«ГДЕ МАЯКОВСКИЙ И ГДЕ АРЦАХ?!»
Эти фразы можно было услышать в фойе ГАУ МДС «Дома Москвы в Ереване», где 22 января прошёл очередной показ нашумевшего поэтического спектакля «Во весь голос» Степанакертского русского драматического театра (СРДТ). Постановка строится на произведениях Владимира Маяковского – поэта, который всю свою жизнь искал ответы на вопросы о любви, войне, смерти и смысле жизни. И действительно, вопрос не праздный: как может быть связан Владимир Владимирович Маяковский с Арцахом? На это актёры ответили со сцены, погружая зрителей в атмосферу, где поэзия становится не просто искусством, а живым откликом на трагедию и боль, переживаемые народом, потерявшим Родину.
ЕДИНСТВЕННЫЙ НА СЕГОДНЯШНИЙ ДЕНЬ СТЕПАНАКЕРТСКИЙ ТЕАТР ВНОВЬ ОБРЁЛ СВОЮ ЖИЗНЬ после вынужденного переселения из Арцаха в Ереван, благодаря неоценимой поддержке Общественной организации ДИАЛОГ. СРДТ стал живым олицетворением духовной связи для арцахцев, местом, где продолжается их Родина — не в географическом, а в более глубоком, внутреннем смысле, когда через единство и общение сохраняется не только культура, но и сама суть народа. В каждом слове, произнесённом на сцене, звучит не только грамотный русский, но и тот уникальный арцахский акцент, который наполняет язык и душу особенным теплом, подчеркивая нерасторжимую связь с родной землёй, несмотря на расстояние. Тот родной акцент, который заставляет плакать зрителей.
Маяковский, чьи стихи о любви, войне и человеческой судьбе давно стали частью мировой культуры, неожиданным образом оказывается тесно связанным с переживаниями, которые сегодня испытывают жители Арцаха. В их голосах звучат не только строки поэта, но и его вечная боль, его восстание против несправедливости и утраты. Сцена спектакля превращается в мост между эпохами, где через Маяковского зритель может услышать эхо Арцахской трагедии.
Задумываясь над тем, как через призму творчества Владимира Маяковского можно выразить эту драму, художественный руководитель и главный режиссёр СРДТ Жанна Крикорова создала постановку, которая удивляет и захватывает внимание зрителя своей глубиной и эмоциональной насыщенностью, а также оригинальным подходом к поэтическим интерпретациям Владимира Владимировича и собственного художественного слова
Первая постановка спектакля в Ереване состоялась год назад, и с тех пор многие переживания актёров, видно, стали частью их жизни, не просто ролями, но и глубокой личной рефлексией. В этот раз было ощущение, что их внутренний мир стал более открытым и громко говорящим, что сделало постановку сильнее. Качество игры, без сомнения, стало более зрелым. Несмотря на все терзания, актёры сумели передать не только всю трагичность ситуации, но и ту светлую, пусть и очень хрупкую, надежду, которая по-прежнему живёт в их сердцах.
Спектакль вызывает не только эмоции, но и размышления о более глубоких философских и политических вопросах. Вопреки тому, что сама по себе постановка не является прямым осуждением войны или обвинением в адрес конкретных сторон, она ставит вопросы, на которые сложно найти ответы. Почему мы оказались там, где оказались? Кто мы? За что? Куда идти? Маяковский как бы задаёт эти вопросы, но не даёт готовых ответов. Да и он сам когда-то ощущал себя не менее потерянным... Его флейта-позвоночник не выдержала, надломилась, а жизнь поэта трагически оборвалась.
В ходе спектакля создаётся атмосфера, где звучат не только стихи Маяковского, но и голоса людей, потерявших родину. Голос Арцаха сливается с вечными словами поэта.
ОЧЕНЬ ВАЖНО ОТМЕТИТЬ, ЧТО В НОЯБРЕ 2024 ГОДА СТЕПАНАКЕРСКИЙ РУССКИЙ ДРАМАТИЧЕСКИЙ ТЕАТР при поддержке Общественной организации ДИАЛОГ и ее руководителя Юрия Навояна принял участие во Втором международном фестивале «Арктическая сцена» в Мурманске. Это стало важным этапом в признании театра не только в Армении, но и в международной культурной среде. Театр вернулся с несколькими наградами, среди которых «За сохранение русского языка и культуры» и «За активную гражданскую позицию, представленную через драматургию». Эти награды подчеркивают важность театра как культурного института, который не только сохраняет, но и развивает богатство русской культуры, а также становится важным голосом в обсуждении актуальных общественных и политических тем.
Спектакль завершился аплодисментами зрителей, многие из которых были потрясены глубиной исполнения: они хлопали, стоя, а на глазах блестели слёзы.
«Во весь голос» – это не просто спектакль, это крик души, голос тех, кто потерял родину, но продолжает надеяться и жить, – отметила в беседе с корреспондентом информационно-аналитического портала Dialogorg.ru педагог-русист из Степанакерта Гаяне Агаджанян. – Актёры молодцы, они прекрасно сыграли! Удивительно, что Маяковский и Арцах не противопоставляются друг другу, а становятся частью общей человеческой судьбы. На самом деле, восприятие поэта-глашатая в 17 лет и сейчас, в более зрелом возрасте, – это совершенно разные вещи. То, что говорил Маяковский, как и Булгаков, всегда остаётся актуальным. Человечество, увы, неисправимо. Но будем надеяться на лучшее!
Предстоятель Арцахской епархии Армянской Апостольской Церкви, епископ Вртанес Абрамян, впервые присутствовавший на спектакле, тепло отметил игру актёров и выразил благодарность Степанакертскому русскому драматическому театру и организации ДИАЛОГ. «Пусть Господь благословит их, – сказал он, – у них всё впереди. Пусть в их репертуаре будет не только Маяковский, но и те произведения, которые донесут до людей справедливое и Божье слово. Пусть театр продолжает существовать, сохраняя традиции Арцаха и единство нашего народа».
Напоследок хотелось бы отметить тех, кто талантливо на сцене воплотил голоса вечного Маяковского и родного Арцаха: это – актёры Марта Алтунян, Зоя Саркисян, Рудольф Айриян, Эмма Огольцова, Белла Патваканян, Арутюн Андреасян, Элиза Крикорян.
Елена ПЕТРОСЯН-ШУВАЕВА
ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА
-
2025-01-30 10:57
Выдающийся ученый-геолог, минералог и геохимик Андреас Арцруни (1847-1898) был представителем передовой армянской интеллигенции России второй половины XIX века. Его именем назван редкий минерал арцрунит - двойная соль сульфата свинца и хлорида меди, впервые обнаруженный в Чили, он отмечен также в Греции и Конго. Открыл его А. Арцруни.
-
2025-01-29 18:47
Многие народы имеют уникальные традиции, которые придают особый смысл праздникам. Один из таких ярких и многогранных праздников — Китайский Новый год, или Праздник Весны. Это событие, которое отмечается миллиардами людей, стало символом нового начала и надежды.
-
2025-01-28 09:04
Азербайджанская власть пытается генерировать определенные опасные настроения именно внутри армянской общественности, чтобы использовать армян против армян и, учитывая это обстоятельство, не исключаю, что в ближайшем будущем на этих фальшивых «судебных процессах» могут появиться считающиеся армянами «очевидцы» с фамилией «ян» – под давлением или за деньги, что станет очень сильным пропагандистским инструментом в руках Алиева, написала в своем ТГ-канале эксперт по вопросам Азербайджана Татевик Айрапетян, коснувшись продолжающихся в Баку сфабрикованных «судебных процессов» над военно-политическим руководством Арцаха. В своей публикации она разъяснила, какие цели и инструменты Баку попытается использовать в ближайшем будущем, призвав наших сограждан не поддаваться эмоциям и понимать, что все это – часть гибридной войны, которая ведется против нас, причем не только Азербайджаном, но и властями Армении. Публикацию полностью приводим ниже.
-
2025-01-27 13:50
«Вот те негодяи из числа потомков жертв Геноцида армян, что внимали речам Пашаева, поставившего под сомнение Мец Егерн, и в знак протеста хотя бы не покинули зал во время выступления этого подонка», - пишет на своей странице в Фейсбук юрист-международник Сурен Нерсисян, приводя имена участников встречи с Николом в Швейцарии.