СТРАНА ТЕНЕВОЙ СОБСТВЕННОСТИ
Власть Пашиняна обкрадывает и страну, и народ. Украденные деньги исчезают в каких-то черных дырах, значительная их часть наверняка оседает за рубежом. Соки высасываются из всех систем, которые жизненно необходимы для существования любого государства. Даже из армии. Впрочем, созданное режимом Пашиняна есть нечто, никак не могущее быть названо государством. Из этого "нечто" государство не может вырасти. Все, что каким-то чудом у нас сохранилось государственного, вынужденно действовать в подполье, вопреки режиму.
У НАС НАКОПИЛОСЬ ОГРОМНОЕ МНОЖЕСТВО НЕОТЛОЖНЫХ ПРОБЛЕМ, которые надо было решать еще вчера. Страну и армию восстанавливать надо, если кто забыл. Послевоенная Германия, стартовав с кромешной разрухи, с тридцати новых марок, выданных каждому жителю, через десять лет уже лоснилась бюргерским благополучием и слушала завистливые пересуды мира о немецком чуде. Мы же с этой властью вечно будем сидеть на реках Вавилонских.
Лишний раз в этом можно было убедиться 28 октября, наблюдая за совместным заседанием постоянных парламентских комиссий, где обсуждался проект бюджета на 2025 год. Представители власти на заседании пытались понять про себя, кто они есть и что им теперь с этим счастьем делать. Как всегда, в центре интеллектуальных усилий оказался Пашинян.
Вот чем он хорош? То есть он всем хорош, но чем особенно? А вот фиг угадаете-то... Скромностью! Да-да! Скромностью Никол хорош особенно. Его окружение, бывало, начинает страстно превозносить вождя, клясться ему в любви и верности, вопить "Чудо, чудо нам Бог даровал!" А потом из-за кулис выходит вождь, такой простой-простой: ну что вы, говорит, ну зачем так? Государство, говорит, надо любить, государство!
Может ли не иметь прекрасного будущего страна с таким премьером? Может ли страдать живущий в ней народ? Могут ли не лучиться его глаза светом неподдельного счастья? Не могут - вот правильный ответ.
Теперь - расслабьте мозг и подвинтите нервную систему: переходим к главному. Последним человеком столь широкого интеллектуального охвата был Платон. Потом много веков никого достойного не было, и вот явился Пашинян. Особенно силен этот Леонардо в логике. Читайте цитату внимательно!
"Первая формула: "Армения - мой очаг, народ - моя семья", вторая формула: "Богатей и делай богатым", третья формула: "Будущее Армении зависит от одного человека, и этот человек - ты", четвертая формула выглядит следующим образом: "Родина есть государство. Если любишь свою Родину, укрепляй свое государство". И пятая формула: "Государство здесь. Следовательно, здесь хлеб, здесь Родина, здесь дом", - заявил Пашинян и начал подробно объяснять, что такое налог, как он формируется, почему необходимо вести бескомпромиссную борьбу с коррупцией и т.д.
НУ, ЧТО ТУТ МОЖНО СКАЗАТЬ? БЕЗДАРНЫЙ ПОЛИТИК УПОДОБЛЯЕТСЯ тому актеру, о котором Станиславский писал: "Словесный текст, часто повторяемый на репетициях и на многочисленных спектаклях, забалтывается, и тогда со слов отлетает их внутреннее содержание, а остается механика. В результате этого у актеров вырабатывается привычка к механической речи на сцене, то есть к бессмысленному произношению зазубренных слов роли, без всякого внимания к их внутренней сущности".
Господи, сколько же лживых и бездарных политиков узнают себя в этих словах великого мастера! Мы их тоже узнаем. Ведь так, Никол Воваевич?
И все же мысль Пашиняна о необходимости ведения бескомпромиссной борьбы с коррупцией меня зацепила. Ведь не первым мною замечено, что когда при этой власти начинают бороться с коррупцией, это, как правило, связано с коррупцией. И что имеет в виду Пашинян, постоянно говоря о необходимости усилить государство? Государство по большому счету - это абстракция. А реальность - это государственный аппарат, который, как уверены все, проела коррупция. Выходит, что усиливать государство - это усиливать тех самых чиновников, которых проела...
"Коррупция", как известно, в переводе с латинского означает "подкуп", взятку, как мы чаще говорим. Но в Армении при Пашиняне это куда более масштабная и всепроникающая категория, поразившая все звенья и слои власти. "Берут везде" стало знамением времени. Об этом говорят не только на кухнях или митингах оппозиции, с этим соглашаются высокие чиновники. Соглашаются с изящной улыбкой, совершенно безбоязненно, ибо понимают, что если кого-то и привлекут, то только не их, защищенных огромными деньгами или стенами служебных кабинетов.
Поэтому когда нынешняя "бескомпромиссная борьба" с коррупцией завершится примирением сторон и бывшие противники соберутся на товарищеский ужин, в ход пойдут воспоминания. И под общий смех, смех усталых прокуроров и уже расслабившихся чиновников, они, может, станут рассказывать друг другу о некоторых объектах собственности, приобретенных за счет коррупционных сделок.
Не о всей собственности, естественно. Ведь Армения сегодня - страна теневой собственности. Мы ничего не знаем о том, кто чем реально владеет в стране. Или даже кто реально владеет страной? Знаем, что у всякой ценности где-то есть собственник (сунься - голову оторвут), но кто он, этот хозяин? И каковы размеры его собственности. Не знаем. Ничего не знаем. Лишь чьи-то тени вокруг, и где реальные собственники, где их теневые конкуренты, не разобраться. Не страна, а театр уголовных теней.
ХОТЯ, С ДРУГОЙ СТОРОНЫ, ПРИ ПАШИНЯНЕ НАБЛЮДАЕТСЯ ВОПИЮЩАЯ несправедливость отношения к коррупции, поразительная неблагодарность к ней. Ведь, если вдуматься, то именно коррупция - это единственное, что сегодня хоть как-то связывает власть Пашиняна с народом. Коррупция из последних сил самоотверженно питает хоть какой-то интерес власти к народу и заставляет иногда о нем вспоминать. Коррупция - это то единственное, что обеспечивает хоть какой-то контакт, пусть мимолетный, пусть финансово обременительный для граждан, но все же контакт. Именно коррупция соединяет несоединимые вещи - власть Пашиняна и народ. А тут - нате вам... бескомпромиссная борьба с коррупцией.
Впрочем, никто во власти бороться с коррупцией - и тем более "бескомпромиссно" - конечно, не собирается. Как говорил отец Сингапура Ли Куан Ю: "Чтобы побороть коррупцию, первым делом посади трех своих лучших друзей. Ты знаешь, за то, и они знают, за что". Но кто будет сажать лучших друзей у нас? Наоборот, Пашинян коррупцию будет всячески поощрять, ибо еще парагвайский диктатор Стресснер в свое время заметил: "Необходимо поощрять коррупцию, ибо коррупция порождает соучастие, а соучастие порождает преданность".
Но один верный способ борьбы с коррупцией мы все-таки знаем. Надо сделать так, чтобы деньги пахли, а еще лучше, чтоб они стали радиоактивными. И всем раздать счетчики Гейгера. Чиновник на улице свой прибор на тебя наводит, а ты - на него. Его прибор попискивает, а твой верещит, как будто ты не на ереванской улице, а в Чернобыле 27 апреля 1986 года. Заходишь в мэрию, и сразу видно, какую дозу радиации там схватили. Едешь мимо Национального Собрания, а это просто Хиросима и Нагасаки. Выходит министр из здания правительства - а вокруг него сияние, как у святого.
Братцы, ведь мы так с коррупцией точно покончим.
ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА
-
2025-04-09 10:14
Можно, конечно, напустить гигантскую лужицу розовых слюней и в ней пустить кораблики - "мирное соглашение", "эпоха мира", "перекресток мира". Но это игры для совсем слабоумных, никогда не бравших в руки даже учебника истории.
-
2025-04-08 09:49
Отчего при Пашиняне на ключевых постах в ключевые моменты сплошь и рядом оказывается черт-те кто, занимаются эти личности черт-те чем и выполняют свои обязанности из рук вон плохо? С поправкой на то, что если они вообще хоть что-то выполняют, кроме показушной имитации бурной деятельности, так и то хлеб. Ибо в их собственном понимании результат работы и есть их назначение на пост, с которым работа должна заканчиваться. После чего начинается синекура, дольче вита и большое воровство.
-
2025-04-05 09:56
Выборы в Гюмри и Паракаре еще раз убедительно продемонстрировали, что эпоха Пашиняна явно выдыхается. Власть еще стоит, вертикальная, но внутри пуста. Атмосферное давление падает. Не то, чтобы на горизонте была буря. Бури, к сожалению, пока нет. Но отдельные завихрения, как в Гюмри и Паракаре, уже неизбежны и превратиться в нечто более серьезное в обозримом будущем они вполне могут. Все на свете работает по принципу приливов и отливов. Вот и в нашей внутриполитической жизни, судя по всему, начинается прилив. Пашинян, конечно, величайший канатный плясун, и какое па он изобразит на этот раз, трудно сказать. Однако вряд ли это его спасет. В течение известного времени можно плясать на канате, но, вообразив, что можно пойти и по воздуху, куда захочется, рискуешь и костей не собрать.
-
2025-04-05 09:40
Ну что ж, сограждане, жизнь после выборов в Гюмри и Паракаре помаленьку входит в русло. Русло, конечно, пересохшее и вытоптанное стадами представителей власти Пашиняна, но уж какое есть, пейзаж не выбирают. Милости просим.