МАРИНИСТ АРСЕН ШАБАНЯН
Он мог стать грамотным управленцем, настолько усердным и исполнительным был в работе, мог продвинуться в банковской сфере, где начал работать на стыке эпох и пользовался большим уважением. Однако он выбрал совершенно другой путь и, посвятив себя живописи, остался преданным ей до конца своих дней.
АРСЕН ШАБАНЯН – ТАЛАНТЛИВЫЙ МАРИНИСТ, КОТОРЫЙ, ПОЛУЧИВ УРОКИ ОТ САМОГО ОВАНЕСА (ИВАНА) АЙВАЗОВСКОГО, вовсе не стал его подражателем, а нашел свою нишу в искусстве изображения морских пейзажей. Будучи современником другого мастера кисти – Геворга Башинджагяна, Шабанян скорее перенял его восприятие моря, но не копировал и его, найдя собственный стиль и путь в живописи.
Имя Арсена Шабаняна не слишком широко известно, во всяком случае в Армении. Из его картин в нашей стране можно увидеть лишь несколько. Одна - «Нормандские рыбаки» (1898 г.) – хранится в Национальной галерее Армении, есть полотна в музее Первопрестольного Эчмиадзина, Центре искусств Бояджян, в частных коллекциях. Тем не менее, весьма скудно представленный на исторической родине, Арсен Шабанян широко известен за рубежом и в первую очередь во Франции, где прожил большую часть своей жизни, состоялся как художник и где в последний раз взглянул на морскую даль.
В прошлом году исполнилось 160 лет со дня рождения этого талантливого живописца, чье творчество в свое время было высоко оценено правительством Франции и чьи работы сегодня можно увидеть на важных аукционах мира. Арсен Шабанян родился в 1864 г. в Западной Армении, в селе Сунинц провинции Карин. Как и во всех армянских семьях, родители решили дать своему сыну хорошее образование и определили его в местную гимназию «Арцнян», где совсем юный Арсен получил первые уроки по рисованию. Мальчику исполнилось 10 лет, когда он был отправлен в Венецию для продолжения учебы в гимназии Мурад-Рафаэлян, где рисованию также уделялось достаточное внимание. Первым педагогом, пробудившим в юном Шабаняне интерес к живописи, был итальянец Эрмолас Паолетти.
К 20-ти годам Арсен Шабанян вернулся домой, поступил на работу в одну из местных компаний в качестве офисного работника, взяв на себя материальную заботу о семье. Однако живопись уже прочно засела в его душе, и все свободное от работы время он отдавал ей. Тем не менее, на том этапе жизни Шабаняна больше заботил вопрос заработка и, когда в 1891 г. руководство решило направить его в Батуми для работы в филиале торгового банка, он сразу согласился.
Город у моря его привлекал. Молодого армянина часто видели сидящим в парке у моря, на пристани, где он делал один живописный этюд за другим. Однажды Арсен Шабанян попросту перечеркнул все, что было в его жизни «до», и твердо решил уйти в «после», где видел только одно – искусство живописи. Этому способствовала и встреча с Айвазовским в Феодосии. Как рассказывал позже Шабанян журналисту армянской газеты Константинополя, визит, нанесенный Айвазовскому, был его личной инициативой: «Я отправился в Феодосию к знаменитому художнику, чтобы представить ему свои художественные опыты».
Имя Арсена Шабаняна не было известно великому маринисту, их первая встреча прошла довольно прохладно. Но когда Шабанян показал свои картины, Айвазовский сразу сменил настрой, пригласил молодого коллегу в свою мастерскую и начал делиться опытом и знаниями, направлять его живопись в более профессиональное русло. Сохранились сведения о том, что перед расставанием Айвазовский сказал Шабаняну, что его художественные опыты имеют большое будущее при условии, если тот будет неустанно трудиться и совершенствовать мастерство.
ВЕРНУВШИСЬ ИЗ ФЕОДОСИИ В БАТУМИ, АРСЕН ШАБАНЯН ПРИНЯЛСЯ РИСОВАТЬ с новым вдохновением и особенным рвением. Картины этого периода говорят о творческом росте, умении использовать оттенки красок для передачи особенностей морского освещения, фрагментов воды в их отличиях по глубине, силе воздействия ветра и т.д. Однако Шабаняну для творческого развития было недостаточно красивого города у моря, и он решил уехать в Париж, в Академию Жюлиана. Здесь он учился у Густава Моро, затем Жана-Поля Лоранса и Бенжамена Констана, переняв у одного академизм, у другого - глубину знаний средневековой живописи, у третьего - навыки передачи на холст восточной и африканской экзотики и в то же время сохранив личные живописные предпочтения. Обогатившись в профессионально, Арсен Шабанян вернулся к природе и морю, которое предпочитал рисовать в штиль и хорошую погоду, на закате и при лунном свете.
Успех был не за горами. В 1900 г. на Парижской выставке в экспозицию Русского отдела наряду с картинами Ованеса Айвазовского и Геворга Башинджагяна были приняты и два полотна Арсена Шабаняна. Вскоре во французской прессе появились и первые блестящие отзывы об этих армянских художниках. Начался этап признания Шабаняна как видного живописца: о нем писали газеты и журналы, его картины печатались в ведущих периодических изданиях, каталогах, альбомах. Постепенно он вошел в разные творческие союзы, став одним из основателей Товарищества маринистов в Париже, членом Группировки армянских художников «Ани» и т.д.
Раз в 3-4 года Арсен Шабанян устраивал персональные выставки своих работ, представляя не только морские пейзажи, но и зарисовки природы, бытовые композиции, цветы, натюрморты. Используя масло и пастель, он осваивал и другие материалы, был прекрасным мастером офорта, работы в технике которого он также представлял публике. Большое место в творчестве Арсена Шабаняна занимали рабочие путешествия. До Первой мировой войны он объездил берега Северного моря и пролива Ла Манш, а после делал этюды на Средиземном море, останавливаясь в Марселе, Ницце, Тулоне и других городах, в том числе и Венеции, пробудившей в нем тягу к живописи еще в юности. Его пленяли и озера, которые также становились объектом творческого вдохновения. С каждой такой поездкой в работах Шабаняна появлялась новая глубина и новое прочтение природы. Используя метод наблюдения за природой, которым пользовались Айвазовский и Башинджагян, он знал каждый ее штрих, связанный с погодой, сезоном, временем суток и передавал это в своей живописи.
В 1926 г. в Париже, в знаменитой галерее Жоржа Петти, где действовал отдельный салон Арсена Шабаняна, открылась большая выставка его работ, после чего французское правительство наградило его орденом Почетного легиона. Французские критики называли Арсена Шабаняна прекрасным знатоком моря, постигшим его разнообразие и глубинную суть.
«Шабанян достоин чрезвычайного внимания и как живописец, и как мастер цветного офорта. Его работы в технике офорта могут быть причислены к наиболее красивым образцам ХХ века», - говорил о нем искусствовед Роже-Миль.
Арсен Шабанян скончался в 1949 г. Его работы выставлялись не только в Париже, но и других городах Европы.
ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА
-
2025-04-28 10:36
В интернет запущен сайт, посвященный деятельности видного армянского киноведа, редактора, сценариста, академика Национальной киноакадемии Армении Роберта Матосяна. Будучи привязанной к персональному вкладу Матосяна в сферу кино, платформа в то же время содержит богатый материал по истории отечественного кинематографа.
-
2025-04-26 11:35
В бельгийском Льеже 21 апреля царил праздник, в котором приняли участие как бельгийцы, так и представители армянской общины. Событие касалось в первую очередь армян и заключалось в установлении в одном из уголков Льежа хачкара, ставшего каменным свидетельством дружбы и духовной связи между армянами и бельгийцами и объединившего два таких разных народа сквозь время и расстояние.
-
2025-04-25 09:10
США, Австралия, Канада, Венесуэла, Швейцария, Швеция, Дания, Норвегия, Нидерланды, Франция, Германия, Великобритания, Россия, Греция, Италия, Ватикан, Чехия, Польша, Индия, Иран, Сирия и даже Турция… 110 лет назад представители этих и других стран, став свидетелями Геноцида армян 1915 года, не смогли остаться равнодушными к первому в мировой истории преступлению против человечества такого масштаба. Каждый из них, будь то дипломат, ученый, педагог, военнопленный, путешественник, врач, миссионер или кто-то другой, оставил свои письменные воспоминания, фотографии, личные предметы как очевидцев резни армян, так и самих жертв. Часть этих документальных свидетельств с 23 апреля стала доступна широкому кругу армянских и международных общественных кругов благодаря выставке, открывшейся в Музее-институте Геноцида армян (МИГА) в канун 110-й годовщины этой величайшей трагедии в истории армянского народа.
-
2025-04-24 09:51
В преддверии 110-й годовщины Геноцида армян 1915 г. в Национальной академии наук РА состоялась международная научная конференция «Национальное пробуждение армянского народа и процесс международного признания Геноцида армян». Инициатором форума выступил Отдел истории Армянского вопроса и Геноцида Института истории НАН РА, в нем приняли участие ученые из Армении, Арцаха, Сирии, Ливана, Ирана, Греции и т.д. Как отметили организаторы, тема нынешней конференции отличается от традиционно обсуждаемых в канун 24 апреля и представляющих разные страницы истории Геноцида со всем его трагизмом и ужасом. По словам доктора исторических наук, профессора Армена Марукяна, в этом году было решено рассмотреть тему с другого аспекта и взять в качестве точки отсчета не 1915, а 1965 год, когда в 50-летнюю годовщину Геноцида в Советской Армении и среди армянства всего мира начался процесс пробуждения национального самосознания, основанный на требовании исторической справедливости.