Последние новости

ЭММАНУИЛ МКРТЧЯН: ШАЛЬНЫЕ ДЕНЬГИ ПРИШЛИ И УШЛИ, ОСТАЛИСЬ СИСТЕМНЫЕ ПРОБЛЕМЫ

С началом боевых действий на территории Украины и санкций в отношении России экономика Армении пережила беспрецедентный всплеск активности: резкий рост импорта, экспорта и внутренних инвестиций, поддержанных притоком капитала и людей в основном из России. Однако спустя три года, в условиях условной стабилизации, страна сталкивается с глубокими структурными проблемами.
В интервью
VERELQ экономический обозреватель, генеральный директор агентства "Арминфо" Эммануил Мкртчян анализирует причины спада внешней торговли, снижение внутреннего спроса, ситуацию на ипотечном рынке и парадоксально устойчивый рост банковского сектора.

Макроэкономика: что стоит за падением внешней торговли?

- Господин Мкртчян, в последние месяцы зафиксировано резкое сокращение внешней торговли Армении. Это связано с уходом волны реэкспорта или с системным снижением экономического потенциала?

- Если говорить о макроэкономических показателях, то проблема гораздо глубже. Армения на протяжении долгого времени не инвестировала в экономику в должной мере. Государство не использовало финансовые ресурсы, чтобы создать долгосрочный экономический потенциал. Вместо этого — хроническое недофинансирование.

Что касается внешней торговли, то ее рост в 2022–2023 годах во многом обеспечивался повышением спроса, вызванного притоком населения и капитала из России. Сначала прибыло около 100 тысяч человек, затем число снизилось до 80 тысяч, и теперь в стране остаётся около 30 тысяч релокантов. Это создало временный, но значительный внутренний спрос, удовлетворявшийся в основном импортными товарами, поскольку отечественное производство не успевало за динамикой.

 Шальные деньги ушли, остались проблемы«Государство собирало деньги, но не инвестировало в развитие. Потенциал не был создан».

Сейчас этот временный спрос снижается. Мы видим, что торговые сети фиксируют падение выручки — а значит, и объема продаж. Это прямое следствие снижения спроса. Дополнительным ограничивающим фактором стали усилившиеся налоговые нагрузки, которые изымают деньги из оборота, ослабляя потребление.

Фискальная политика: давит ли налоговая система на экономику?

- Получается, что нынешняя налоговая политика фактически снижает экономический потенциал страны?

- Совершенно верно. Повышенное налоговое давление — это упреждающий удар по внутреннему спросу. Вместо того чтобы стимулировать экономику через государственные инвестиции, правительство предпочитает собирать налоги, не возвращая средства в виде капитальных вложений.

Например, за последние годы практически не продвигаются крупные проекты — строительство водохранилищ, транспортной инфраструктуры, модернизация коммунальных сетей. Только один объект был сдан в эксплуатацию. Остальные проекты либо заморожены, либо отложены. Государство ожидает внешнего финансирования, но само не проявляет активности.

«Мы снова погружаемся в стагнацию, как в последние годы правления Сержа Саргсяна».

Кроме того, исчерпан и эффект от реэкспорта золота. Россия отменила экспортные пошлины, и теперь напрямую торгует с Объединёнными Арабскими Эмиратами. Армения перестала быть транзитным узлом, что убрало ещё один источник “лёгких” доходов.

Недвижимость и ипотека: спад или стабилизация?

-В строительной отрасли наблюдаются признаки замедления. Некоторые проекты приостановлены. Означает ли это надвигающийся кризис?

- Нет, оснований для паники нет. Да, темпы строительства могут сократиться, но это не кризис. Спрос на жильё сохраняется, в первую очередь благодаря армянской диаспоре. Эти покупатели по-прежнему активно инвестируют в недвижимость.

Я общался с представителями рынка — они внедряют зарубежные модели работы, например, системы предпродаж и гибкие схемы финансирования. Несмотря на отмену налогового вычета на проценты по ипотеке, застройщики считают, что смогут адаптироваться.

Да, рынок замедляется, но остаётся жизнеспособным. Никакого обрушения, как во время мирового финансового кризиса, не предвидится.

Банковский сектор: почему он растёт на фоне спада?

-Несмотря на замедление экономики, банки демонстрируют уверенный рост. Как объяснить рост прибыли на 21% в первом квартале 2025 года?

- Экономика возвращается к своему естественному темпу роста — 3-4% в год. Это не спад, а нормализация. Банки адаптировались к новым условиям и используют инструменты, такие как рефинансирование. В прошлом году процентные ставки заметно снизились, что позволило банкам предлагать более выгодные условия, рефинансируя ранее выданные дорогие кредиты. Формально это отражается как рост кредитной активности.

Кроме того, пониженные ставки способствуют росту общего объема кредитования. Инструменты, такие как лизинг и факторинг, также активно применяются. Экономика функционирует — и банки продолжают её обслуживать. Просто ушел тот неестественный, спекулятивный рост, который мы наблюдали ранее.

Также следует отметить, что после оттока российской волны релокантов, завершился период избытка наличности на рынке. Люди снова начали обращаться за кредитами, чтобы покрыть расходы, и этот процесс отражается в банковской прибыли.

Таким образом, банковский сектор остается устойчивым и адаптируется к новым условиям — даже на фоне замедления других отраслей.

Заключение

Экономика Армении постепенно выходит из фазы бурного роста, вызванного внешними факторами, и возвращается к более стабильному, но скромному развитию. При этом системные проблемы, такие как слабая инвестиционная политика государства, отсутствие стратегических инфраструктурных проектов и налоговое давление, остаются актуальными. По мнению Эммануила Мкртчяна, важно, чтобы государство не просто собирало налоги, но и использовало их для создания будущего потенциала.

«Шальные деньги ушли, остались проблемы, которые нельзя решать старыми методами».

ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ