КАЖДАЯ ИЗ "12 КОМНАТ" АРМЯНСКОГО ДОМА СТАНЕТ МОЗГОВЫМ ЦЕНТРОМ
- Геворг Арамович, расскажите об Армянском доме. Что это за общественная инициатива, почему выбрано именно такое название, есть ли аналогии с созданным в свое время Общественным советом?
- Сразу скажу, что с Общественным советом лучше не проводить - это дисквалифицирует силу идеи. К сожалению, Общественный совет при президенте РА оказался "мертворожденным дитя", хотя я когда-то, в конце 90-х годов и начале 2000-х сам активно "спонсировал" создание ОС. Идея была хорошей, воплощение плохим. Что касается Армянского дома, было два импульса, две составляющие к его созданию. Одна из них, главная, мощная - историческая.
Еще в XVIII веке в Индии, наш соотечественник Шаамир Шаамирян написал конституцию для Армении, очень солидный труд, по праву считающийся выдающимся достижением правовой мысли. Причем у нас тогда не было государственности, однако Шаамирян написал конституцию, в которой описывал армянское государство как парламентскую республику. И назвал ее Армянским домом. Так что название взято из лабиринтов истории 250-летней давности. Армянский дом - дом, в котором живут армяне. Так что первый посыл к нынешней инициативе - исторический, в том смысле, что пора возвращаться к своим корням, а не терять по крупицам идентичность.
Вторая составляющая - это осознание того, что на сегодняшний день система партийности, может быть, и не изжила себя полностью, но изрядно дисквалифицирована в глазах народа. Люди ни одной партии особо не доверяют. У нас вообще политическое поле - это руины. И я смотрю: по опросам к партиям вообще нет никакого доверия. Это, увы, тот социально-политический институт, который себя изживает. Партии не воспринимаются как представители хотя бы какой-то части населения, общества. Они воспринимаются как малые группы, своего рода междусобойчики, ставящие свои задачи и пытающиеся их решать через власть. То есть они полностью потеряли политическую легитимность в глазах общества.
Скажем, в странах с демократическими традициями, действующими 200 или более лет, еще существует какая-то устойчивость политической системы. Есть уже солидная практика, и вся борьба идет между двумя-тремя, максимум четырьмя политическими силами, но это серьезные силы, имеющие за собой немалое количество населения и немалые группы общества. За нашими партиями, которых то ли 80, то ли больше, зачастую никого нет, кроме самих членов этих самых партий. Получается, они представляют себя, и никого больше, поэтому и отношение к ним соответствующее. И на этом фоне у гражданских обьединений, не несущих партийных, кулуарных интересов, сегодня больше возможностей. И доверия к ним больше.
Если новосозданному Армянскому дому удастся объединить здоровые силы нации, это многое изменит. Суть в том, чтобы национальная элита - творческая, художественная, техническая, научная, и т.д., и здесь, и в диаспоре, объединилась. И понятно, что это не политическая партия, совершенно очевидно, что они не будут стремиться к власти. Нет, это такой институт, который будет выдавать профессиональные , авторитетные решения, рекомендации, причем выдавать не кулуарно власти, а именно обществу. Потому что общество тоже нуждается в, скажем так, правильном слове - от людей, которые не лично, не шкурно заинтересованы, а потому что они действительно так считают, и у них большой жизненный и профессиональный опыт.
- То есть это своего рода слово "национальных мудрецов"?
- Можно и так сказать. Две вещи сегодня очень важны: нам всем крайне необходимо вернуться в лоно здравого смысла, полностью отвергнутого в контексте нашей реальности - иначе мы потеряем государственность. Второе: необходимо, чтобы шкурная, политическая, партийная заинтересованность не мешала видеть объективную картину. Когда ты видишь объективную картину, будь ты медик, музыкант, ученый, при условии, что нет корыстных целей, ты можешь выдавать действительно ценные решения, рекомендации, сценарии, озвучивать действенные шаги, необходимые для решения проблем. В Армянском доме мы запрограммировали "12 комнат", каждая из них - это мозговой центр: по внешней политике, экономике, внутренней политике, социальной, образовательной, научной сферах, и т.д.
Все 12 важнейших сфер охвачены. И сейчас мы просто объявили старт, что открываем идею создания Армянского дома, двери его открыты для всех армян, заинтересованных в том, чтобы страна и нация процветали. И самое главное - чтобы мы смогли объединить все могущие силы и Армении, и Спюрка, объединить над теми серьезнейшими вызовами, которые сегодня перед Арменией стоят. Вообще стоит вопрос - будет Армения или нет, в каком виде она будет. Нам нужны очень серьезные аналитики, предлагающие идеи, решения. Возможно, впоследствии какие-то политические силы, если таковые найдутся, смогут ими пользоваться. Но самое главное - донести эти идеи до общества. Это очень важно, потому что у нас уже укоренилась нехорошая традиция выискивать "хвосты" - за этим деятелем стоит такой-то, за другим - такой-то. Надо полностью избавиться от такого подхода. Никакой партийности.
- Но ведь то, чем будет заниматься Армянский дом, - это тоже политика?
- Конечно, в широком смысле все то, чем мы собираемся заняться - это политика, но никак не партийная.
- Возникает вопрос: какое воздействие - действенное - будут иметь решения, рекомендации Армянского дома? Не хочется опять же возвращаться к теме Общественного совета, но ведь он тоже в свое время реагировал на те или иные важные для общества темы, давал им оценку в контексте разных сфер, предлагал решения, которые однако никто не слушал, потому что речь шла всего лишь о совещательном органе, не имеющем никаких реальных полномочий. Почему вы думаете, что с Армянским домом будет все по- другому, особенно при власти, которая кроме себя никого не слушает? Как сделать так, чтобы создание Армянского дома не вылилось в очередную гражданскую инициативу с прекрасными целями и решениями, которые уйдут в песок?
- Давайте сделаем небольшой экскурс - почему с Общественным советом случилось то, что случилось. Две основные причины. Первая заключается в том, что, когда мы планировали создать Общественный совет, он задумывался как конституционный орган, решения которого должны быть обязательны для отраслевых министерств. Но этого не произошло. Власть поняла, в чем опасность. Идея была отвергнута, и Общественный совет превратился в совещательный орган при президенте. То есть уровень сразу опустился.
Второе: порочность была в том, что власть сама формировала Общественный совет. То есть она подбирала людей, более или менее комфортных для власти. Это тоже многое испортило, даже при том, что и в таком статусе находились люди, которые говорили, критиковали действия власти. Однако, поскольку основной состав был подобран властью, это не могло работать с высокой эффективностью. Меня тоже приглашали в Общественный совет, я отказался, хотя сам много лет боролся за его создание. Но когда увидел реализацию идеи в том виде, в котором она реализовалась, превратившись в своего рода карманный орган при президенте, это было сильное разочарование.
Сейчас то, что мы делаем в контексте создания Армянского дома, делаем именно мы: не власть формирует, не она решает, кому в этом Армянском доме быть и чем заниматься. Второе: мы вовсе не думаем и не надеемся, что к нашим решениям власть будет прислушиваться. Нет, конечно. Потому что если бы власть была самостоятельной, она нуждалась бы в советниках. А поскольку она под внешним управлением, никакие советники, тем более изнутри, ей не нужны. Активность Армянского дома направлена на потенциал нации, общества. Это очень важно! А такой потенциал был, и он не может исчезнуть, он есть. Только надо его поднять, чтобы люди поняли, что есть кому думать о глобальных вопросах - национальных, государственных, и т.д., и высказаться об этом публично. И одно дело, когда говорит один человек - за ним потом можно пойти, подкопать под него, арестовать, заткнуть, а когда говорит организация, в которой много профессионалов, в том числе из диаспоры, не возьмешь же всех, скажем, 50 человек не арестуешь.
Армянский дом будет высказываться активно, открыто, и в прессе тоже. Живые силы, которые в любом народе есть и в нашем тоже, эти самые силы мы пытаемся вновь оживить. Слабое общество всегда уступает власти, когда же общество находит силы, власть уже думает - какой борт, какой самолет и в какую страну удрать. Поднять живые силы нации - такова цель. Не говорю, что реализуется очень быстро, через месяц-два, но это надо делать. В Армении сейчас вовсю работает отрицательная селекция - выбирают плохих, которые назначают еще более худших. Сколько ж можно?! Надо сломать такой уничтожающий страну и ее будущее подход.
ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА
-
2025-04-10 09:38
"Минская группа существовала, потому что до заявлений Пашиняна в Праге терцелостность Азербайджана была под большим вопросом", – говорит в интервью "ГА" доктор исторических наук, главный научный сотрудник ИМЭМО РАН Александр КРЫЛОВ.
-
2025-04-05 09:37
"Зангезурский коридор" приобретает стратегическое значение в контексте реализации военных действий против Ирана", - говорит в интервью "ГА" военно-политический аналитик Айк НАГАПЕТЯН.
-
2025-04-03 09:51
На днях в Москве с блеском прошел сольный концерт танцевального ансамбля “Джавахк”, соорганизатором которого выступила “Джавахкская диаспора России”.
-
2025-04-03 09:10
"В Гюмри народ выиграл тем, что пошел на выборы", - говорит в интервью "ГА" социолог, академик НАН РА Геворг ПОГОСЯН.