделимы от него».
-
2025-04-10 09:42
В апреле 1992 года в селе Марага Мартакертского района Нагорно-Карабахской Республики (Республики Арцах) хозяйничали смерть и ужас… Приграничное с азербайджанским Мир-Баширским районом армянское село длительное время подвергалось интенсивным артобстрелам, в результате чего еще до известных кровавых событий 10 апреля 1992 года в Мараге имелись значительные разрушения. Некоторая часть жителей села, где, согласно советской переписи 1989 года, проживало 4660 человек, вынуждена была покинуть места постоянного проживания и найти пристанище в других районах НКР или за пределами республики. Большая же часть марагинцев спасалась от обстрелов в вырытых во дворах земляных укрытиях-блиндажах.
-
2025-04-09 09:54
Ознакомление с содержанием аудиосообщения Рубена Варданяна от 12 марта, в частности, с отрывком, касающимся двух лжесвидетелей, которые были привезены из оккупированного Степанакерта для дачи показаний против него, а также умозаключения в связи с этим о том, какую цену пришлось бы заплатить арцахам, если бы они «остались дома», навели на ряд мыслей гуманитарного и философского плана, чрезвычайно важных с нравственно-этической точки зрения и конкретно-предметных в контексте азербайджано-карабахского конфликта.
-
2025-04-08 09:17
Бакинский режим вновь активно задействовал один из инструментов своей пропагандистской машины – тему мин, позиционируя себя как жертву навязанного им же Арцаху и Армении военно-политического конфликта и пытаясь отвлечь внимание международной общественности от преступлений, совершенных азербайджанской военщиной против армянских сторон. Сегодня, когда Арцах оккупирован, а народ депортирован из своей многотысячелетней родины, Баку преподносит минную тему международной общественности как актуальную проблему, выдвигая безосновательные обвинения против Республики Армения. Бакинский режим не был бы бакинским режимом, если бы не вовлек в свои пропагандистские интриги незаконно удерживаемых в плену армян. Согласно сообщению азербайджанских СМИ, во время «суда» в Баку бывший первый заместитель командующего Армией обороны НКР Давид Манукян якобы заявил о том, что «Армения установила мины» в Нагорном Карабахе.