Последние новости

Договор дороже сроков: Алиев, «уклонившись» от Москвы, не обнадёжил Пашиняна в Тиране

Иран призвал Армению и Азербайджан ускорить подписание мирного договора между двумя закавказскими республиками. С таким заявлением выступил министр иностранных дел Исламской Республики Аббас Арагчи, принимая 17 мая в Тегеране секретаря Совета безопасности Армении Армена Григоряна.

Как сообщили в пресс-службе армянского Совбеза, глава иранского внешнеполитического ведомства «подчеркнул чёткую позицию Ирана и поддержку территориальной целостности и суверенитета Республики Армения». Стороны обсудили ситуацию в сфере региональной безопасности и «подчеркнули необходимость (установления) стабильного и прочного мира».

По данным иранского информагентства ISNA, Арагчи заверил Григоряна, что Тегеран «приложит все усилия и содействие» для подписания армяно-азербайджанского соглашения.

Несмотря на обращённые прежде всего к азербайджанской стороне многочисленные призывы ряда стран и международных организаций подписать мирный договор как можно скорее, подвижек в данном вопросе с 13 марта текущего года не наблюдается. Именно в тот день официальные лица в Баку и Ереване объявили о завершении переговоров по разработке проекта соглашения «Об установлении мира и межгосударственных отношений между Республикой Армения и Азербайджанской Республикой».

Текст мирного договора полностью согласован, однако президент Ильхам Алиев не спешит обрадовать премьер-министра Никола Пашиняна новостью о готовности поставить свою подпись под межгосударственным документом.

Как известно, Баку выдвинул перед Ереваном два условия: удалить из текста нынешней Конституции Армении «территориальные претензии» к Азербайджану, а также оформить совместным решением роспуск Минской группы ОБСЕ, которая была создана в начале 1990-х годов в качестве международного механизма для содействия урегулирования карабахского конфликта.

Против второго условия армянский премьер не возражает. Пашинян фактически не против и внесения изменений в Основной закон республики, так как ранее выдвинул концепцию «реальной Армении», которая зиждется на принципе построения армянской государственности исключительно в территориальных пределах бывшей АрмССР. Более того, лидер «бархатной революции» запустил процесс конституционной реформы и стал готовить общественное мнение к принятию Основного закона на основе указанной политико-правовой концепции.

Вот только сроки завершения данного процесса не позволяют надеяться на скорое подписание договора с Азербайджаном, если, разумеется, тамошнее руководство вдруг не снимет своё главное условие на пути к заключению мира с Арменией. Во что, признаться, верится с большим трудом.

По всем признакам перспектива подписания исторического для Еревана и Баку документа отодвигается на вторую половину следующего года. Это в лучшем случае, при котором премьерская партия успешно минует парламентские выборы в июне 2026-го, оставшись у власти, а также добьётся успеха и по итогам конституционного референдума. На данном пути Пашиняну ещё предстоит взвесить внутренние и внешние политические риски на случай принятия решения о проведении парламентских выборов и конституционного референдума в один день.

Между тем в армянском экспертном сообществе уже сейчас сформировалось преобладающее мнение, что вышеупомянутая перспектива мира может быть перенесена и на 2027 год. Неспешная манера ведения Алиевым дел с Пашиняном настраивает на сдержанность в прогнозах относительно подписания договора, даже если следующий год принесёт действующему главе армянского правительства воспроизводство у руля республики и одновременно новый текст конституции, заточенной под концепцию «реальная Армения».

Президент Азербайджана и премьер-министр Армении 16 мая провели краткую беседу на полях 6-го саммита Европейского политического сообщества (ЕПС) в столице Албании. Это стало их первой встречей после полного согласования переговорными командами двух соседних стран текста мирного договора.

Ожидалось, что такой контакт на высшем уровне состоится 9 мая в Москве, куда для участия в торжественных церемониях по случая 80-годовщины Победы в Великой Отечественной войне были приглашены оба закавказских лидера. Однако, напомним, Алиев, в отличие от Пашиняна, уклонился от визита в российскую столицу, сославшись на необходимость участия в праздничных мероприятиях внутри Азербайджана.

Примечательно, что спустя ровно одну неделю он нашёл время приехать в Тирану на очередной саммит ЕПС. В таком «демарше» азербайджанского лидера комментаторы усмотрели подтверждение определённой неблагополучности нынешнего этапа отношений между Москвой и Баку. Последние события в двусторонних отношениях, на которые мы ранее обращали внимание, по всей видимости, подвигли Алиева к столь демонстративному отказу от поездки в российскую столицу фактически в последний момент.

«Запоздавший» личный контакт с азербайджанским президентом не принёс армянскому премьеру уверенность в достижимости скорейшего подписания мирного договора. Напротив, только укрепилось ощущение вышеупомянутой неспешности Алиева. Параллельно со встречей в албанской столице официальный Баку вновь напомнил о двух своих предварительных условиях на пути к заключению мира.

«Внесение изменений в Конституцию Армении, представляющей прямую угрозу национальной безопасности Азербайджана, является ключевым условием установления мира, требовать которого Азербайджан имеет законное право», — указали в МИД республики.

Армянские эксперты, в своём большинстве скептически настроенные в отношении ближайших по времени сроков подписания мирного договора, ожидаемо отреагировали на сигналы от азербайджанской стороны.

«Это показывает, что все те заявления о том, что нас ждут хорошие новости, не имеют под собой никаких оснований. Иными словами, Баку продолжает настаивать на внесении изменений в армянскую конституцию», — отметил политолог Тигран Григорян. По его словам, после согласования текста мирного договора стало очевидно, что «минимальный дедлайн», необходимый для выхода на заключение мира, «это 2026-й, возможно и 2027 год». «Даже если бы Армения захотела, она не сможет внести поправки в конституцию быстрее, поэтому трудно ожидать, что какой-либо документ будет подписан до (наступления) 2026 года», — полагает он.

После разговора Пашиняна и Алиева в Тиране армянская сторона сообщила, что лидеры «подчеркнули важность продолжения процесса по подписанию мирного соглашения». «Обе стороны подчеркнули важность согласования текста мирного соглашения между Арменией и Азербайджаном. Стороны обсудили текущую ситуацию и подчеркнули важность продолжения процесса подписания соглашения», — говорилось в сообщении пресс-службы армянского правительства.

Азербайджанская сторона в свою очередь вовсе не сделала отдельного официального заявления по поводу встречи. Единственным свидетельством беседы Ильхама Алиева с Николом Пашиняном стал размещённый на аккаунтах президента Азербайджана в социальных сетях короткий ролик, содержащий фрагменты его встреч с различными лидерами на полях 6-го саммита ЕПС.

«Встречу Пашиняна и Алиева трудно назвать переговорами, как мы увидели, это были некие контакты, происходившие в весьма неформальной обстановке, которые вряд ли могли дать (конкретные) результаты», — констатировал политолог Григорян.

За несколько дней до беседы Пашиняна и Алиева в албанской столице министр иностранных дел Армении Арарат Мирзоян, который вместе с азербайджанским коллегой Джейхуном Байрамовым непосредственно вёл переговоры по согласованию текста мирного договора, неожиданно для многих в беседе с журналистами в Ереване обмолвился о возможности «хороших новостей» уже «в ближайшем будущем». Впрочем, из полного заявления главы армянской дипломатии по данному поводу видно, что оптимизм Еревана относительно близости «хороших новостей» остаётся весьма сдержанным.

«Всё уже сказано, по сути. Добавить или обновить информацию на данный момент — нечего. Как ранее мы были готовы начать консультации в этом направлении (о сроках и месте подписания мирного договора. — Ред.), так и сейчас готовы. Конечно, к сожалению, мы слышим разные заявления с азербайджанской стороны. Пока прогресса нет, но разговоры есть, и, как и в случае любых переговоров, давайте запасёмся терпением. И, возможно, в ближайшем будущем будут хорошие новости», — сказал глава МИД Армении.

Позже в правящей партии «Гражданский договор», лидером которой является Никол Пашинян, предположили, что заявление Арарата Мирзояна основано не на изменении позиции Баку, а на ожиданиях Еревана.

Ожидания армянской стороны относительно скорого выхода на подписание мирного договора, тем более, если они основаны на сдержанном оптимизме, можно только приветствовать. Другой вопрос, что сколь-нибудь значимые предпосылки для прорыва на пути к заключению мира на нынешнем этапе и в обозримой перспективе отсутствуют.

Так или иначе, но вселять надежду в армянского избирателя заявлениями о приближении «эпохи мира» в регионе и связывать успешность этого процесса с победой ныне правящей партии на выборах 2026 года, пожалуй, станет главным посылом Пашиняна в ходе предстоящей избирательной кампании.

ЕADaily

ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ