ЗАЧЕМ АЛИЕВУ РОСПУСК МИНСКОЙ ГРУППЫ ОБСЕ?
В ряду нереалистичных претензий Ильхама Алиева к Армении – требование об инициировании роспуска Минской группы ОБСЕ.
"Хотя Минская группа ОБСЕ уже давно не функциональна, но формально она существует, и наш вопрос заключается в том, что если Армения признала Карабах частью Азербайджана, а Минская группа была создана для решения карабахского вопроса, то зачем она нужна? То есть нежелание Армении ликвидировать, вместе с нами обратиться в ОБСЕ по ликвидации Минской группы ОБСЕ говорит о том, что планы реваншистов достаточно серьезны", – с намеренной фальшью утверждает бакинский диктатор.
ПРОВОКАЦИОННЫЙ ТЕЗИС О НЕНАДОБНОСТИ МИНСКОЙ ГРУППЫ – официально признанного международного посреднического формата по урегулированию нагорно-карабахского конфликта – Алиев стал последовательно продвигать еще после азербайджано-турецкой агрессии сентября-ноября 2020 года ("44-дневной войны") и оккупации большей части Арцаха.
С тех пор он продолжает с нескрываемым злорадством утверждать, что с Минской группой ОБСЕ покончено, так как ему, дескать, удалось силой решить карабахскую проблему. То есть бакинский диктатор уверяет, что он одним махом уничтожил международно признанный формат, в рамках которого представители мировых держав на протяжении двух с половиной десятков лет работали над урегулированием сложнейшего конфликта, сформировав при этом уникальную площадку для реального сотрудничества России и коллективного Запада.
Но попробуем разобраться, что на самом деле произошло в конфликтном регионе с политико-правовой точки зрения и на каком основании и в честь чего надо распускать Минскую группу ОБСЕ. Прежде всего надо отметить, что предмет урегулирования МГ – азербайджано-карабахский конфликт – не получил своего политико-правового решения. Как раз наоборот: после беспрецедентной азербайджано-турецкой агрессии против Нагорного Карабаха (Арцаха) с использованием тысяч наемников и международных террористов карабахская проблема еще больше усугубилась, а бакинский военно-политический режим полностью обнажил свою преступную суть и откровенное намерение уничтожить, изгнать армян с их родной земли дабы "решить" вопрос самым примитивным и варварским методом – "нет народа – нет проблемы", то есть лишить родины древний народ и завладеть его территорией. Иными словами, имело место грубейшее нарушение фундаментальных норм международного права, настоящее преступление против человечности.
Конечно, азербайджанским властям крайне выгодно в одночасье свести на нет многолетние наработки и уникальный посреднический опыт сопредседательства МГ ОБСЕ, которое, несмотря на контрпродуктивную позицию бакинского режима, последовательно и терпеливо пыталось найти взаимоприемлемое решение на основе баланса интересов сторон конфликта в соответствии с основополагающими принципами международного права. Но как бы страстно ни хотел этого бакинский диктатор, выдавая желаемое за действительное, хоронить Минскую группу рано и, как говорил классик, слухи о преждевременной ее смерти сильно преувеличены. Скорее имеет место временный сбой, обусловленный создавшимися беспрецедентными глобальными военно-политическими реалиями. Несмотря на кардинальное изменение после 44-дневной азербайджано-турецкой агрессии статуса-кво в регионе, фундаментальные принципы международного права и человеческого сосуществования не изменились, и, следовательно, карабахский вопрос не решен ни в политико-правовом смысле, ни в плане историческом, общечеловеческом и цивилизационном.
АЛИЕВА, КОНЕЧНО ЖЕ, НЕ МОЖЕТ НЕ ВОЛНОВАТЬ ТОТ ФАКТ, ЧТО В ДОКУМЕНТАХ ОБСЕ за Нагорным Карабахом, основным субъектом развязанной Азербайджаном широкомасштабной войны, официально закреплен статус полноправной стороны конфликта. Данный непреложный факт, зафиксированный еще в Бишкекском протоколе 1994 года о бессрочном прекращении огня, был закреплен на Будапештском саммите СБСЕ (ОБСЕ) в декабре 1994 года и в Пражском резюме действующего председателя на первой встрече руководящего совета ОБСЕ от 31 марта 1995 года. Согласно этим документам, действенным механизмом урегулирования карабахского конфликта являются полноформатные переговоры с участием Нагорного Карабаха. Стало быть, любые попытки решения проблемы без участия Арцаха, а тем более вопреки воле его народа, нарушают принятые официальные решения ОБСЕ о трех сторонах конфликта и все международные и элементарно человеческие нормы, грубо попирают историческую справедливость.
Необходимо вновь и вновь констатировать, что азербайджано-карабахский конфликт – это не территориальный спор, а прежде всего вопрос прав и свобод человека, права народа Арцаха на самоопределение. Вот почему у президента Азербайджана, как и у премьер-министра Армении, на которого Алиев любит ссылаться в своих тщетных попытках обосновать оккупацию НКР и этнические чистки, нет абсолютно никаких полномочий, морального, исторического и иных прав для включения Арцаха в состав Азербайджана или же "отмены" провозглашенной народом республики. И ни один документ, подписанный чиновником самого высокого ранга, не может ликвидировать государство, которое создал народ посредством общенародного волеизъявления – референдума.
При этом необходимо напомнить, что азербайджано-карабахский конфликт никогда не рассматривался в качестве внутреннего дела Азербайджана – ни в период существования СССР, ни в последующий период формирования независимых государств на пространстве бывшего Советского Союза. Об этом свидетельствует хотя бы решение о создании международного формата по определению окончательного политического статуса Арцаха, в котором, к слову, вынужден был участвовать сам Азербайджан. Нельзя забывать и тот факт, что конфликтом активно занимались аж три постоянных члена Совета Безопасности ООН: сопредседатели Минской группы ОБСЕ – Россия, США и Франция – десятилетиями вели переговоры вокруг этого вопроса. И сегодня никто официально не отменял данный международно признанный формат.
Многие серьезные эксперты отмечают, что международно-правовые обоснования образования НКР безупречны: на фоне развала Советского Союза на территории бывшей Азербайджанской ССР, в полном соответствии с международным правом и действовавшим законодательством СССР, в частности, законом от 3 апреля 1990 года "О порядке решения вопросов, связанных с выходом союзной республики из СССР", образовались два независимых государства – Азербайджанская Республика и Нагорно-Карабахская Республика. Нагорный Карабах никогда не был в составе независимого Азербайджана. Нынешняя Азербайджанская Республика провозгласила себя правопреемником единственного досоветского азербайджанского государственного образования – Азербайджанской Демократической Республики 1918-1920 гг., которая не включала в себя Нагорный Карабах. Кроме того, официальный Баку объявил о незаконности установления в Азербайджане советской власти, при которой Нагорный Карабах собственно и был передан Азербайджанской ССР (исходя из политической конъюнктуры и помимо воли местного населения, нелегитимным с точки зрения международного права решением большевистского органа власти).
В СВЕТЕ ВСЕГО ВЫШЕИЗЛОЖЕННОГО СТАНОВИТСЯ ОЧЕВИДНЫМ, ЧТО НЕЗАВИСИМОСТЬ НАГОРНОГО КАРАБАХА и территориальная целостность Азербайджана лежат в разных правовых плоскостях, и независимость НКР никоим образом не нарушает территориальную целостность Азербайджана прежде всего потому, что Нагорный Карабах никогда не составлял часть независимого азербайджанского государства и самоопределился на своей исторической территории.
Иными словами, в плане международного права Нагорный Карабах реализовал свое неотъемлемое право на самоопределение, самостоятельное определение собственного пути развития и как состоявшееся государство жил независимо и развивался в соответствии с общепринятыми демократическими принципами свыше 30 лет на своей исконной многотысячелетней территории. Обладая необходимыми предпосылками и атрибутами государственности, Республика Арцах имела все законные основания воспользоваться многочисленными прецедентами в международном праве и быть принятой в ООН: положения о самоопределении и самообороне Нагорного Карабаха были осуществлены исключительно на законных основаниях и в рамках международного права, в соответствии с Уставом ООН.
Увы, современный аморфный мир оказался не в состоянии принять Арцах в свое правовое лоно. И это дает Алиеву повод цинично разглагольствовать о прекращении деятельности МГ ОБСЕ и, старательно обходя суть и причины конфликта, давить на Армению и международное сообщество в стремлении закрепить преступные результаты 44-дневного беспрецедентного коллективного террора против Арцаха и армянского народа в целом, средневекового акта многомесячной блокады и последовавших за этим широкомасштабного вооруженного нападения и этнических чисток.
Не раз нам приходилось констатировать, что бакинский режим весьма извращенно трактует само понятие "международное право", будучи убежденным в том, что общие для всех государств, наций и народов правила миропорядка почему-то не касаются Азербайджана и их можно использовать по-разному – в зависимости от ситуации и сложившейся конъюнктуры как инструмент достижения своих собственных интересов и удовлетворения политических (читай – преступных) амбиций. В интерпретации Алиева, оккупация Нагорного Карабаха (Арцаха) и изгнание народа со своей многовековой родины является "восстановлением территориальной целостности", которая в свою очередь означает не что иное, как тюрьму малых народов.
Между тем право на самоопределение никто не отменял. Оно продолжает оставаться одним из фундаментальных положений Устава ООН, и аморально подвергать каким-либо спекуляциям вопрос самоопределения карабахских армян на своей исторической родине. Крайне недопустимо, чтобы это исконное, данное Богом право трактовалось "сильными мира сего" в соответствии со своими геополитическими интересами. Ставка официального Баку на силу и циничное игнорирование им международного права, наконец, должны получить адекватную оценку, а местечковый диктатор, мнящий себя вершителем судеб людей и народов, – понести заслуженное наказание.
Бакинский режим должен, наконец, ответить за свои многочисленные военные преступления против народа Арцаха, армян и человечества в целом, за оккупацию древнего армянского края, изгнание народа с его родины, святотатства в отношении христианских храмов и все другие геноцидальные действия, совершенные за последние 30 лет против 150-тысячного населения НКР и полумиллиона проживавших в Азербайджане армян.
ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА
-
2024-12-25 09:09
Мы не раз обращались к проблемам вынужденных переселенцев из Арцаха. В частности, недавно писали о том, что подавляющее большинство этих насильственно перемещенных людей встретят второй Новый год и Рождество Христово вне стен своих домов, в чужих арендуемых квартирах, не видя при этом реальной перспективы решения проблемы собственного жилья в ближайшие годы.
-
2024-12-21 10:04
Комментируя в ходе брифинга отказ во въезде в Азербайджан адвокату Рубена Варданяна Джареду Генсеру, представитель Госдепартамента США Мэтью Миллер отметил, что «Вашингтон последовательно призывает Баку уважать права заключенных в стране». «Мы предпринимаем действия, когда мы не видим, что Азербайджан уважает основные права человека… и мы продолжим проводить эту политику», – добавил Миллер.
-
2024-12-18 10:17
На днях в московском отеле «Арарат парк Хайят» состоялось торжественное награждение лауреатов ежегодной премии Союза армян России «Согласие». В номинации «Посол армянского народа» лауреатом стал Никита ШАНГИН. «Это большая честь для меня и огромная честь быть душой и сердцем с героическим народом Арцаха в эти тяжелые и трагические для него дни. И это, пожалуй, гораздо важнее, чем даже внешнее признание», – отметил в ответном слове Никита Шангин, поблагодарив за высокую награду.
-
2024-12-17 09:49
Мы уже писали о клевете азербайджанской пропаганды относительно Дадиванка – одного из древних арцахских монастырей, жемчужины армянского зодчества 13 века. Сейчас бакинские идеологи ополчились на монастырь Амарас, который на 15 веков старше самого нефтяного квазигосударства под заимствованным у соседнего Ирана названием. Естественно, не имея собственных глубоких корней в регионе и соответствующих историко-культурных аргументов для «обоснования» своих инсинуаций, азербайджанская сторона прибегает к излюбленному примитивному приему – «албанизации» древнего армянского храма.